Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Данный урок разработан по модульной технологии обучения для учащихся 6 класса. Может быть использован на обобщающем уроке по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_urok_6.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Технология: модульная, дифференцированного обучения, групповая
Цели урока: 1) знать все случаи правописания Н и НН в прилагательных, образованных от
существительных;
2) уметь грамотно формулировать правила, опираясь на примеры, определять нужный элемент правила, для того чтобы быстро применять его на практике, в письменной речи;
3) развивать навыки грамотного письма, выразительной устной речи;
4) воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, умение слушать; культуру речи и общения.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
Карта учащегося
* ПАМЯТКА для работы по модулю:
Мой дорогой друг!
Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме.
Обрати внимание на выделенные слова на полях слева:
Уровень 1 – базовый, Уровень 2 – повышенный.
Реши сам, каков уровень твоих знаний, и выбери задания, которые будешь выполнять
(только один уровень)
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
Не забывай, что у тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Фраза «Работа в парах!» означает, что при выполнении этой работы тебе придется, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого.
Не забывай об этом!
Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию.
НЕ ТОРОПИСЬ! У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Учебный элемент |
Название учебного элемента. Цели и задачи. | Рекомендации: как работать, время работы, как проверить и оценить работу, примечания |
УЭ - 0 | Постановка цели урока. На этом уроке ты - обобщишь, систематизируешь знания, умения, навыки, уже полученные в разделе « Имя прилагательное». - самостоятельно освоишь материал по теме «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных». В конце урока ты должен: - четко различать разряды прилагательных, чтобы использовать эти знания при правописании Н и НН в суффиксах прилагательных; - знать все условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; - уметь применять полученные навыки в письменной речи; | Работа будет строиться на материале русских сказок, т.к. языковые особенности сказок помогают обогатить речь, сделать ее более яркой и выразительной. ИП – имя прилагательное |
УЭ - 1 | Повторение теоретических сведений. Цели: - вспомнить основные понятия, связанные с темой «Имя прилагательное. Основные признаки ИП. Разряды ИП»; - выработать навыки устного общения (умение выслушивать говорящего, оценивать знания товарища) Вопросы для взаимоконтроля: 1) Что такое ИП как часть речи? 2) Каковы морфологические признаки ИП (постоянные и непостоянные)? 3) С какой частью речи согласуются ИП? 4) Какую синтаксическую роль играют ИП в предложении? Приведите примеры на каждую роль. 5) Какие степени сравнения имеют ИП? Что показывают степени сравнения? Приведите примеры. 6) Какова синтаксическая роль ИП в формах простой и составной сравнительной степени? Приведите примеры. 7)Как отличить качественное ИП от относительного и притяжательного? 8) Укажите предложение, в котором ИП соответствует следующей характеристике: качественное, употреблено в П.п., в ед.ч., в м.р. а) На снегу остался волчий след. б) В тихом омуте черти водятся. в) Крошечка - Хаврошечка на них работала, а слова доброго никогда не слыхала. | Используя материалы учебника, повтори изученный ранее материал. !Работа в парах! Ответь на предложенные вопросы своему товарищу или подруге, а также выслушай его или ее. Время выполнения задания - 10 минут! !Взаимоконтроль! Оцените ответы друг друга, используя оценочный лист (графа УЭ-1) |
УЭ – 2 Уровень 1 Уровень 2 | Практическая работа по теме урока. Цели: применить на практике знания по теме урока: - уметь определять морфологические признаки ИП; - уметь определять разряд ИП по значению, обосновывать своё решение, опираясь на изученные правила; - видеть ИП, употребленные в предложениях в одной из степеней сравнения; уметь определить их синтаксическую роль; - уметь проверять и оценивать как свою работу, так и работу своего товарища. Задание. Спишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, расставляя, где это необходимо, знаки препинания. Подчеркните ИП как члены предложения. Обозначьте разряд по значению. 1) Вот пр…езжает царь домой царица встречает его с царевичем, такая радостная; а он как узнал про свое милое детище, так и зал…лся горькими слезами. 2) Иван-царевич побл…год…рил старушку спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени. 3) Ложись с богом спать; утро вечера мудренее! 4) Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыб…рите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто. 5) Негде, в тридевятом царстве 1) Но лишь чуть со стороны 2) А дитя волну торопит Плещ…шь ты куда захоч…шь 3) Смотр…т: коршун в море тон…т 4) Заплакала Марьюшка горькими слезами — смыла слезками кровавый след и стала еще краше. 5) Увидела баба-яга Марьюшку зашумела Тьфу, тьфу, русским духом пахн…т! Красная девушка дело пыта…шь аль от дела лыта…шь? | !Работа в парах!
