Жанр шутки в речи современной молодёжи.
статья по русскому языку

Свирина Анастасия Евгеньевна

В статье проводится детальный анализ жанра шутки в речи современной молодёжи как одного из частотных в речевой практике жанров комического. Рассматривается также современное состояние жанра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya._zhanr_sovremennoy_molodyozhnoy_shutki.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Свирина А. Е.

г. Новокузнецк (Россия)

ЖАНР ШУТКИ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В статье проводится детальный анализ жанра шутки в речи современной молодёжи как одного из частотных в речевой практике жанров комического. Рассматривается также современное состояние жанра.

Ключевые слова: юмор, чувство юмора, речевой жанр, шутка, молодёжная шутка, требования к использованию шутки, особенности шутки.

Мы живем в эпоху, когда юмор занимает заметное место практически во всех социальных сферах (политике, рекламе, моде, театре). Исследователи утверждают, что юмор служит важным средством указания принадлежности к определенной группе. Юмор служит, по мнению исследователей, не только «метками» границ какого-либо класса или слоя, но и средством интеграции внутри них и в то же время отделения этих классов друг от друга.

Молодёжный юмор является наиболее прогрессивным, современным течением, поэтому изучение его сущности и функций, которые он выполняет, является важной задачей для нашей исследовательской работы.

Целью нашего исследования является анализ жанра молодёжной шутки с опорой на уже известные данные различных наук (психологии, языкознания, риторики, теории литературы, этики, эстетики) с намерением определить современное состояние данного высказывания.

Жанры комического являются достаточно исследованными в научной литературе, в том числе и жанр шутки. Шутку как речевой жанр рассматривала Ю. В. Щурина, основываясь на концепции М. М. Бахтина; А. Д. Шмелёв более подробно описывал жанрообразующие признаки шутки в своей работе «Русский анекдот. Текст и речевой жанр» и др. Педагогические возможности использования шутки и других комических жанров в речи учителя был рассмотрены в работах А. П. Сурковой [5]. В то же время жанр шутки считается не до конца исследованным, так как в науке до сих пор отсутствуют полное и качественное понимание того, какими особенностями обладает шутка как современный комический жанр речи.

Шутка – явление, которое можно рассматривать в рамках межкультурных традиций. Ведь сам по себе юмор – явление межкультурное и многообразное. Следовательно, мы решили, что всесторонне охарактеризовать шутку невозможно без определения того, что представляет собой чувство юмора и какие его особенности проявляются у современной молодёжи.

Понятие «чувство юмора» возникло в XIX в. и изначально обозначало способность воспринимать и понимать юмор.

Основу современного подхода к пониманию индивидуально-типологических особенностей в исследовании юмора заложил И. Кант. По его мнению, с одной стороны, чувство юмора связано со способностью выделять и определять противоречия на уровне мышления, и с другой – с особенностями протекания телесных процессов, связанных, прежде всего, с темпераментом.

Возраст накладывает свой отпечаток на процессы восприятия и воспроизведения юмора. Для молодежи в большей мере характерна эгоцентрическая мотивационная направленность юмора: желание обесценить других с помощью юмора, возвыситься над окружающими, что может быть результатом ограниченности возможностей молодых людей заявить о себе, показать себя в выгодном свете.

Молодые люди считают, что в достижении своих целей необходимо пользоваться юмором, следовательно, идет работа над развитием чувства юмора, которое для молодежи является важным аспектом саморазвития.

Молодые люди, которые хорошо понимают как специфические, так и неспецифические характеристики чувства юмора, но не слишком высоко оценивают собственное умение шутить, чаще реагируют на шутки по поводу социального неблагополучия, «несознательности» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости. Приведём пример: «Хочу, чтобы в моду вошла бедность. Я хочу быть модным».

Молодёжь с высоким показателем «энергичности» чувства юмора охотнее смеётся над невежеством, ограниченностью окружающих (в основе этих предпочтений – самоутверждение через демонстрацию своей «отличности» от объектов шуток). Например,

 Ой, а вы левша, да?

 Нет, я специально пишу левой рукой для тупых вопросов.

При этом избегаемой темой для них становится тема достижения высокого положения в обществе, получения широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице.

Молодые люди, гордящиеся своим умением шутить, предпочитают шутки на алкогольную тематику (можно предположить, что в качестве объяснительного принципа в данном случае выступают глубоко интериоризованные субъектом социальные запреты, чувства вины и стыда). Приведём пример: «Был бы алкоголь, а проблемы я сам найду!».

