Повторение сведений о глаголе 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Погребняк Татьяна Михайловна

Урок "Повторение сведений о глаголе" даёт возможность поработать над повторением и заочно провести экскурсию по красивым местам Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_svedeniy_o_glagole_6_kl.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой. (Слайд 1) Река Нева, на её фоне даны слова.

На уроке

Будьте старательны,

Спокойны и внимательны.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать!

  1. Определение темы и целеполагание. (Слайд2)Зимний дворец

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет;

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Всё расскажет нам …глагол!

- Какова же тема урока? (Повторение по теме «Глагол») (Слайд 3)

- Вы, наверное, заметили, что на наших слайдах запечатлён один из красивейших городов России.

- Как вы думаете, что это за город? (Санкт-Петербург)

- Что вы знаете о нём?

Слово учителя.

- Петербург расположен на берегах Невы. Нева протекает через весь город и влияет на жизнь города. Река родилась 4,5 тысячи лет назад, упоминается в «Повести  временных лет». Нева имеет длину 74 километра и ширину 400-600 метров, глубина реки доходит до 24 метров. Она иногда разливается, выходит из берегов, и тогда городу грозит наводнение. Самое сильное наводнение было 7 ноября 1824 года.   Сейчас в Санкт-Петербурге проживает более 5 миллионов людей.          

-Что же мы должны будем повторить, запомнить, взять для себя?( Ко всему мы ещё  пройдёмся по достопримечательностям  этого великого города)

IV. Актуализация пройденного материала.

  1. Повторение сведений о глаголе. Игра «Правда или Ложь»

1

Глагол-это часть речи, которая обозначает признак предмета.

Л

2

Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

П

3

Глаголы склоняются по падежам

Л

4

В предложении глагол обычно является сказуемым

П

5

В условном наклонении глаголы изменяются по временам

Л

6

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида

П

7

Безличных глаголов не бывает

Л

8

Глаголы  бывают  I  и II спряжения

П

9

Форма повелительного наклонения глагола образуется при помощи частицы БЫ

Л

10

Глаголы  изменяются по лицам

П

        - Взаимопроверка, оценивание.

10 правильных ответов - «5»;  

9-8 правильных ответов - «4»;

7-6 правильных ответов – «3»

5-0 правильных ответов – «2»

На слайде «Памятник Петру Первому» даны ответы для проверки

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

2.Прослушивание видеозаписи о Санкт-Петербурге.

 Беседа по отрывку стихотворения А. С. Пушкина  «Люблю тебя, Петра творенье…»

- Как называется город Петра  Первого? (Санкт-Петербург)

- О чём это стихотворение? (О красоте и величии города)

3. Работа в тетрадях по учебнику.

Стр.139, упр. 588 Задание. Прочитать и устно вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. Выпишите глаголы настоящего времени.

(люблю,пишу,читаю)

- Какие времена вы знаете ещё? (Будущее и прошедшее)

4. Работа в группах по лесенке успеха.

Задание. Распределите глаголы на 3 группы: настоящее время, будущее время и прошедшее время. Слайд «Развод моста над Невой». На нём даны слова

Говорят, принесут, написали, подарил, прочитают, шьёт, шёл, объяснит, кричит, играют, читала, пойдут, пишут, купит, ходил.

Модель ответа.

Настоящее время

Будущее время

Прошедшее время

говорят

принесут

написали

шьёт

прочитают

подарил

кричит

объяснит

шёл

играют

пойдут

читала

пишут

купит

ходил

Взаимопроверка и оценивание.

15 правильных ответов - «15 баллов»;  

Допущены ошибки – «10» баллов.

   - Конь и всадник находятся в движении. Конь поднялся на дыбы. Взор Петра устремлен вдаль. Руку император протянул вперед. Он как бы указывает ею  место и говорит: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Конь топчет копытами змею - врага России.

 На слайде «Петербург» слова:

Пока стоит Петербург,

Вечно будут жить те,

Кто его любил,

Кто был ему предан,

Кто вложил туда свою веру и жизнь.

                                                                         Ольга Берггольц.

- Определите время глаголов?                                                                                    

 Прошедшее

                          настоящее

                                                                       

                                                будущее…

   В этих словах связь времен: из прошлого через настоящее в будущее. Из поколения в поколение передается нам этот город. Он наше наследство и нам его беречь. Наши встречи с Санкт- Петербургом – это приобщение к красоте и величию нашего города.

- Возвращаемся к нашему стихотворению А.С.Пушкина. Зачитайте предложения, где есть глаголы несовершенного вида.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Пишу, читаю без лампады

Спешит, дав ночи полчаса.

