Времена года 9 класс русский язык
материал по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество участника: Дмитриева Наталья Евгеньевна
Название темы: Времена года
Предметное направление: русский язык
Рекомендации по использованию кейса
- Организационный момент. Учитель встречает учащихся и сообщает им, что сегодня они будут работать в парах.
2. Постановка проблемы, формулировка цели урока и выяснение ключевого словосочетания. Учащиеся знакомятся с эпиграфом занятия (фрагмент стихотворения Иосифа Бродского «Сумерки. Снег. Тишина. Весьма...» (http://www.stihi-rus.ru/1/br/47.htm)):
Пестроту июля, зелень весны
осень превращает в чёрные строки,
и зима читает её упреки
и зачитывает до белизны,
который помогает определить тему материала, с которым будут работать учащиеся.
Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует тему – «Времена года» и предлагает рассмотреть её, используя пословицы и поговорки.
Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: какие темы курса русского языка можно повторить, используя пословицы и поговорки?
В результате обсуждения формулируется цель занятия: повторить некоторые темы русского языка, используя для этого пословицы и поговорки.
3. Выполнение эвристических заданий с использованием пословиц о временах года.
Задание 1. Разделите пословицы на четыре равные группы по существенному признаку. Дайте название каждой группе.
- Снег на земле, что навоз для урожая.
- Иногда и март морозом хвалится.
- Осенью и воробей богат.
- Летний день год кормит.
- Пришёл марток – надевай семеро порток.
- Зима без снегу – лето без хлеба.
- В осень и у кошки пир.
- Лето – страдная пора.
Группа 1: €, € ― это ______________________________________________________.
Группа 2: €, € ― это ______________________________________________________.
Группа 3: €, € ― это ______________________________________________________.
Группа 4: €, € ― это ______________________________________________________.
Ответ. Группа 1: 1, 6 – пословицы о зиме. Группа 2: 2, 5 – пословицы о весне. Группа 3: 4, 8 – пословицы о лете. Группа 4: 3, 7 – пословицы об осени.
Учащиеся в ходе фронтальной работы сравнивают пословицы в каждой группе и отвечают на вопросы:
Что вы можете сказать об их смысле? (Пословицы имеют схожий смысл.)
Чем являются эти пословицы? (Эти пословицы являются пословицами-синонимами.)
Задание 2. Подберите к предложенным пословицам пословицы-синонимы. Ответ объясните. (Учащиеся используют дополнительные источники информации.)
- Весенний день год кормит.
- Что летом родиться, то зимой пригодиться.
- Зима без трёх подзимков не становится.
- Октябрь на пегой лошади ездит.
Ответ (возможные варианты).
- Весенний день год кормит. (Весной день упустишь – годом не вернёшь.)
- Что летом родиться, то зимой пригодиться. (Лето собирает, зима подъедает.)
- Зима без трёх подзимков не становится.( В одну ночь зима становится.)
- Октябрь на пегой лошади ездит. (Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.)
Задание 3. Найдите в тексте устаревшие слова и подберите к ним синонимы.
- Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
- Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
- В сентябре шуба за кафтаном тянется.
- Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке.
Ответ.
- Январь дублёнку до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. (Тулуп – нагольная, длинная, не крытая сукном меховая шуба.)
- Летом пролежишь, зимой с сумкой побежишь. (Сума ― мешок из ткани, кожи для ношения, перевозки чего-нибудь.)
- В сентябре шуба за пальто тянется. (Кафтан – это русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.)
- Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в зернохранилище. (Сусек – это отгороженное место в амбаре в виде неподвижного ларя для хранения зерна.)
Задание 4. Впишите пропущенные буквы.
- В зимней шубе и м…розы – шутка.
- Март сухой да мокрый май, будет каша и к…р…вай.
- Летом пролежишь, а зимой с сумой поб…жишь.
- Сугро… да вьюга – два друга.
- Осенью и в..робей богат.
- Осенний дож...ь мелко сеет, да долго тянется.
- Не т...пор кормит мужика, а июльская работа.
- Лето р…дит, а не поле.
- День летний го… кормит.
- Март с в…дой, апрель с травой, а май с цветами.
- Осень идёт, за собой дождь в…дёт.
