Сжатое изложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГБОУ ВПО МО
Академия социального управления
Кафедра адаптивного образования
Разработка конспекта урока русского языка в свете требования ФГОС второго поколения
«Сжатое изложение»
Бахтеевой Алсу Аббясовны
Москва
Содержание
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе………………………………………………………………………..3
Заключение. Самоанализ урока…………………………………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………….23
Приложение: презентация к уроку, видеозапись урока
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Учитель: Бахтеева А.А.
Класс: 5 «В»
Тема урока: «Сжатое изложение»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока:
1) Предметные: научиться применять способы сжатия текста; выделять главное в тексте, используя приемы сжатия. Уметь давать полные ответы на поставленные вопросы.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 2.Актуализация знаний Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала | -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? -Обратите внимание на доску. Прочитайте, что написано на табличках? -О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? -Вспомните, что такое текст? -Какие задания по тексту мы с вами выполняли? (В ходе опроса дети вспоминают работу над пересказом текста.) - Какие виды пересказа мы знаем? - Что значит пересказать текст сжато? | Личностные УУД | Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок |
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений | ||
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые: слушание собеседника | ||
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний | |||
Личностные УУД | Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему | ||
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | ||
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений | ||
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | |||
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности | - Говорили ли мы с вами на уроках русского языка о сжатии текста? - А теперь подумайте и ответьте: какую цель мы с вами поставим? Как мы сформулируем тему нашего урока? (Слайд №1, №2) | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | ||
Личностные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | ||
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем | ||
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности | |||
4.Совместное открытие знаний Цель этапа: Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения | - Сейчас вы прослушаете речевое высказывание. Подумайте, является ли оно текстом? (Аудиозапись с художественным чтением текста). (Приведенное речевое высказывание является текстом, так как оно состоит из предложений, связанных между собой: темой – старый пень; основной мыслью – осуждение автором гордости пня; последовательностью изложения, принадлежностью к определенному стилю – художественный; его можно озаглавить (при подборе заглавия осуществляется парная работа). - Прозвучало множество заглавий к тексту, давайте подберем два наиболее подходящих. («Пень-зазнайка», «Гордый пень») . - Пользуясь толковым словарем Ожегова, посмотрим, что значат слова гордость и зазнайство. (Сайд №3, №4). (Обучающиеся на основании токования слов делают вывод, что наиболее подходящее заглавие – «Пень – зазнайка», записывают его на черновиках). - Обратите внимание на текст (лежит на столах). Скажите, на сколько частей он разделен? (Три). - По какому принципу авторы делят текст на части? (В каждой части имеется своя маленькая тема – микротема). - Вспомним понятие микротемы? (Слайд №5). - Давайте немного отдохнем. (Физкультминутка). Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли. Наклонялись, собирали, Наклонялись, собирали, По дороге растеряли. - Приготовились к работе, обращаемся вновь к нашим текстам. - Сейчас попробуйте, прочитав каждую микротему, определить как можно сжать текст в каждой из них. Обучающиеся читают первую часть, обнаруживают повторы и решают их исключить, оставив выраженную в них мысль в обобщающем последнем предложении. Обратив внимание на основные действия, которые они выполняли, выводят способы сжатия текста – исключение (исключили повторы) и обобщение (заменили повторы действий, ситуаций обобщающим словом). При чтении второй и третьей части они более свободно пользуются исключением. Ребята работают парами, с помощью выделителя подчеркивают предложения, которые остались в результате сжатия). - Прочитаем, получившийся в итоге текст. - Нужно ли его редактировать. | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов |
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме | ||
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию | |||
5.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: Зафиксировать алгоритм работы над сжатым изложением. | - Ребята, с какими способами сжатия мы познакомились? (Исключение и обобщение). - Составьте алгоритм работы над сжатым изложением. Слайд №6.
- Прочитайте алгоритм, приведенный на слайде. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала |
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками | ||
Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | |||
6.Практическая применение полученных знаний. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю. | - Ребята, начинаем работать на черновиках. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала |
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний | |||
Регулятивные УУД Познавательные УУД | Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения задания Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания | ||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы её? Какой алгоритм действия над сжатым изложением мы составили? Научились мы работать по нему? - Попробуйте оценить свою деятельность на уроке. Кого вы заметили? Как вы его оценили? - Перед уходом традиционно оцените каждый собственную работу на уроке с помощью светофора. - На следующем уроке мы продолжим работу в тетрадях по развитию речи. | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли |
Заключение
Самоанализ урока русского языка в 5 «В» классе по теме «Сжатое изложение»
Учитель Бахтеева Алсу Аббясовна.
На мой взгляд, цель урока была достигнута.
