Школа олимпийского резерва по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
Программа позволяет использовать на занятиях нестандартные методы подачи углубленного материала и его усвоения, необычность построения занятий – усвоения материала через занимательные задания. Каждое занятие включает материал не только по теме, но и такие разделы как «Это интересно знать», «Почему мы так говорим», «Из истории слов и выражений», «Как объяснить непроверяемые орфограммы», «Практическая часть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odod_shkola_olimp_rezerva_2.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школа олимпийского резерва по русскому языку»
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Чистилина Александра Викторовна
педагог дополнительного образования
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Школа олимпийского резерва по русскому языку» имеет социально-педагогическую направленность. Уровень усвоения – общекультурный.
Актуальность
Данная программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.
Программа дополнительных занятий «Школа олимпийского резерва по русскому языку» рассчитана на обучающихся 11-15 лет и учитывает их психолого-возрастные особенности.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к конкурсам и олимпиадам - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемые предметы, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Дополнительная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к предмету.
Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.
Таким образом, данная программа решает следующие проблемы дополнительного образования:
- Повышение занятости детей в свободное время;
- Организация полноценного досуга;
- Развитие определенных качеств личности;
- Поддержка и развитие талантов;
- Адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
- Профессиональная ориентация и т.п.
Отличительные особенности
Программа позволяет использовать на занятиях нестандартные методы подачи углубленного материала и его усвоения, необычность построения занятий – усвоения материала через занимательные задания. Каждое занятие включает материал не только по теме, но и такие разделы как «Это интересно знать», «Почему мы так говорим», «Из истории слов и выражений», «Как объяснить непроверяемые орфограммы», «Практическая часть».
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 11-16 лет. Группа состоит из детей разного возраста и проявляющих особый интерес к русскому языку, желающих узнать о нем больше нового.
Цель:
Программа направлена на:
- подготовку учащихся к конкурсам и олимпиадам по русскому языку;
- развитие интереса к русскому языку как к предмету;
- воспитание бережного отношения к слову;
- воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать орфоэпическую, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- Развивать лингвистические способности учащихся в их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.
- потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
Развивающие:
- углубить и расширить знания учащихся о русском языке и его закономерностях;
- развивать языковые компетентности учащихся, обеспечивающих свободное владение русским языком;
- повысить уровень культуры речи;
- развить индивидуальные способности учащихся;
Воспитательные:
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формировать социально активную и конкурентно-способную личность;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа.
Условия реализации программы
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет – 15 человек.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:
занятия проходят в помещении учебного кабинета русского языка, в котором имеется следующее оборудование – доска, мультимедийный проектор, экран, аудиотехника, компьютер с колонками, наглядные материалы, раздаточный материал, таблицы, схемы.
Планируемые результаты:
В результате дополнительных занятий кругозор. «Школы олимпийского резерва по русскому языку» учащиеся углубят знания по предмету, расширят свой кругозор. Занятия помогут развить творческий потенциал, сформировать умения анализировать и сопоставлять языковые явления, вызовут еще больший интерес к изучению русского языка и повысят языковую культуру учащихся.
Личностные
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развить мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат
метапредметные
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических зада;.
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрени;.
- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
предметные
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | практическая работа | |
2 | Фонетика (выявление соотношения буква/звук) | 5 | 2 | 3 | практическая работа |
3 | Орфоэпия (особенности произношения) | 8 | 5 | 3 | практическая работа |
4 | Графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности) | 12 | 7 | 5 | практическая работа |
5 | Словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования) | 7 | 5 | 2 | практическое занятие |
6 | Грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении) | 23 | 13 | 10 | игра, занимательные задания. |
7 | Лексикология (определение лексического значения слов одной тематической группы) | 3 | 1 | 2 | игра, презентация творческих работ |
8 | Фразеология (знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов) | 4 | 2 | 2 | конкурс, практическое занятие, загадки, викторина |