Молодежь, использующая юмор для помощи другим, предпочитает шутить по поводу денег и материального достатка. На данную тему можно привести следующий пример:

 Что бы вы поменяли, если могли вернуться в прошлое?

 Рубли.

Охарактеризуем далее особенности шутки как речевого жанра.

Мы в своей речи используем конкретные, как нам кажется, индивидуальные высказывания, но в зависимости от стиля общения, ситуации общения, участников коммуникации мы выбираем те или иные формы для выражения своих мыслей и намерений. «Каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний», которые М. М. Бахтин и назвал речевыми жанрами [1, с. 237].

Речевые жанры комического, в частности, шутка, являются приемами косвенного воздействия на собеседника. Они помогают избежать конфликтных ситуаций в процессе общения, ведь чаще всего причиной конфликта между собеседниками является «напряжённость», которую можно избежать удачной и уместной шуткой.

Ю. В. Щурина отмечает, что шутка «представляет собой многоцелевой речевой жанр, иллокутивная сила которого складывается из нескольких составляющих, причем обязательным является наличие в качестве доминирующего компонента сознательной установки на комический эффект» [7]. В нашем исследовании мы будем придерживаться именно этого определения, так как именно в нём, по нашему мнению, достаточно полно раскрыт характер исследуемого жанра.

Для того, чтобы охарактеризовать шутку, необходимо описать определенные требования к её использованию, которые придают жанру уместный характер, но зачастую нарушаются представителями молодого поколения.

Шутка должна соответствовать определенным эстетическим запросам участников общения. В качестве нежелательных в типичных ситуациях общения примеров юмора можно отметить так называемый «черный» юмор, суть которого – циничное осмеяние явлений, связанных с тяжелой болезнью, смертью и т. д. Нередко для того, чтобы рассмешить и привлечь внимание близких по возрасту людей – а иногда и чуть более старших, – современная молодёжь выбирает наиболее аморальные и интимные темы, делая шутки агрессивными.  

Нельзя шутить над необычной фамилией, внешностью, обстоятельствами жизни в семье, объектом симпатии собеседника. Нарушение этого правила может спровоцировать серьёзный конфликт.

Шутка должна обладать новизной для достижения определённой цели. Старая или «заезженная» шутка может с трудом вызвать комический эффект у собеседника, а лишь утомит его или даже разозлит.

При использовании в своей речи шуток необходимо учитывать особенности адресатов: их возраст, культурно-образовательный уровень и др. В случае несовпадения элементов житейского, и особенно культурного опыта у говорящих, может возникнуть недопонимание.

Шутка в типичных ситуациях общения способствует достижению ряда интенций: установить контакт, нейтрализовать конфликт, избежать нежелательного общения, отшутиться и др.

Сравнительный анализ шутки с другими малыми жанрами комического (анекдотом, байкой, афоризмом) позволил нам выделить следующие её особенности:

1) шутка является первичным речевым жанром и может служить основой для создания вторичных жанров (анекдота, байки, афоризма);

2) «шутка возникает спонтанно в конкретной коммуникативной ситуации» [4], это означает, что в отличие от анекдота, байки и комического афоризма респондент сам создаёт жанр шутки, исходя из ситуации общения. Эта особенность отличает данный жанр от анекдота и байки, которые заранее подготовлены и  воспроизводятся по памяти;

3) жанр шутки обязательно должен быть включен в коммуникативную ситуацию, вне которой её существование вовсе невозможно;

4) «шутка обычно «маскируется» под другой…речевой жанр, имея ввиду его коммуникативные цели: вопрос, ответ, просьба, совет и др.» [6, с. 755.] Приведём пример: шутка молодого человека может иметь форму приказа: (однокурснику: «Приказываю сделать за меня домашку, иначе мы больше не друзья»); вопроса (подруге, у которой потекла тушь: «Ты что сменила стиль? Теперь ты принадлежишь к готам? Защищаешь врата ада?»); комплимента (на паре физкультуры одногруппнику с носками с дырками: «Лёха, какие носки красивые! Где брал?») и т. д.;

5) шутка – жанр бытового общения, который создаётся путём нарушения языковых, логических, коммуникативных и других норм.

