Возможные способы оценивания работ учащихся
материал по русскому языку
Оценивание результатов освоения образовательной программы можно оценить по критериям, которые предполагает ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_rabot_uchashchihsya.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание работ учащихся
Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС
- Оцениванию подлежат результаты предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
- Количество отметок определяется по числу решённых задач
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.
Деятельность учителя в системе оценивания должна быть следующей:
- обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;
- обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;
оценивание только работы ученика, а не его самого;
- обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями или учеником.
Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Система проверки и оценивания учебной деятельности школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:
– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;
– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Объектами оценивания являются:
- Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты)
- Контрольная работа (итоговая по разделу).
- Самостоятельная работа (итоговая по теме).
- Проверочная работа (по теме урока).
- Тестовые задания.
- Устный ответ.
- Домашнее задание.
- Чтение наизусть.
- Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к произведениям).
- Учебный проект.
- Учебно-исследовательская работа.
Общими критериями для любой работы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критерии предъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационном стенде в кабинете.
Оценка выполнения контрольной письменной работы
Объем диктанта устанавливается:
для V класса — 90— 100 слов,
для VI класса - 100-110,
для VII - 110-120,
для VIII - 120-150,
для IX класса — 150—170 слов,
для 10-11 – до 200 слов.
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант может состоять из следующего количества слов:
для V класса — 15-20,
для VI класса - 20-25,
для VII класса - 25-30,
для VIII класса - 30 - 35,
для IX -11 классов - 35 - 40.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
балл | критерии |
«5» | в работе нет ошибок допускается 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка |
«4» | допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки; или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. допускается 3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные. |
«3» | допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок; или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. |
«2» | допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
оценка выполнения грамматического задания | |
| каждое задание оценивается 1 баллом, степень выполнения оценивается в % от нормы по шкале тестовой оценки |
Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста для подробного изложения:
в V классе -100-150 слов,
в VI классе - 150-200,
в VII классе - 200-250,
в VIII классе - 250-350,
в IX классе - 350-450 слов.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Предметы | Русский язык (контр. раб.) | Литература (контр. раб.) | ||||||||||
Классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Объём сочинения (стр.) (кл./дом)
| 0,5-1/1-1,5
| 1-1,5/1,5-2 | 1,5-2/2-2,5 | 2-3/2,5-3 | 3-4 | 1-1,5
| 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 4-5 | 5-7 | 5-7
|
Основные критерии оценки сочинения, изложения
балл | критерии | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | Содержание соответствует теме | 1 орфографическая ошибка или 1 пунктуационная ошибка или 1 грамматическая ошибка |
Фактические ошибки отсутствуют | ||
Содержание излагается последовательно | ||
Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления | ||
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста | ||
Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | ||
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). | 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок + 2 грамматические ошибки. |
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. | ||
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. | ||
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. | ||
Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. | ||
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. | 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки) + 4 грамматические ошибки. |
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. | ||
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. | ||
Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. | ||
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. | ||
Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Оценка презентации
критерии | критерии | балл |
Содержание 4 б. | 1. соответствие заявленной теме | 1 |
2. логичность и последовательность изложения | 1 | |
3. раскрытие выбранной темы | 1 | |
4. наличие выводов, заключения (логическая завершенность изложения) | 1 | |
Форма (зрительный ряд) 5 б. | 1. имеет четкую, понятную структуру | 1 |
2.имеет логическую последовательность ( титульный лист и список используемой литературы) | 1 | |
3. текст презентации можно прочитать на расстоянии | 1 | |
4. отсутствие ошибок (логических, фактических, орфографических, этических и т.п.) | 1 | |
5. корректное цветовое оформление, подобраны соответствующие иллюстрации | 1 | |
Выступление 5 б. | 1. соответствующее заявленным пунктам защитное слово | 1 |
2. понимание информационного содержания презентации | 1 | |
3. умение общаться с аудиторией, | 1 | |
4. беглое и выразительное чтение | 1 | |
5. полные и содержательные ответы на вопросы аудитории по заявленной теме | 1 | |
14 б | ||
14-12 баллов - «5» 11 – 9 баллов – «4» 8 – 7 баллов - «3» |
На каждую контрольную, самостоятельную работу разрабатываются конкретные критерии, которые объявляются ученикам перед работой.
Оценка проекта, исследовательской работы
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Тип работы | 1 - реферативная работа, 2 - работа носит исследовательский характер |
2. | Использование научных фактов и данных | 1 - используются широко известные научные данные, 2 - используются уникальные научные данные |
3. | Использование знаний вне школьной программы | 1 - использованы знания школьной программы, 2 - использованы знания за рамками школьной программы |
4. | Качество исследования | 1 - результаты могут быть изложены на школьной конференции, 2 - результаты могут быть изложены на районной конференции, 3 - результаты могут быть изложены на региональной конференции |
5. | Структура проекта: введение, постановка проблемы, решение, выводы | 0 - в работе плохо просматривается структура 1 - в работе присутствует большинство структурных элементов 2 - работа четко структурирована |
6. | Оригинальность и новизна темы | 1 - тема традиционна 2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей |
7. | Владение терминологическим аппаратом | 1 - автор владеет базовым аппаратом 2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе |
8. | Качество оформления работы | 1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки 2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно 3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно |
максим. | 19 |
Критерии защиты проекта
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Качество доклада | 1 - доклад зачитывается 2 - о работе над проектом рассказывается, но не объясняется суть работы 3 - о работе над проектом рассказывается, объясняется суть работы 4 - предыдущий критерий + иллюстративный материал 5 - доклад производит очень хорошее впечатление |
2. | Качество ответов на вопросы | 1 - не может четко ответить на большинство вопросов 2 - отвечает на большинство вопросов 3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументированно |
3. | Использование демонстрационного материала | 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется |
4. | Оформление демонстрационного материала | 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3 - к демонстрационному материалу нет претензий |
максим. | 14 |
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения задания |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» в рамках ФГОС
1. Критерии оценивания письменных работ2. 2. Критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)...
Оценивание работы учащихся в парах и группах
Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый отдельны...
Критерии оценивания работ учащихся
В ходе ведения Инновационной площадки по русскому языку были выработаны критерии оценивания работ учащихся....
Критерии оценивания работ учащихся по обществознанию
Таблица критериев оценок старшеклассников на уроках обществознания...
Оценивание работы учащихся на уроке.
Листы оценивания, используемые на уроках....
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» в рамках ФГОС
В данном материале указаны критерии оценивания письменных работ, творческих письменных работ и устных развернутых ответов учащихся....
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...