Статья «Применение современных технологий на уроках»
статья по русскому языку (8 класс)

Инна Валерьевна Диденко

Статья о педагогических технологиях. Некоторые идеи по применению технологий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_primenenie_tehn_uv_akad.pedagogiki.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Применение современных технологий на уроках»

Учитель русского языка и литературы: Диденко Инна Валерьевна

ГБОУ СОШ № 451

Санкт-Петербург п.Металлострой

Применение современных технологий на уроках.

       В современном мире очень многое меняется. Современному обществу  нужны уверенные в себе люди, которые могут принять самостоятельное решение, поставить цели и найти пути их реализации. Чтобы вырастить таких людей, безусловно, следует нам, учителям, уделять большое внимание на уроках таким технологиям обучения, которые развивают самостоятельность, активность, творческие, интеллектуальные способности учащихся, учат детей навыкам общения, ответственности. Что это за технологии? Например, исследовательские и проектные методы, технология развития критического мышления, технология использования в обучении игровых методов, развивающее обучение, технологии интерактивного обучения, информационно – коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве и другие. Конечно, сложно освоить сразу все технологии за короткое время. Но со временем вполне реально начать их применять в своей деятельности.

     Я часто использую на уроках самые древние в образовании технологии – игровые. Ведь игра всегда была очень действенным методом для развития и совершенствования  умственных и творческих способностей детей. Благодаря игре ребенок совершенно иначе воспринимает урок. Если ребенку интересно на уроке, то и процесс обучения становится более эффективным. Более того, игровые технологии развивают у детей умение практически применять полученные знания. А это непременно пригодится детям: и в учебе, и в будущей жизни.  

Например, при изучении произведения В. Астафьева «Васюткино озеро» мы с детьми проводим виртуальную игру «Я заблудился в лесу. Что надо знать, чтобы выжить в этой ситуации?» Одно дело – прочесть текст. Другое дело – запомнить важные вещи из текста, которые могут понадобиться ребенку в жизни. Учащиеся готовятся к игре - рисуют на ватмане деревья, озеро, кедры, кедровые шишки, костер, глухаря и т.д. (то, что понадобится для игры; можно давать детям эти рисунки на память за правильные ответы)

Начало игры – представляем, что заблудились в лесу. Можно подготовить чтение отрывка из какого-либо произведения с описанием леса, тайги и др. Дальше поэтапно: что будем делать вначале, что потом…

Вопросы: 1) Как узнать, где север, юг, запад, восток?

2) Как добыть себе пищу?

3) Как развести костер? (Кто ответил, тот, например, получает рисунок, изображающий костер)

4) Как приготовить себе еду?

5) Как сберечь еду от зверей?

6) Как правильно переночевать в лесу, чтобы не замерзнуть?

7) Какие народные приметы хорошо бы знать?

8) Как определить, где в лесу река, озеро?

Много интересных вопросов можно придумать по рассказу «Васюткино озеро» для такой игры. Дети с удовольствием участвуют в такой игре.

   Таким образом, необходимо выстраивать свои уроки так, чтобы учащиеся стремились получать новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно могли применять их в практической деятельности.  С этой точки зрения эффективны  интерактивные технологии обучения. Я, например, моделирую на уроках различные жизненные ситуации, и каждый ученик принимает участие в этой коллективной игре. Это тоже своеобразный процесс познания. И это, безусловно, подготавливает  учащихся к различным ситуациям в будущей жизни.

         К сожалению, бывает так, что далеко не все ученики работают на уроках. Дети чаще всего предпочитают «отсидеться» на уроке молча. Но если учитель применяет интерактивные технологии, то на уроках работают все ученики. Детям становится интересно, происходит взаимодействие всех друг с другом, всем детям хочется высказаться, так как они не боятся получить «двойку», нет давления со стороны учителя. Да, при проведении такого урока у учителя - большая подготовка. Но она окупается: ведь так приятно, когда все учащиеся вовлечены в процесс работы, когда у них горят глаза, когда они понимают суть происходящего, вносят свой индивидуальный вклад в общую работу, делятся своими идеями. И неважно, много они поработают  или не очень, они все равно получат какое-то новое знание, научатся доброжелательному отношению друг к другу, коммуникативным навыкам.      

 Организовать такую работу на уроках несложно в том смысле, что всем учителям знакомы такие технологии интерактивного обучения как работа в парах, работа в сменных (ротационных) тройках, работа в малых группах, ролевая (деловая) игра, дискуссия, «незаконченное предложение», «займи позицию», «суд от своего имени». Эти формы работы учителя часто используют на уроках. Существуют и другие формы работы: дебаты, мозговой штурм, карусель, аквариум, броуновское движение, кейс – метод.

Мы с учащимися, например, после изучения рассказа Л. Андреева «Кусака» провели «суд над дачниками». Судья, обвинитель, адвокат,  секретарь суда, свидетели, сами дачники, коллегия присяжных готовили свои роли, свои выступления. Судили «дачников». Выиграл дело обвинитель. Но чаще всего так и бывает, потому что детям всегда жалко Кусаку. И вот в такой работе принимают участие все ребята, так как им очень интересно, такие формы работы очень эффективны.

         Невозможно в одной статье рассказать обо всех технологиях обучения.  И неверно утверждать, будто одни технологии лучше других. Они все необходимы для организации процесса обучения.  Для нас, учителей, важно активизировать мышление учеников, а сделать это можно самыми различными приемами и методами. Главное, чтобы ученик чувствовал, что у него что-то получается, тогда он и дальше будет стараться учиться, работать на уроках.

   Удачи вам и терпения, уважаемые коллеги!

Использованная литература:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
  3. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград, 2011
  4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Волгоград, 2000

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....

Статья « Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность  эта возникла на уроках преподавания географии, работая по новой программ...

Статья "Применение современных технологий на уроках математики"

В настоящее время важнейшей задачей основной  школы считают не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять сво...

Статья «Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе....

Статья "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"

Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...

Статья "Применение электронных образовательных технологий на уроке финансовой грамотности"

Статья "Применение электронных образовательных технологий на уроке финансовой грамотности"...

Статья "Применение электронных образовательных технологий на урока финансовой грамотности"

Статья "Применение электронных образовательных технологий на урока финансовой грамотности"...