9 | Лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей) | 2 | 1 | 1 | конкурс, практическое занятие, загадки, викторина |
10 | История языка, славистика (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм | 7 | 4 | 3 | лингвистическая игра |
ИТОГО | 72 | 40 | 32 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 8.09.19. | 06.06.20. | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Дата | Тема | Кол-во часов |
08.09.19. | Комплектование группы | ||
1 | 15.09.19. | Вводное занятие | 1 |
2 | 15.09.19. | Фонетика. Фонемы повелевают буквами | 1 |
3 | 22.09.19. | Буквы е,ё,ю,я | 1 |
4 | 22.09.19. | Фонетический разбор | 1 |
5 | 29.09.19. | Решение фонетических задач | 1 |
6 | 29.09.19. | Решение фонетических задач | 1 |
7 | 6.10.19 | Орфоэпия. Постановка верного ударения | 1 |
8 | 6.10.19. | Согласные перед е в иноязычных словах | 1 |
9 | 13.10.19. | Как не спутать произношение букв е и ё . Произношение буквы г в корнях лёгк-, -мягк- | 1 |
10 | 13.10.19. | Произношение звука [ш] на месте буквы ч в буквосочетаниях чт, чн. Необъяснимые (объяснимые)искажения слов | 1 |
11 | 20.10.19. | Московская норма произношения | 1 |
12 | 20.10.19. | Как говорят в моей семье | 1 |
13 | 27.10.19. | Решение олимпиадных задач | 1 |
14 | 27.10.19. | Решение олимпиадных задач | 1 |
15 | 10.11.19. | Графика и орфография. Определение причин ошибки. | 1 |
16 | 10.11.19. | Взаимосвязь букв и звуков. Роль букв в слове. | 1 |
17 | 17.11.19. | Практическое занятие | 1 |
18 | 17.11.19 | История буквы Ѣ (ять). Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | 1 |
19 | 24.11.19 | Старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов | 1 |
20 | 24.11.19 | Исторические чередования звуков в русском языке | 1 |
21 | 1.12.19. | Исторические изменения в составе слова | 1 |
22 | 1.12..19. | Процесс переразложения в русском языке и его последствия | 1 |
23 | 8.12.19. | К истокам слова (этимология) | 1 |
24 | 8.12.19. | К истокам слова (этимология) | 1 |
25 | 15.12.19. | Словообразовательные славянизмы | 1 |
26 | 15.12.19. | Практическое занятие | 1 |
27 | 22.12.19. | Словообразование. Роль морфем в языке. | 1 |
28 | 22.12.19. | Основные морфемы (корень, окончание, приставка, суффикс) | 1 |
29 | 29.12.19. | В чем секрет морфемного анализа? | 1 |
30 | 29.12.19. | Практическое занятие | 1 |
31 | 14.01.20. | О чём рассказывает внутренняя форма слова | 1 |
32 | 14.01.20. | Способы словообразования (морфемные т неморфемные) | 1 |
33 | 21.01.20. | Способы словообразования (морфемные т неморфемные) | 1 |
34 | 21.01.20. | Грамматика .(Разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении). Как выделяются части речи. Омонимия частей речи. | 1 |
35 | 28.01.20. | Грамматические формы слова. | 1 |
36 | 28.01.20. | Скрытые «ловушки» имени существительного | 1 |
37 | 4.02.20. | Скрытые «ловушки» имени существительного | 1 |
38 | 4.02.20. | Практическое занятие | 1 |
39 | 11.02.20. | Многоликое и неутомимое имя прилагательное. Происхождение полных имен прилагательных. | 1 |
40 | 11.02.20. | Особенности склонения имен прилагательных | 1 |
41 | 18.02.20. | Нюансы, связанные с образованием степеней сравнения прилагательных | 1 |
42 | 18.02.20. | Практическое занятие | 1 |
43 | 25.02.20. | «Глаголом жги сердца людей». История форм глагола | 1 |
44 | 25.02.20. | Глагол и его орфографический образ | 1 |
45 | 3.03.20. | «Подводные камни» глагола (вид, спряжение, наклонение, лицо, время) | 1 |
46 | 3.03.20. | Количество в числе. Числовая картина мира. | 1 |
47 | 10.03.20. | История происхождения имени числительного | 1 |
48 | 10.03.20. | Отличие числительных от других частей речи со значением количества | 1 |
49 | 17.03.20. | Склонение числительных | 1 |
50 | 17.03.20. | Практическое занятие | 1 |
51 | 24.03.20. | Практическое занятие | 1 |
52 | 24.03.20. | История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. | 1 |
53 | 31.03.20. | Устаревшие формы местоимений в русском языке | 1 |
54 | 31.03.20. | Кому и как служат служебные слова | 1 |
55 | 7.04.20. | Решение олимпиадных задач | 1 |
56 | 7.04.20. | Решение олимпиадных задач | 1 |
57 | 14.04.20. | Лексикология (определение лексического значения слов одной тематической группы). | 1 |
58 | 14.04.20. | Лексическое значение слова. Словарная статья. | 1 |
59 | 21.04.20. | Заимствованные слова в русском языке. | 1 |
60 | 21.04.20. | Фразеология (знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов). Источники происхождения фразеологизмов. | 1 |
61 | 28.04.20. | Роль фразеологизмов в художественном тексте. | 1 |
62 | 28.04.20. | Фразеологический словарь и его особенности | 1 |
63 | 12.05.20. | Практическое занятие | 1 |
64 | 12.05.20. | Лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей). «Словари - это вся вселенная в алфавитном порядке». А.Франс | 1 |
65 | 19.05.20. | Практическое занятие | 1 |
66 | 19.05.20. | История языка, славистика (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм. Языковые семьи и группы. | 1 |
67 | 26.05.20. | Славянские языки и признаки их родства | 1 |
68 | 26.05.20. | Интернациональная лексика | 1 |
69 | Практическое занятие | 1 | |
70 | Решение олимпиадных заданий | 1 | |
71 | Решение олимпиадных заданий | 1 | |
72 | Резервное занятие | 1 |
Содержание обучения
Вводное занятие (1 час)
Теория
Цели и задачи обучения. Правила охраны труда и техники безопасности при работе в кабинете.
Практика
Игра на знакомство с детьми.
Фонетика. (5 часов)
Теория Фонемы повелевают буквами. Основно принцип фонетики: произношение и написание слов в русском языке расходятся. Буквы е,ё,ю,я.