Приведём пример использования шутки с нарушением логики в типичной ситуации общения между молодыми людьми:

 Витёк, я вижу ты к экзамену всю ночь готовился!

 А что, так заметно?

Ага. Я это понял по опухшим глазам и запаху перегара.

В другом примере: – Я ж многого не хочу! Мне бы пару миллиончиков на карту и жизнь удалась... – адресант использует комическое преуменьшение, тем самым создав иронический эффект, заведомо неточно отразив действительное положение вещей при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса -чик- в слове миллион.

В третьем примере: – Лёх, ты рекламное лицо Алкозельцера в России! – шутка одного из представителя молодого поколения основана на преувеличении фактов реальной действительности.

Все это свидетельствует о том, что содержанием современной шутки является некая трансформация действительности, которая может осуществляться различными способами: гиперболизация, мейозис, нарушение связи между компонентами ситуации и т. п.;

6) анализируемый жанр подразумевает под собой положительное отношение к объекту шутки. Ю. Б. Борев утверждал, что «когда предмет насмешки общественно не опасен и эта критика носит юмористический характер – перед нами шутка» [2, с. 107];

7) шутке не свойственно наличие сюжетной линии и персонажей. Эта особенность отличает жанр шутки от таких повествовательных комических жанров, как анекдот и байка. По правилам построения текстов подобного типа, повествование включает в себя: экспозицию (фрагмент, посвященный предыстории данного события); завязку (фрагмент, проясняющий общую мотивировку события); развитие действия (фрагменты, по ходу которых напряжение действия постепенно нарастает); кульминацию (фрагмент, связанный с наивысшим напряжением в развитии события); развязку (отражение спада напряжения, его психологического разрешения во фрагменте, посвященном заключительному этапу события, его результату, последствиям, авторским впечатлениям) [3, с. 233–234]. Комические афоризмы, в свою очередь, так же, как шутки, не имеют сюжетной линии и персонажей, но характеризуются тем, что имеют двухчастную структуру, состоящую из конкретной мысли и итогового смыслового заключения;

8) в шутке отсутствует такой элемент композиции, как развитие действия, а «стадии экспозиции и завязки могут быть соединены в составе одного предложения» [4].

Исследование особенностей современной молодёжной шутки проводилось в форме анкетирования. Анкета включала в себя 10 вопросов, которые можно разделить на открытые (2, 4, 5, 10), закрытые (1) и открыто-закрытые (3, 6–9).

В данном эксперименте участвовали 18 студентов факультета филологии НФИ КемГУ.

Результаты анкетирования показали, что вся студенческая аудитория использует юмор в типичных ситуациях общения, большинство из них (77 %) применяют его практически постоянно.

Молодые люди в основном не смогли дать качественное определение юмора, поэтому трудно говорить, что все опрашиваемые могут уместно использовать юмор в процессе общения. Некоторые студенты всё же осознают, что юмор – один из видов комического (5,5 % опрашиваемых), а от других его разновидностей он отличается добрым отношением автора к объекту осмеяния (11,1 % респондентов).

Мы убедились, что 100 % студентов используют в своей речи те или иные комические речевые жанры, особой популярностью среди них пользуются шутки (данный жанр отметили 94,4 % респондентов), что еще раз подтвердило актуальность изучаемой нами темы.

Мы сделали вывод о том, что шутка является наиболее узнаваемым комическим жанром речи среди современного молодого поколения. Данный жанр определило 66,7 % опрашиваемых.

Большинство студентов не могут сформулировать качественное определение шутки как речевого жанра с указанием его характерных особенностей. Ответы респондентов фрагментарны и неточны, что свидетельствует о их незнании особенностей создания и использования, структурных, содержательных и языковых элементов шутки.

Чаще всего молодые люди и девушки используют в своей речи шутку в неофициальной обстановке с хорошо известными (94,4 %) и близкими им людьми (83,3 %), мотивируя это уместностью использования (11,1 %) данного жанра в приведённых условиях общения и «свободой от рамок» (5,5 %).

Молодое поколение применяет шутку в своей речи в основном для того, чтобы рассмешить или развеселить кого-нибудь (88,9 %). Молодёжь практически в равной степени использует шутку в своей речи для того, чтобы подбодрить кого-нибудь (61,1 %) или, наоборот, задеть (44,4 %), так как «подкалывание» является характерной чертой общения современного молодого поколения.