Если это необходимо, проверить орфографию тебе поможет орфографический словарь. Время выполнения задания – 10-12 минут! !Самопроверка! Внимательно проверь свою работу. Если возникли трудности, сверься с контрольным листом учителя. !Самооценка! Оцените свою работу, используя оценочный лист. |
Молодец! Ты справился с заданием! Дерзай дальше! | ||
УЭ – 3 Уровень 1 Уровень 2 Уровень 1 Уровень 2 | Изучение нового материала. Цели: изучить самостоятельно орфографическое правило «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных»; - уметь определять орфограмму, обосновывать своё решение, опираясь на правило; - видеть изучаемое правило на практике, используя для этого графическое объяснение; - уметь проверять и оценивать как свою работу, так и работу своего товарища. Задание №1. Выполните упражнение 239, графически обозначая изучаемую орфограмму. Образуйте от выделенных существительных ИП, запишите полученные словосочетания, объясните графически выбор суффикса.
Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук изо льна, хлеб из ржи, ограда из камня, краски на масле, чашка из глины, склад для дров, кисель из клюквы, часы из серебра, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, лепешка из тыквы. Задание №2 Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется НН: деревя…ый табурет, водя…ая струя, льня…ое масло, земля…ой вал, лебеди…ая песня, кури…ое яйцо, змеи…ый яд, карма…ый фонарик, торжестве…ый момент, соловьи…ые трели, лу…ая дорожка, дли…ая дорога, ути…ый выводок, гуси…ое перо, безветре…ый день, исти…ая причина, огне…ый взгляд. В каком случае неправильное объяснение выбора Н или НН ведет к орфографической ошибке? 1. Дорога дли…а - в кратком прилагательном пишется столько н, сколько и в полном, - длинный; 2. лебеди…ая песня – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса -ин-, пишется одна буква Н; 3. оловя…ый – в суффиксе -ян- прилагательного, образованного от существительного, пишется одна буква н; 4. карти…ая галерея – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н, пишутся две буквы Н !Будь внимателен! | !Работа в парах! Используй для изучения правила учебник на стр.132 и схему (см. Приложение 1) Время выполнения задания – 10-15 минут! Используй сборник дидактических материалов (ДМ) !Самопроверка! Сверьте свою работу с контрольным листом учителя. !Взаимопроверка! Поменяйтесь работами и оцените друг друга, используя оценочный лист. |
УЭ - 4 | Проблемно-практическая часть. Цель: правильно применить новые знания по теме «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных», учитывая морфемное строение ИП. Задание. Внимательно прочитайте словосочетания и запишите их в тетрадь, распределяя на две колонки: с суффиксом -Н- и -НН- !Будь внимателен! Конный плуг, подлинное произведение искусства, земляной пол, гора величественна, песчаная отмель, юный натуралист, ураганный ветер, дровяной склад, соломенная подстилка, серебряный приз, кожаная куртка, картинная галерея, туманная даль, кочанная капуста, дорога опасна, платье длинно, журавлиная стая, зеленый листок, румяные щечки. Какие словосочетания ты запишешь в третью колонку? Почему? Молодец! Ты справился с основными заданиями по новой теме, вспомнил и повторил теорию! | !Работа в парах!
Не забудьте выделить суффиксы ИП! Время выполнения задания – 10-12 минут! Для устного ответа на вопрос подойдите к учителю! !Самопроверка! Для проверки задания обратись к контрольному листу учителя. !Самооценка! Оцени свою работу, используя оценочный лист. |
УЭ - 5 | Тестовая проверка знаний, умений, навыков, полученных по данной теме. Цель: за отведенное время применить знания, умения, навыки, полученные по данной теме. Задание. Тест. ТЕСТ 1. Какое из выделенных слов является ИП? 1. вкусное мороженое 2. знакомый участковый 3. был у зубного врача 4. зашли в гостиную 2. Строение какого ИП соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание? 1. полынный 2. былинный 3. ураганный 4. Карманный 3. В каком предложении ИП выступает в роли определения? 1. Особенно красив лес осенью. 2. Крупные капли дождя упали на землю. 3. Темны поляны в лесу. 4. Как свеж был воздух! 4. В каком предложении ИП выступает в роли сказуемого? 1. Сверкают на солнце глубокие сугробы. 2. Над берегом свесились тонкие ветви ивы. 3. Разнообразны запахи леса. 4. В печи трещат березовые дрова. 5. В каком ряду нет ошибки в образовании ИП? 1. Дороже, веселее, дешевше 2. Круче, короче, тише 3. Глубже, слаже, звонче 4. Туже, лучше, молодее 6. Укажите ИП в сравнительной степени: 1. Большой 2. Огромный 3. Ярче 4. Звонкий 7. Укажите ИП в превосходной степени: 1. Более яркий 2. Самый веселый 3. Лучше 4. Исполинский 8. Укажите ошибку в образовании степени сравнения: 1. Ярчайший 2. Самый высочайший 3. Наилучший 4. Звонче 9. От какого ИП нельзя образовать форму сравнительной степени с помощью суффикса -ше-(че-)? 1. Яркий 2. Легкий 3. Мелкий 4. Тяжелый 10. Укажите предложение, в котором ИП является сказуемым: 1. Чтение – вот лучшее учение. 2. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. 3. Правда всего дороже. 4. Мы собирались за грибами в ближайший лес. 11. Укажите ошибку в постановке ударения: 1. УдОбнейший 2. СвобОднее 3. КрасивЕе 4. вернЕйший 12. Найдите ошибку в определении разряда ИП: 1. Садовый – относительное 2. Мелкий – качественное 3. Дождевой – притяжательное 4. Березовый - относительное 13. Укажите ряд, где на месте пропуска пишется Н: 1. Тыкве…ый, торжестве…ый, оси…ый 2. Сви…ой, ю…ый, глиня…ый 3. Серебря…ый, полотня…ый, карма…ый 4. Жестя…ой, масля…ый, каме…ый 14. Укажите ряд, где на месте пропуска пишется НН: 1. Лу…ый, маши…ый, ржа…ой 2. Огне…ый, стекля…ый, ледя…ой 3. Соломе…ый, исти…ый, безветре…ый 4. Оловя…ый, клюкве…ый, льня…ой
Ты справился с трудной работой! Молодец! Теперь вернись к УЭ – 0. | !Самостоятельная работа!