На уроке использовались современные образовательные технологии – проблемно-диалогические, ИКТ, технологии здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
На этапе постановки учебной задачи пятиклассники самостоятельно определили цель урока (научиться сжимать текст, написать сжатое изложение). До этого, во время актуализации знаний, была установлена связь с предыдущей темой – «Текст» (повторение полного определения текста и его признаков). Постепенно от общей темы обучающиеся подошли к частной – сжатие текста, «Сжатое изложение» (задания по тексту).
На этапе открытия нового знания пятиклассники самостоятельно определили, каким образом можно уменьшить объем текста, при этом сохранив микротему. Ребята сумели выявить и способы сжатия, в чем перед подготовкой к уроку я сомневалась. Здесь, несомненно, помогли глаголы, которые вводились в процессе работы – исключили, обобщили. И от них ребята уже образовали существительные – исключение и обобщение. Дети доказывали, почему они исключают, обобщают некоторые предложения в тексте. В результате работы ученики сами структурировали полученные знания: проговорили алгоритм работы над сжатым изложением.
Методы контроля и оценки позволили проявить достижение результатов специальными приемами:
- фиксация результатов устного фронтального опроса;
- анализ продуктов деятельности обучающихся по окончании урока – работа с выделителем, записи на черновиках и в тетрадях (по окончании второго урока по данной теме);
-составление алгоритма работы над сжатым изложением;
- самооценка и взаимооценка учащихся в виде устных ответов и с помощью светофора.
Результаты на уроке продемонстрировали более половины учащихся. 17 человек из 23 отвечали. При этом хочу заметить, что отвечали на уроке и те ребята, которые обычно активности не проявляют, а на этом уроке смогли доказать свою позицию (двое учеников). Отдельные обучающиеся (4 человека), показывающие высокий уровень знаний по русскому языку, достаточно представили свои знания.
Без знания способов сжатия текста и алгоритма написания сжатого изложения обучающиеся не смогут овладеть важным видом работы - сжатым изложением, которое требуется написать на экзамене в 9 классе. Использование аудиозаписи на уроке считаю очень актуальным именно при написании сжатого изложения. Я считаю, что детей надо готовить с 5 класса к восприятию текста на слух в аудиозаписи, так как на ОГЭ именно так они будут воспринимать предложенный для изложения текст. И конечно, художественное чтение в начале урока заинтересовало и оживило детей.
В начале урока неслучайно так подробно спрашивала ребят, что такое тема и основная мысль. Считаю, что необходимо постоянно работать над этими понятиями, так как их обучающиеся путают (и это было заметно в начале урока).
Если говорить о сжатом изложении в целом, на мой взгляд, это одна из самых сложных тем, которая ограничивает учителя в выборе форм и приёмов работы. Текст, подобранный для сжатия, взят из учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.Т.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». В результате работы пятиклассники выводят не все способы сжатия, а лишь те, которые приемлемы для их возраста и уровня развития по предмету. Такой способ сжатия, как упрощение, в данном тексте можно было использовать, переведя прямую речь в косвенную, но тема «Прямая речь» изучается по программе позднее (урок №47, 10 – 15 ноября).
На уроке были выбраны следующие формы взаимодействия обучающихся: с учителем - фронтальная работа, с одноклассниками –самостоятельная работа в парах. На данном уроке я обратила внимание, что не все обучающиеся умеют работать в парах, хотя парную работу я на уроках применяю.
Определение целей урока и их достижение, выведение понятий и алгоритмов позволило учащимся увидеть собственную значимость в процессе познания. Во время физкультминутки ребята отдохнули, а этап рефлексии позволил каждому желающему высказаться и самостоятельно оценить себя на уроке. Самооценка и взаимооценка, на мой взгляд, - это важный момент урока, но, как показывает практика работы в данном классе, только несколько ребят(трое) способны оценить прямо на уроке вслух себя и других.
Сложность и объём подобранного материала соответствовали возможностям обучающихся данного класса. Предполагалось, что на первом уроке обучающиеся успеют написать изложение на черновик и полученный текст будет зачитан в конце этого урока. Я считаю, что затянутой оказались части урока, когда ребята объясняли отличие темы и основной мысли текста и оценивали друг друга, поэтому готовый текст, составленный на черновике, не прозвучал. Работа над черновиком изложения была продолжена на следующем уроке, на этом же уроке текст был переписан на чистовую в тетрадь по развитию речи.
Проанализировав урок полностью, я поставила перед собой цели на будущее:
- при работе над текстами упражнений в дальнейшем необходимо совершенствовать навыки по определению темы и основной мысли и умение разграничивать эти понятия;
- обращаться чаще к парной и групповой работе, чтобы ребята умели взаимодействовать друг с другом;
- при работе над следующим сжатым изложением обязательно вспомнить алгоритм (раздать его всем в печатном виде) и способы сжатия текста, начать опрос с тех обучающихся, которые на данном уроке не отвечали;
- при наличии времени обращаться к краткой биографии авторов, к иллюстрациям художников к произведению.
Список использованной литературы
- Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...