 

- Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида.

(Полюблю, напишу, прочитаю, поспешит)

Работа в группах.

Задание. Замените в тексте «Светляки» глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида.

Светляки

Вечером на берегу реки Невы мы видим первых светляков. «Огоньки!» - кричит Саша. Мы собираем в коробочку несколько светляков, несём на аллею и садим их на листы сирени.

Образец ответа.

Светляки

Вечером на берегу реки Невы мы увидели первых светляков. «Огоньки!» - закричал Саша. Мы собрали в коробочку несколько светляков, принесли на аллею и посадили их на листы сирени.

Взаимопроверка и оценивание.

Всё правильно - «15 баллов»;  

Допущены ошибки – «10» баллов.

- Найдите в  первом тексте глагол с чередующейся гласной в корне. Объясните правописание. (собираем)

5. Работа у доски. Задание. Вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограмму.

Собираться в гости, умирать от стыда, растирать сахар, постелить палас, оттереть пятно, застилает дороги, замереть от счастья, запереть дом.

-Задайте к каждому глаголу вопрос и выведите правило-помощник.

Узелок на память!

В корнях с чередованием буква И пишется в глаголах несовершенного вида и буква Е в глаголах совершенного вида.

-Выпишите из первого текста глаголы и объясните их окончания.

(видим, кричит, собираем, несём, садим)

- Глаголы собрались в путешествие по Санкт-Петербургу. Глаголы 1 спряжения едут в Крым по новому Крымскому мосту, а глаголы 2 спряжения едут в Сочи на чемпионат по футболу. Они перепутались  и к ним примкнули слова-шпионы, которые хотят уехать незаконным путём.

Задание. Распределите глаголы на три группы: 1спряжение, 2 спряжение, слова-исключения.

Читать, хвалить, держать, играть, чинить, слышать, бороться, забивать, побеждать, пилить, носить, чистить, гнать, терпеть, вертеть.

Образец ответа на слайдах Санкт-Петербурга.

1 спряжение

2спряжение

слова-исключения

читать

 хвалить

 держать

играть

чинить

слышать

бороться

пилить

гнать

забивать

носить

терпеть

побеждать

чистить

вертеть

Взаимопроверка и оценивание.

15 правильных ответов - «15 баллов»;  

Допущены ошибки – «10» баллов.

3. Лингвистическая задача.

– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

Заболела бабушка.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

- Назовите несколько безличных глаголов.

4. Правописание НЕ с глаголами.

На золотой игле кораблик золотой,

Лет двести пятьдесят стоит он над водой.

На полных парусах уходит в море флот,

Лишь этот никуда кораблик (не) плывёт.

                                    Тест по теме «Глагол»

1.Укажите глагол 1 спряжения

1) брить  2) клеить  3) дышать  4) вертеть

2. Укажите глагол 2 спряжения

1) кашляет  2) спит  3) лает   4)  стелить

3. Укажите глагол несовершенного вида

1) обидеть  2) выучить   3) завтракать  4) избавиться

4. Укажите глагол совершенного вида

1) собрал  2) учит   3) завтракает  4) ленится

5.Укажите разноспрягаемый глагол.

1) застелил  2) перехотел  3) выходите   4) танцуете

6.Укажите переходный глагол

1) вечереет  2) сердится  3) выливает  4) улыбается

Ключ                                          

1

2

    2

2

3

3

4

1

5

2

6

3

Оценивание

6 правильных ответов «5»

5 - 4правильных ответов «4»

3 правильных ответа «3»

Рефлексия

Было интересно…

Я выполнил все задания…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Подведение итогов и оценивание

Д/з. Написать сочинение-миниатюру «Петербургские сказки» или «О чём поведал мне Петербург»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)

В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....

Материалы для проведения итогового повторения курса геометрии 7 класса (тема: "Начальные геометрические сведения")

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мои разработки будут полезны всем тем, кто когда-то работал в 7-х классах и сталкивался с нехваткой задач и материалов по геометрии для итогового повторения. Я буду рад...

Глагол. Урок в 6 классе. Повторение изученного в 5 классе

Разноплановые задания, в том числе и в виде тестовых заданий,помогут  вспомнить материал по теме "Глагол"...

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Трудные случаи при выборе гласной в окончании и суффикса глаголов и глагольных форм при изучении (повторении) темы "Спряжение глагола"

При подготовке к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ учащиеся повторяют материал уже пройденный, но зачастую уже подзабытый.. Анализ результатов тестовой части ЕГЭ по русскому языку из года в год...