Работайте в тетради! Запишите верный вариант ответа, например: 1.2., 5.3. !Самопроверка! Для проверки задания обратись к контрольному листу учителя. . |
УЭ – 6 | Подведение итогов (рефлексия) 1. Прочитайте цели урока (УЭ – 0). 2. Как вы считаете, цели урока достигнуты? 3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке: а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому; б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь; в) для полного понимания мне нужно еще все повторить; г) я ничего не понял Если ты достиг поставленных целей, то смело переходи к самому ответственному этапу – экспертному контролю! Если нет, еще раз обратитесь к уроку или проконсультируйтесь с учителем! | Обведи нужный для тебя ответ. |
УЭ – 7 Уровень 1 Уровень 2 | Домашнее задание. Выполните в тетради упражнение 240 из сборника «Дидактические материалы». Выпишите из сказок А.С.Пушкина пять-семь предложений со словами, в которых вам встретится изученная сегодня на уроке орфограмма. Объясните графически условия выбора Н и НН в суффиксах ИП. Ты обязательно справишься! Желаю успехов! | !Экспертный контроль! Не забывай, что дома можешь воспользоваться материалами урока |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
________________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, класс, число)
Учебный элемент (этапы работы) | Критерии оценивания | Количество баллов (заполняет учащийся) | ||
УЭ – 1 Повторение теоретических сведений по теме «Имя прилагательное» | Если верно ответил на вопросы: 1,2, 3 - ты заработал 3б (1+1+1) 4,5,6 - ты заработал 6б (2+2+2) 7,8 - ты заработал 2 б (1+1) | Max 11 баллов | ||
УЭ – 2 Практическая работа по теме «Имя прилагательное» | Уровень 1 Верно записанное предложение – 1б Верно выполнена графическая работа -1б Итого 5 пред. (1+1) = 10б Одна орфографическая ошибка, или одна пунктуационная ошибка, или одна графическая ошибка - минус 1б от мах суммы | Уровень 1 Мах 10б
| ||
Уровень 2 Верно записанное предложение – 2б Верно выполнена графическая работа -2б Итого 5 пред. (2+2) = 20б Одна орфографическая ошибка, или одна пунктуационная ошибка, или одна графическая ошибка - минус 1б от мах суммы | Уровень 2 Мах 20б | |||
УЭ – 3 Изучение нового материала «Н и НН в суффиксах ИП, образованных от существительных» | Задание №1 Уровень 1 Без ошибок – 5б, 1ошибка – 4б 2ошибки – 3б 3ошибки – 2б 4ошибки – 1б 5 ошибок -0б | Задание №2 Уровень 1 Без ошибок – 5б, 1ошибка – 4б 2ошибки – 3б 3ошибки – 2б 4ошибки – 1б 5 ошибок -0б | Мах 5б | Мах 5б |
Уровень 2 Без ошибок – 5б, 1ошибка – 4б 2ошибки – 2б 3ошибки – 1б 4ошибки – 0б | Уровень 2 Верный ответ -1б, неверный ответ – 0б | Мах 5б | Мах 1б | |
УЭ – 4 Проблемно- практическая работа по теме «Имя прилагательное» | Без ошибок – 5б, 1ошибка – 4б 2ошибки – 3б 3ошибки – 2б 4ошибки – 1б 5 ошибок -0б | Мах 5б | ||
УЭ – 5 Тестовая проверка знаний, умений, навыков, полученных по данной теме. | 1балл за один верный ответ | Max14б | ||
Итоговый балл за работу | 50 б - 56 б «5» 40 б - 49 б «4» 30 б - 39 б «3» Менее 30 б «2» * Домашнее задание оценивается после проверки учителем | Уровень1 Max 50 баллов
Уровень 2 Max 56 баллов | ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила...
Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...
Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Открытый урок по русскому языку 6 класс....
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
1.Познакомить учащихся с одной и двумя буквами Н в суффиксах прилагательных.2. Научит правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами Н.3. Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбор...
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Тема урока: Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Тип урока: открытие нового знания Цель урока: - образовательная: познакомить с правилом «Правопис...
Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных,образованных от существительных.
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных,образованных от существительных....