Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Халиева Ирина Анатольевна

Урок-практикум по овладению навыком синтаксического и пунктуационного разбора предложения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка в 5 классе

по теме

«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»


Подготовила: учитель русского языка

и литературы

                              Халиева Ирина Анатольевна

                             

                             МБОУ «Ложковская средняя

                                                            общеобразовательная школа»

2019 г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (образовательные):

  • обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;
  • знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
  • формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
  • наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
  • развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Метапредметные:

  • формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
  • формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
  • формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Ресурсы урока:

  • учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
  • рабочие листы для учащихся;
  • карточки для групповой работы;
  • средства мультимедиа;
  • фонограмма музыкального произведения.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. (Слайд 1)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы познакомились с вами с жанром письма. И домашним заданием было написать письмо Деду Морозу, так как скоро всеми любимый праздник Новый год. Мы договорились, чтобы письмо было не просто с просьбой о подарке, а с рассказом о себе, о ваших мечтах, целях. А чтобы письмо к Деду Морозу дошло без ошибок, я вам в этом помогу.

(дети опускают письма в почтовый ящик)

- Ребята, а нам в школу сегодня тоже пришло письмо от литературного героя, вы его все знаете (слайд 2) (дети говорят – Незнайка). Давайте откроем и посмотрим, что же он пишет.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

 - А по интонации?

 - Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?

Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?

Учитель: И правда, ребята, где пригодятся все эти знания? В каких разборах? (синтаксическом и пунктуационном) Записываем тему. (слайд 3)

3. Повторение. Составление алгоритма. (заполнение рабочих листов, на каждом этапе разбор примеров)

1) (Слайд 4) Определите вид каждого предложения по цели высказывания:

- Ноябрь –третий месяц осени.

- Ребята, а вы любите осень?

- Нарисуйте осенний лес.

2) (Слайд 5) Прочитайте предложения с разной интонацией:

- Как осень хороша! Как чисты небеса!

- Наступил холодный ноябрь.

3) (Слайд 4) Чем отличаются эти предложения?

- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.

- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.

4) (Слайд 5) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?

- Наступил ноябрь.

Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.

5) (Слайд 6) Перед вами два предложения. Расскажите, чем они осложнены:

- Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

   Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)

4. Минута релаксации. (Слайд 7-картинка осень) Ребята, мы с вами хорошо потрудились, по нашему алгоритму мы можем про одно предложение составить целый рассказ. А сейчас настало время немного отдохнуть. Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. (включается музыка из цикла «Времена года» Чайковского – «Ноябрь» )

И давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

5. Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

- А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

6. Применение знаний. Рефлексия.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения (один учащийся работает у доски)

Поздней осенью птицы улетают на юг.

7. Включение нового знания в систему знаний.  Работа с учебником.

П. 45 – Пунктуационный разбор (чтение порядка пунктуационного разбора)

- Для того чтобы выполнить верно пунктуационный разбор, мы должны знать знаки препинания и уметь видеть их функцию в предложении. Запишите, пожалуйста, пользуясь учебником, в ваши рабочие листы с алгоритмами каждый знак препинания в нужную колонку таблицы (Знак завершения, разделения и выделения) (Слайд 8, 9) самоконтроль – сверить с образцом

8. Групповая работа (в парах). Работа с карточками. Внимательно рассмотрите разборы. Найди ошибки в разборах. Исправьте их.

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.

Обсуждение, сверка с правильным вариантом на слайде. (Слайд 11)

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение вопросительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими.

9. Рефлексия и оценивание.

Наш урок завершается. Незнайке мы отправим ответы на все его вопросы. А вы, ребята, ответьте мне некоторые вопросы:

- Чему научились на уроке?

- Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?

- Что показалось самым трудным?

10. Домашнее задание: (слайд 12) П. 44, 45 упр.228; 231 (устно)

11. Спасибо за урок (слайд 13)


Синтаксический разбор предложения

Проверь себя!

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

  1. Вид предложения по цели высказывания:

  1. Вид предложения по интонации:

        

  1. Вид предложения по количеству грамматических основ:

        

  1. Вид предложения по наличию второстепенных членов:

        

  1. Осложнено предложение или нет. Если да, то чем:

        

  1. Схема предложения.

ОБРАЗЕЦ: На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными определениями)

[ O, O, O = - ].

Знаки препинания

Знаки завершения

Знаки разделения

Знаки выделения

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Найдите и исправьте ошибки

- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)

                                           что?

- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

 - А по интонации?

 - Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие бывают члены предложения?

- Чем может быть осложнено предложение?

Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?

https://www.psychologos.ru/images/Neznaika_1420187912.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...