Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".
методическая разработка по литературе (6 класс)
Цели урока: -воспитание любви к родной природе;
- знакомство с различными видами искусства, отражающими мир природы;
- формировать умения понимать и воспринимать отображаемое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_klassrd.docx | 28.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Времена года в русской поэзии, живописи, музыке.
Цели урока: -воспитание любви к родной природе;
- знакомство с различными видами искусства, отражающими мир природы;
- формировать умения понимать и воспринимать отображаемое.
Оборудование урока: репродукции картин художников, музыка П.И.Чайковского, С.Рахманинова, Грига.
Эпиграф урока : Не то , что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, в ней есть свобода;
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
Ход урока:
Уч-ся (4 группы) представляют разные времена года. Каждое время года представлено предметами, характерными для этого времени.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по календарю и познакомимся с произведениями поэзии, музыки и живописи, посвященные временам года.
….Зима. Снег мягким пушистым ковром окутывает озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Природа как бы затихает в сказочном сне.
-Продолжите описание так, чтобы оно соответствовало состоянию природы зимой.
--А какие стихи вы знаете? (Чтение подготовленных стихов.)
Учитель: Видите, поэты изображают зиму по- разному, ведь у него как у любого времени года, каждый месяц и даже каждый день неповторим.
А какой зиму изображают художники?
Перед нами картина К. Ф .Юона «Волшебница-зима». Интерес к родной природе появился у него еще в детстве. Их семья жила на тихой окраине Москвы, и любовь к родному краю стало темой многих полотен художника. ( Анализ картины по вопросам).
Поистине сказочен вид зимнего леса в картине художника Д.Н.Александрова. Действительно, вспоминаются слова поэта «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»
Диковинно изгибаются деревья, ветви которых усыпаны хлопьями снега. Неяркое солнце освещает деревья, которые бросают глубокие тени гна чистое серебро снега. Любуясь неповторимой красотой сказочно зимнего пейзажа, художник передает каждую подробность, привлекшую его внимание. Он тщательно прорисовывает узоры ветвей, отражение деревьев в зеркале льда, причудливые тени на снегу. Все это нам позволяет с особой остротой увидеть « край задумчивый и нежный», почувствовать обаяние родной природы.
--А вот картина И.Грабаря рисует другую зиму.
--Почему автор называет картину «Февральская лазурь?»
(Она поражает силой и чистотой цвета.) (Уч-ся читают свои сочинения по картине «Февральская лазурь»)
Близка по содержанию этим стихам и картинам мелодия великого русского копозитора П.И.Чайковского из его альбома «Времена года» «Декабрь»
Какую картину представляете вы, слушая эту мелодию?
Пройдет зима, и ласковое солнце, шум ручьев, тающие снега, радостные крики птиц, возвращающихся с юга, возвестят о приходе весны.
Перевернем страницу календаря.
Весна! С каким чувством мы ждем ее приближения?
Почему радуемся, ее ожидая?
Как описывают ее приход поэты?
Какие чувства, настроения переданы в них?
(Чтение стихов о весне)
--А слышны ли такие же мотивы радости, ликования в музыке С.Рахманинова?
С.Рахманинов «Весна идет»
Как художники изображают то же время года, те же ее приметы, то же состояние человека, что и в стихах, музыке?
--Рассмотрим картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна».Образ природы наполнен светлой поэзией. Больше всего он любил раннюю весну. Состояние пробуждающейся природы запечатлено им с удивительной силой. Весна, нигде нет снега, все наполнено теплым, душистым воздухом. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные- с распустившимися почками- верхушки берез , окрашенные в темно-розовый цвет. Сколько радости в этом пробуждении природы! Первое ощущение –это то , что березы как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх.
КартинаА.М.ГРИЦАЯ «Подснежники» привлекает контрастомсочной молодой зелени подснежников, их ярко-фиолетово-голубых цветков, бурой травы и замшелых пней. Передан мотив обновления природы.
(Музыка Чайковского «Апрель»)
--Что общего в изображении поэтами, художниками, композиторами?
Кому раскрывает природа свою тайну и красоту?
(Н.Рыленков «Все в тающей дымке..»
Перевернем еще одну страничку календаря.
….Лето. В какое время поспевает рожь?
--Представьте день в конце июля, когда ярко светит солнце, нам небе ни облачка. Продолжите ряд глаголов и определений, которые помогут описать:
Июльский день: жаркий, знойный, долгий, длинный, бесконечный, солнце яркий, печет, ночь короткая.
А как об этом пишут поэты?
А картины: желтые, золотые волны ржаных колосьев, проходящие по всему полю от дуновения ветра. Ив стихах , и в картинах мы чувствуем изумление, восхищение перед величием природы. Природа в произведениях искусства и живет, и дышит. Картина А.Пластова блистает яркость красок. В ней выражена яркость и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Художник с тонким мастерством рисует буйные заросли полевых цветов и трав. Будто живой красочный ковер лежит перед нами.
-В картине И.Шишкина все проникнуто чувством покоя: летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие во ржи васильки.
(Чтение стих. О лете)
(Римский- Корсаков «Полет шмеля»)
Видите, и художники ,и поэты, и композиторы нашли общие детали для описания этого времени года: звуками, словами, красками нарисовали картины, заставившие нас восхищаться могучей таинственной красотой.
И последний лист календаря.
Золотая осень.Все в природе прощается с солнцем, теплом, хочет последний раз нарядится поярче, чтобы потом надолго снять свой праздничный наряд и запереть его в серебряный сундук зимы.
Хорошо осенью в лесу! Он разукрасился в желтые, красные, золотистые краски осени. Воздух чист и свеж. Всмотритесь. Видите, как с пугливой готовностью кидает липа золотые монетки? Крепко держатся лишь листья дуба. Дождутся они первой вьюги. Лиственница скупо тратит свою хвою всю осень останется и на зимнюю пору.
Подует холодный ветер, закружит листья, и упадет осенний наряд леса!
(Читаем стихи об осени.
Анализ картин художников.
П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Закл. Слово.
Сегодня мы читали стихи, слушали музыку, говорили о картинах, авторы которых жили в разное время, но всех их объединяла любовь к Родине, родной природе, способности особенно чувствовать, особенно зорко видеть то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. Стихи, музыка, картины открывают нам красоту родного края призывают охранять все живое, учат понимать язык природы.
Это великое чудо. Но открывается оно далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Мы привыкли потреблять пользоваться дарами природы, запасы которой казались бесконечными. Но нельзя только брать , ничего не давая взамен
Через какое – то время каждому придется выбрать свое дело на этой земле. Ине исключено, что за столами сидят будущие проэктировщики, инженеры, работники химических заводов. И разве только они? Мы все обязаны бороться с разрушением природы, делать все возможное для ее защиты, чтобы спустя десятилетия можно было бы с таким же восхищением и гордостью произнести:
«Унылая пора , очей очарованье….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Изображение времен года в искусстве. Взаимодействие поэзии, живописи, музыки. Знакомство с циклом А.Вивальди «Времена года»
Коассный час, показывающий взаимодействие урочной и внеурочной деятельности. На занятии используются игровые технологии, ИКТ, интегрированное обучение, работа в группах...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"
Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...
Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»
Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....
Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века
Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ. ...
Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии"
Материалы к вступительным урокам литературы по теме "Серебряный век русской поэзии": презентация "Имена" познакомит учащихся с выдающимися деятелями искусства, поэзии конца 19-начала 20 века, с помощь...