- Майский моро… не выдавит слё…
Разделите пословицы на три равные группы по признаку, существенному с точки зрения правописания. Дайте название каждой группе.
Группа 1: €, €, €, € ― это ___________________________________________________.
Группа 2: €, €, €, € ― это __________________________________________________.
Группа 3: €, €, €, € ― это ___________________________________________________.
Ответ. Группа 1: 1, 2, 5, 7 – пословицы, в которых буква пропущена в словарном слове. Группа 2: 3, 8, 10, 11 – пословицы, в которых в корне слова пропущена безударная проверяемая гласная. Группа 3: 4, 6, 9, 12 – пословицы, в которых пропущен «сомнительный по звонкости/глухости парный согласный в корне слова».
Рекомендации:
- Необходимо проводить занятие в кабинете, оборудованном компьютерами с доступом к сети интернет или иметь словари (толковые, энциклопедические, орфографические), сборники пословиц и поговорок.
- Учитель на этом этапе по мере необходимости оказывает помощь.
3. Обсуждение проблемного вопроса, сформулированного в начале занятия.
Фронтально обсуждаются проблемный вопрос, сформулированный в начале урока.
Обобщить ответы учащихся можно, составляя на доске интеллект-карту.
- Обсуждение итогов занятия и рефлексия.
Учитель предлагает учащимся оценить свою работу в паре, заполнив таблицу.
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | ||||
При разногласиях я принимаю другое решение | ||||
Большинство решений предложено мной | ||||
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение | ||||
Работать в паре труднее, чем одному | ||||
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
Приложение
Русский язык | В сентябре шуба за кафтаном тянется. | |
Весенний день год кормит. | ||
День летний год кормит. | ||
Зима без снегу – лето без хлеба. | https://socratify.net/quotes/ukrainskie-poslovitsy-i-pogovorki/191105 | |
Зима без трёх подзимков не становится | ||
Иногда и март морозом хвалится | ||
Летний день год кормит. | ||
Лето – страдная пора | ||
Лето родит, а не поле. | https://vashechudo.ru/raznoe/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-lete.html | |
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь. | ||
Майский мороз не выдавит слёз. | ||
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. | ||
Март сухой да мокрый май, будет каша и каравай. | https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/11818/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82 | |
Не топор кормит мужика, а июльская работа. | https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/12088/%D0%9D%D0%B5 | |
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке. | http://tolkru.com/pogovorka/page/not-the-bread-in-the-field-and-one-in-the-bottom-of-the-barrel.php | |
Октябрь на пегой лошади ездит. | http://mamamozhetvse.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-osen-dlya-detej.html | |
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется. | http://www.pogovorki.su/osennij-dozhd-melko-seetsya-da-dolgo-tyanetsya-2/ | |
Осень идёт, за собой дождь ведёт. | http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-osen-dlya-shkolnikov-1-2-3-4-5-klassa/ | |
Осенью и воробей богат. | https://socratify.net/quotes/belorusskie-poslovitsy-i-pogovorki/196023 | |
Пришёл марток – надевай семеро порток. | http://www.meteovesti.ru/news/63246482217-prishel-martok-nadevaj-sem-portok | |
Снег на земле, что навоз для урожая. | ||
Сугроб да вьюга – два друга. | ||
Что летом родиться, то зимой пригодиться. | ||
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Времена года» на немецком языке
Урок «Времена года» Задачи:Образовательная: -Учить отвечать на вопросы о погоде весной, о временах года-Тренировать У. в употреблении лексики -Трен...
Художественные произведения «времена года» у русских художников пейзажистов и композитора Петра Ильича Чайковского
ЦЕЛИ познакомиться с творчеством художников – пейзажистов и музыкальными произведениями «Времена года» П.И.ЧайковскогоЗадачиВнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ...
Презентация "Времена года" по немецкому языку 5 класс
Презентация к уроку-обобщению "Времена года" по немецкому языку 5 класс...
Презентация "Зима в музыкальном альбоме П.И. Чайковского "Времена года" и русской поэзии".
Презентация предназначена для проведения интегрированного урока по музыке и литературе в 5 классе по теме "Изображение русской природы в творчестве поэтов XIX века". Музыкальный материал из альбома П....
Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".
Цели урока: -воспитание любви к родной природе...
Времена года на английском языке
ummerwinterautumnspring...