83,3 % респондентов указали, что шутка не всегда бывает удачной, потому что она обидна для адресата шутки; 61,1 % указали, что шутка может быть неудачной, потому что её не поняли; 11,1 % – шутка не соответствовала обстановке; 11,1 % опрашиваемых ответило, что шутка является неудачной, если она старая и «заезженная».

Поскольку некоторые респонденты не смогли выбрать один вариант, как это указано в задании, можно предположить, что студенты осознают, что у шутки могут существовать не одно, а множество требований к уместности использования данного жанра.

При выявлении типичных трудностей, с которыми сталкиваются ученики в процессе создания и использования шутки в своём общении, было выяснено, что большинство студентов (38,9 %) отвечали, что иногда собеседники не понимают смысла их шуток; 22,2 % объяснили, что иногда они не знают, о чём рассказывать, чтобы всем было смешно; 11,1 % опрашиваемых признались, что у них не всегда получается смешно шутить; всего лишь 5,5 % отметили неуместность своих шуток и целых 33,3% ответили, что у них не возникают трудностей в применении шуток.

При создании жанра шутки возникли трудности у 66,7 % студентов: они не смогли придумать шутку, интенцией которого является налаживание контакта; 11,1 % смогли лишь предложить тематику и направление шутки, но не смогли создать жанр; 5,5 % респондентов считают, что шутка в данной ситуации общения будет неуместной; 11,1 % студентов составили шутку, содержащую оскорбление или элемент грубости и лишь 5,5 % опрашиваемых смогли создать удачный жанр шутки, соблюдая все требования к уместности и целесообразности её использования, сохранив содержательную и языковую структуру шутки.

Таким образом, мы проанализировали шутку как жанр речи с риторических, культурных, эстетических и психологических сторон и выявили современное состояние жанра. Результаты анкетирования показали, что юмор как социальное явление занимает важное место в жизни современного поколения. Однако далеко не всё молодое поколение знает структурные, содержательные и языковые особенности анализируемого жанра. Особую трудность для молодёжи представляет создание шутки с определённой интенцией (например, решить конфликт или наладить контакт с кем-либо). Большинство студентов интуитивно применяют в своей речи шутки чаще всего для того, чтобы развеселить кого-либо, иногда забывая об уместности и целенаправленности использования данного речевого жанра.

Библиографический список:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – 424 с.
  2. Борев Ю. Комическое. – М.: Искусство, 1970. – 272 c.
  3. Матвеева Т. В. Учебный словарь : русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 432 с.
  4. Месропова О. М. Структурные, прагматические и содержательные аспекты текстотипов «анекдот» и «шутка»: на материале американских текстов: автореф. дис. канд. филолог. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/strukturnye-pragmati..aspekty-tekstotipov-anekdot-i-shutka-na-materia
  5. Суркова А. П. Шутка и анекдот как педагогические речевые жанры комического // Русский язык: Теория. История. Риторика. Методика: материалы Х филологических чтений им. проф. Р. Т. Гриб (1928–1995) / под ред. Б. Я. Шарифуллина; Краснояр гос. ун-т. – Красноярск, 2005. – Вып. 5. – С. 191 – 196.
  6. Шмелева Т. В., Щурина Ю. В. Шутка // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Д. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – Москва: «Флинта: Наука», 2003. – 840 с.
  7. Щурина Ю. В. Речевые жанры комического / Ю. В. Щурина // Жанры речи : сб. науч. статей. – Саратов, 1999. – С. 149.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению о современной молодёжи. 9 класс

Урок развития речи насыщен разнообразными формами работы, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся....

Ценностные ориентиры современной молодёжи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.Социальные особенн...

Сценарий "ЗОЖ - выбирает современная молодёжь"

Материал по здоровому образу жизни...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

урок немецкого языка, 9 класс. Тема " Современная молодёжь в Германии."

Разработка урока немецкого языка  в 9 классе. Учитель рассматривает на уроке такие вопросы как "Проблемы современной молодёжи"...

Компьютерный сленг в речи современной молодёжи

Компьютерный сленг для русского языка очень важен, поскольку его существование позволяет специалистам не только почувствовать себя членами некой замкнутой общности, но и позволяет им понимать др...

Урок - дискуссия "Современная молодёжь: какая она?"

Урок - дискуссия "Современная молодёжь: какая она?" - урок совершенствования навыков говорения по теме "Современная молодёжь" 9 класс....