Рабочая программа по внеурочной деятельности в 10 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Метапредметные результаты:
⎯ ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: ⎯ определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
⎯ находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
⎯ решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. ⎯структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
⎯ преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
⎯ интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
⎯ откликаться на содержание текста:
⎯ связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; ⎯ оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
⎯ находить доводы в защиту своей точки зрения;
⎯ откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
⎯ на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
⎯ в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
⎯ использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
⎯ находить способы проверки противоречивой информации;
⎯ определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Внеурочная деятельность по литературе не просто дополняет традиционные формы обучения. Эта деятельность оказывают свое влияние на все аспекты образовательного процесса. Она поляризует образовательное пространство, открывает его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращает оценивание в самооценивание, вводит школьника в сферу социальных отношений. Личностные результаты:
⎯ совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской и мировой литературе, к культурам других народов;
⎯воспитание в себе вдумчивого, талантливого читателя, понимающего ценность чтения; ⎯ проявление инициативы при поиске способа решения задач;
⎯ способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
На занятиях кружка используются следующие формы работы: ∙ эвристическая беседа; ∙ индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность; ∙ выразительное чтение; ∙ самостоятельная творческая работа - творческие мастерские; ∙ артикуляционные разминки; ∙ обсуждение проблемных вопросов; ∙ конкурсы; ∙ мини-концерты; ∙ словесное рисование.
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Проблема подростков
«Мстители»
Блок №8
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь)-открытое мероприятие.
Блок №9
Современные поэты(Киберов, Рыжий,Полозкова )
Блок №10
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Блок №11
Нравственные беседы.Д.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Блок №12
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» . 45 писем, изучение важных по проблематике.
Блок №13
Современная проза
Блок №14
Сочинения разных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечания | |
планируемая | фактическая |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | 1 | 04.09 | ||
2. | Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. | 1 | 11.09. | ||
3-4 | Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». | 2 | 18.09-25.09 | ||
5-6 | Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. | 2 | 02.10-09.10 | ||
7-8 | Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» . Женщина и война .Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» | 2 | 16.10-23.10 | ||
9-10 | Береги в себе человека. Слово, необходимое России.В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии | 2 | 30.10-13.11 | ||
11-12 | Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. | 2 | 20.11-27.11 | ||
13-14 | Проблемы подростков. В,Железняков «Чучело», Д.Киз «Цветы для Элджернона» | 2 | 04.12-11.12 | ||
15-16 | Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др. | 2 | 18.12-25.12 | ||
17-18 | Современная поэзия : Тимур Киберов, Вера Полозкова | 2 | 15.01-22.01 | ||
19-21 | Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» | 3 | 29.01 05.02. 12.02 | ||
22-24 | Беседы о нравственности.Дмитрий Лихачев. «Письма о добром и прекрасном» | 2 | 19.02-26.02 | ||
25-26 | Беседы о нравственности В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» | 2 | 05.03-12.03 | ||
27-28 | Современная драматургия | 2 | 19.03-26.03 | ||
29-30 | Современная проза.В.Пелевин.В.Сорокин | 2 | 02.04-09.04 | ||
31-34 | Сочинения разных жанров | 4 | 16.04 23.04 07.05 14.05 | ||
35 | Современная зарубежная литература | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...