Практика Фонетический разбор. Решение фонетических задач
Орфоэпия. (8 часов)
Теория Постановка верного ударения. Согласные перед е в иноязычных словах. Как не спутать произношение букв е и ё . Произношение буквы г в корнях лёгк-, -мягк-. Произношение звука [ш] на месте буквы ч в буквосочетаниях чт, чн. Необъяснимые (объяснимые)искажения слов. Московская норма произношения. Как говорят в моей семье.
Практика Решение олимпиадных задач.
Графика и орфография. (12 часов)
Теория Определение причин ошибки. Взаимосвязь букв и звуков. Роль букв в слове. История буквы Ѣ (ять). Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке. Исторические изменения в составе слова. Процесс переразложения в русском языке и его последствия. К истокам слова (этимология). Словообразовательные славянизмы.
Практика Практическое занятие
Словообразование. (7 часов)
Теория Роль морфем в языке. Основные морфемы (корень, окончание, приставка, суффикс). В чем секрет морфемного анализа? О чём рассказывает внутренняя форма слова. Способы словообразования (морфемные т неморфемные).
Практика Практическое занятие.
Грамматика (23 часа)
Теория Разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении. Как выделяются части речи. Омонимия частей речи. Грамматические формы слова. Скрытые «ловушки» имени существительного. Многоликое и неутомимое имя прилагательное. Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных. Нюансы, связанные с образованием степеней сравнения прилагательных. «Глаголом жги сердца людей». История форм глагола. Глагол и его орфографический образ. «Подводные камни» глагола (вид, спряжение, наклонение, лицо, время). Количество в числе. Числовая картина мира. История происхождения имени числительного. Отличие числительных от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Устаревшие формы местоимений в русском языке. Кому и как служат служебные слова.
Практика Решение олимпиадных заданий.
Лексикология (3 часа)
Теория Определение лексического значения слов одной тематической группы. Лексическое значение слова. Словарная статья. Заимствованные слова в русском языке.
Практика Определение по словарю лексических значений слов. Игра «Закончить пословицы и поговорки»
Фразеология (4 часа)
Теория Знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов. Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности.
Практика Работа с фразеологическим словарем
Лексикография (2 часа)
История языка, славистика Умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей). «Словари - это вся вселенная в алфавитном порядке». А.Франс
Практика Работа со словарями
История языка, славистика (7 часов)
Теория Выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм. Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика.
Практика Решение олимпиадных заданий
5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Содержат основные составляющие УМК:
- педагогические методики и технологии:
- личностно-ориентировнное обучение,
- технологии индивидуального обучения,
- коллективный способ обучения,
- игровые технологии,
- проектирование,
- презентации,
- КТД
- дидактические материалы:
- инструкции,
- раздаточный материал,
- схемы,
- таблицы,
- алгоритмы,
- памятки,
- компьютерные программы,
- карточка,
- мультимедийные презентации
- информационные источники:
- различные виды словарей (толковый, синонимов, антонимов, пословиц и поговорок, фразеологизмов и т.д.),
- Арсирий А.Т.: В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Москва; Дрофа, 2005.
- Безденежных Н.В.: Новые олимпиады по русскому языку. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.
- Бурмако В.М.: Русский язык в рисунках. М., Просвещение, 1991.
- Вартаньян Э.А.: Словарь крылатых слов и выражений. М.„ Русское слово, 2001.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М.: Секреты орфографии. М., Просвещение, 1976.
- Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку.5-9 классы. М., «Экзамен», 2013
- Казбек-Казиева М.М.: Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М., Айрис-пресс. 2007.
- Казбек-Казиева М.М.: Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М., Айрис-пресс. 2005.
- Кукинова В.: Исчезнувшие слова. М.,Знание, 1962.
- Лозинская Т.П.: Русский язык... Это интересно. М., Московский Лицей, 1997.
- Малюгина В.А.: Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы.М., «ВАКО», 2010.
- Сараева А.Н.: как проверить «непроверяемое» слово. М., «Грамотей», 2005.
- Смирнов Ю.И.: Мир слов. Занимательные рассказы о русском языке. Санкт-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1995.
- Фроянова Т.И.: Культура русской речи.Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006.
- Шкатова Л. А.: Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. М., Просвещение, 1989.
- http://www.ruscorpora.ru/search-main.html
- http://zagadki.tel/
- http://creditwin.ru/pomoshh-po-gumanitarnym-predmetam/russkij-yazyk/2-zagadki-s-mestoimeniyami/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к рус...
Сценка "Школа олимпийского резерва"
Данная разработка может использоваться для внеклассных мероприятий. Представляет собой театрализованное юмористическое действие, в котором принимают участие пять учащихся....
Методическая работа на тему: «Работа инструктора- методиста с родителями в «Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва»»
Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, к...
Организация работы с одаренными детьми в Школе Олимпийского Резерва
Цель этого проекта была сформулирована современной действительностью, запрсом наших родителей и обучающихся, а также современным обществом:создать новую модель образовательного учреждения, где в...
[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва" (Русский язык)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа олимпийского резерва» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ вн...