Урок русского языка в 7 классе на тему: «-Н- и -НН- в прилагательных и страдательных причастиях»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе на тему:

«–Н–НН– в прилагательных и страдательных причастиях»

Цели и задачи:

  1. Систематизация языковых знаний по разделу «Правописание прилагательных и страдательных причастий»
  2. Формирование навыка правописания –Н–НН– в прилагательных и страдательных причастиях
  3. Воспитание бережного и уважительного отношения к слову

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе на тему:

«–Н–НН– в прилагательных и страдательных причастиях»

Цели и задачи:

  1. Систематизация языковых знаний по разделу «Правописание прилагательных и страдательных причастий»
  2. Формирование навыка правописания –Н–НН– в прилагательных и страдательных причастиях
  3. Воспитание бережного и уважительного отношения к слову

Ход урока

  1. Языковая разминка.

Чтение стихотворения С.Смирнова «Раненье словом».

Раненье словом

Раненье словом, как ни странно,

Бессрочней каторги иной:

Незаживающая рана

На год, на пять, на жизнь длиной.

        Она сокрыта сплошь да рядом,

Но и скрываемая есть.

Она сочится желчью, ядом,

А желчь и яд – питают месть.

И можно стать белоголовым,

Былые распри сжечь дотла,

Но жжет и жжет раненье словом,

Как раскаленная игла.

  1. Объяснить смысл названия

Слово может возвысить, слово может обидеть, ранить. Будьте бережны, осторожны в обращении со словом!

  1. Выпишите из текста причастия. Объясните, как они образованы.

Незаживающая – действ.,наст.вр.

Сокрыта – страд.,пр.вр.,кр.ф.

Скрываемая – страд.,наст.вр.

Раскаленная – страд.,пр.вр.

Какими членами предложения являются эти причастия!

  1. Раскале … ая?

Проблема урока: сколько Н пишется в этом слове? Строим высказывание на лингвистическую тему.

        Тезис

        Доказательства, аргументация

        Вывод

  1. Актуализация полученных знаний.

Серебряный                                        Кошеные травы

Кожаный                                        Скошенные луга

Деревянный                                        Некошеный участок

Мужественный                                Кошенная косой поляна

Ураганный                                        Хлеба скошены

Ветреный                                        Брошенный мяч

Безветренный                                Организованный матч

  1. На какую орфограмму подбор слов на доске? По какому принципу разделены слова на 2 колонки? Вспомните правило выбора правописания –н-нн?

В первой колонке – прилагательные, образованные от существительных, во второй – отглагольные слова.

Во 2 колонке слова образованы от глагола. Ваши предположения, к каким частям речи принадлежат эти слова.

Итак, сегодня на уроке мы должны систематизировать знания об отглагольных прилагательных и страдательных причастиях

  1. Я хочу предложить вашему вниманию грамматическую сказку «Как причастия с прилагательными подружились»

Как причастия с прилагательными подружились

Давно это было... Стояла в лесу избушка. И жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.

Вот собрались как-то причастия на совет решать, как дальше жить? Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным. Пошли они к избушке, где прилагательные жили, постучали. А в ответ услышали:

— Кто там?

— Это мы, причастия.

— Что вам нужно?

— Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.

— Идите лучше к глаголам, — отвечают прилагательные, — ведь вы глагольного происхождения.

— Но ведь мы родня вам, — просят причастия. — И относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.

— Подождите, мы посоветуемся. Посоветовались и ответили такими словами:

— Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно -Н- из суффикса.

Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить прилагательные и причастия в большой дружбе, вместе ходят на работу.

  1. Ребята, давайте сделаем вывод, как разграничить прилагательные и причастия?

Отбросить приставку (кроме НЕ) и одно –Н– из суффикса

Сгруппируйте слова в 2 столбика:

Отглагольные слова

прилагательные                                        причастия

кошеные травы                                        скошенные луга

некошеный участок                                        кошенная косой поляна

                                                        хлеба скошены

                                                        брошенный мяч

                                                        организованный матч

  1. «Найди лишнее». Можно ли найти лишнее слово во 2 колонке?

Скошены – краткое причастие, остальные – полные причастия.

Итак, мы разделили эти слова по критерию полной и краткой формы

                        Страдательные причастия

полная форма                                        краткая форма

скошенные луга                                        хлеба скошены

кошенная косой поляна

брошенный мяч

организованный матч

  1. –Н–НН– в кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных. Комментированное письмо

Комната грязна и запущенна. Ракета запущена в космос.

Девочка воспитанна и умна. Она воспитана в гимназии.

В школе организовано спортивное общество. Спортсмены организованны.

Шерсть была запутана котенком. Эта история очень туманна и запутанна.

  1. Составление алгоритма определения Н, НН в кратких прилагательных и причастиях. Работа в группах по 4 человека
  1. По вопросу определи краткую форму (каков? Какова? Каково? Каковы?)
  2. Замени слово глаголом

Да                                        Нет

                                        Попробуй заменить другим прилагательным

Это краткое причастие                Да                                

                                        Это краткое прилагательное

Всегда одна Н                        Определи грамматическую форму

                                Мужской род                                Женский род

                                Одна Н                                Средний род

                                                                        Множественное число

                                                                        Две НН

  1. Продолжение грамматической сказки
  1. «Страдательное причастие»

Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время...

— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!

— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это — жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите...

— И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего?

  1. Напишите небольшое сочинение, в котором попробуйте «утешить» Страдательное Причастия. Работа в парах

Во-первых, страдательное причастие имеет не только прошедшее, но и                                          время, а значит                                         .

Например:                                                                                 .

Во-вторых, страдательные причастия могут играть одну из ведущих

ролей в предложении, если они стоят в                                                  форме.

Например:                                                                                 .

В-третьих, страдательные причастия прошедшего времени не только «страдают» .Эти причастия могут быть не только «обиженными и униженными», но и                                                                                                         .

  1. Контроль знаний. Индивидуальная работа по карточкам с взаимопроверкой

Проверим результаты работы

Вставьте одно или два Н.

Художественный                конопляный                гост…ый                карма…ый

искусстве...ый                песча…ый                голуби…ый                урага…ый

восторже…ый                деревя…ый(!)                воробьи…ый                 каме…ый

авиацио…ый                        стекля…ый(!)                ути…ый                 пусты…ый

экскурсио…ый                багря…ый                                        стари…ый

ветре…ый(!)                        румя…ый                ю…ый                        были…ый

безветре…ый                        оловя…ый(!)                пря…ый                дикови…ый

ветря…ой (двигатель)        кожа…ый                сви…ой                карти…ый

кова…ый        закова…ый                кова…ый медью        взволнова…ый

беле…ый        побеле…ый                беле…ый давно        заколдова…ый

чище…ый        расчище…ый                чище…ый вчера        зашифрова…ый

Купле…ый, лише…ый, 6роше…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.

Рефлексия

Смогли бы вы объяснить своему однокласснику, как делать выбор правописания –Н–НН–?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....