Рабочая программа по русскому языку для 11-го класса 2019 - 2020
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс)

Харитонова Оксана Александровна

Данная рабочая программа по русскому языку развитию речи составлена по учебно-методическому комплекту:

1. Власенков, А. И. Русский язык. 10—11 классы: программы общеобразовательных учреждений: сб. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина, - М.: Просвещение, 2013.

2. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_russkiy_yazyk_70_chasov.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № ___________

Руководитель школьного                                                                      

методического                                                                                        

объединения____________

Павлова Ю.Г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР______________

Е.В.Козлова

от «____»________2019

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

№2 им. В.Н. Михайлова

_________________

О.Ф. Латыпов

Приказ №_____

от «____»________2019

Рабочая программа

по русскому языку

для 11-го класса

Учитель:

Харитонова Оксана Александровна

2019-2020

Пояснительная записка

       Данная рабочая программа по русскому языку развитию речи составлена по учебно-методическому комплекту:

1. Власенков, А. И. Русский язык. 10—11 классы: программы общеобразовательных учреждений: сб. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина, - М.: Просвещение, 2013.

2. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2017.

      Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей

                              Общая характеристика учебного предмета 

       Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

        Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

       В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов.

          В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2019-2020 году выделено 2 часа в неделю (70 ч.). Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

        В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка

Учащиеся научится понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Учащиеся научатся :

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Учащиеся будут иметь возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

                                        Содержание рабочей программы

Синтаксис и пунктуация

     Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы  сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

      Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

     Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

     Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

                               Публицистический стиль речи

     Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи.

     Очерк, эссе.

     Устное выступление. Дискуссия.

     Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

                              Художественный стиль речи

     Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

     Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

     Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

     Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

     Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

                                Сложное предложение

     Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

     Пунктуация в ССП.

     Пунктуация в предложениях с союзом и.

     Проверочная работа и ее анализ.

     Основные группы СПП.

     СПП с придаточными изъяснительными.

     СПП с придаточными определительными.

     СПП с придаточными обстоятельственными.

     Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

     Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

     Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП

              Разговорный стиль речи

Разговорный стиль речи.

                        Повторение

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Морфология и орфография. Словообразование и орфографии.

                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

1

Введение. Общие сведения о языке

Инструктаж по технике безопасности

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской письменности.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

2

Особенности публичной речи.

Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.

Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

3

Синтаксис и пунктуация.

Основные виды словосочетаний и предложений. Определение грамматических основ, виды сказуемых. Роль интонации и логического ударения в предложении, разбор сложных вопросов синтаксиса.

4

Синтаксис и пунктуация (продолжение)

Виды односоставных предложений. Сложные вопросы синтаксиса. Навыки постановки знаков препинания. Проверочная работа

5

Синтаксис и пунктуация (продолжение)

Отличие элементов, осложняющих предложение, от членов предложения. Основные виды сложных предложений. Отработка навыков постановки знаков препинания.

6

Контрольный диктант №1

Закрепление знаний по синтаксису.

7

Жанры публицистики. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Закономерности построения текста.

Информационная переработка текста

Основные пунктуационные нормы русского языка.

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

8-9

Сочинение

10

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису

11

Фонетика, орфоэпия. Словарный диктант. 

Сложные вопросы фонетики и орфоэпии (словообразование, лексика, морфология, синтаксис)

12-13

Морфемика: состав слова и орфография.

Состав слова.

14

Лексика и фразеология.

Сложные вопросы лексики. Углублять знания по теме.

15

Контрольный диктант № 2

Совершенствовать навыки лингвистического разбора.

16

Анализ диктанта. Грамматика. Морфология. Части речи.

Повторить и обобщить знания по теме «Части речи».

17

Р/р. Основные жанры официально-делового стиля.

Владение официально-деловым стилем в повседневной жизни.

18

Р/р. Практическая работа по теме «Официально-деловой стиль речи»

Умение пользоваться официально-деловым стилем на практике.

19

Морфология. Морфологические характеристики частей речи.

Определение частей речи, их морфологические характеристики.

20

Морфологические нормы.  Проверочная работа.

Связи морфологии и культуры речи.

21-24

Морфология и орфография .

Связи морфологии и орфографии.

25-26

Сочинение – проблемный очерк

Обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.

Совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

27

Анализ сочинения.

Именительный и творительный падежи в сказуемом

Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»; работа по предупреждению грамматических ошибок; закрепить навыки правописания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

28

Тире между подлежащим и сказуемым

Обобщить знания по теме «Члены предложения»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым); дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений; закрепить навыки правописания.

29

Управление при словах, близких по значению.

Проверочная работа

Преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.

30

Контрольный диктант № 3 

31

Анализ диктанта.   Р/р. Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Сочинение 

Формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;    развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;   воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

32

Р/р. Особенности речевого этикета в различных сферах речевого общения.

Анализировать языковые средства в зависимости от функционального стиля.

Правильно использовать невербальные средства коммуникации согласно цели общения и речевой ситуации.

Соблюдать нормы неофициального общения в интернет.

33

Р/р. Язык художественной литературы.

Разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»; обобщить и расширить имеющееся у учащихся понятие языка художественной литературы; приобщить их к разбору литературно-художественного текста.

Сочинение

34

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения

«Осложненное предложение (однородные члены предложения)»; закрепить навыки правописания не с разными частями речи.

35

Однородные и неоднородные определения

Проверочная работа

Обобщить знания об однородных и неоднородных определениях;

36

Обособленные определения

Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах.

37

Контрольная работа №2

Тест №1

38

Анализ контрольной работы. Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в приложениях

Обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях

39

Р/р. Культура разговорной речи.

Словарный диктант

Обобщить и углубить знание по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи

40

Обособление обстоятельств. Повторение правописания наречий.

Формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. Комментированное письмо «по цепочке»

41

Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения

Умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения

42

Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях

Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи.

43

Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи Проверочная работа.  Сочинение

Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением

44

Виды тропов и стилистических фигур

Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля

45

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»

46

Повторение. Виды сложных предложений

Проверочный тест

47

Р/р. Языковая норма. Сочинение

48

Пунктуация в сложносочиненном предложении (ССП)

Закрепить умение определять структуру ССП и его частей, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций; закреплять навыки правописания

49

Пунктуация в предложениях с союзом и

Знаки препинания в ССП

50-51

Контрольная работа № 3

Сложное предложение. Знаки препинания в ССП

52

Анализ контрольной работы. Основные группы ССП

Виды придаточных предложений.

53

СПП с придаточными изъяснительными

Структура СПП. Знаки препинания.

54

СПП с придаточным определительным Сочинение

Структура СПП

55

СПП с придаточными обстоятельственными

Закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания

56

Знаки препинания в ССП с одним придаточным

Пунктуационное оформление ССП

57

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

58

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и в СПП

Закреплять пунктуационные навыки при сравнительных оборотах и в СПП (с союзами как что, чем).

59

Контрольный диктант № 4

60

Краткие тренировочные тесты

61-62

Сочинение

63-68

Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ

Учебно – методические пособия:

1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.  Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.

2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко

Дополнительная литература:

  1.         Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
  2.         Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  3.         Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  4.         Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  5.         М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
  6.           Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
  7.         И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
  8.         Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
  9.         Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
  10.         Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
  11.         С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
  12.         Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8б класса 2018/2019

Рабочая программа по русскому языку для 8 классов...

Рабочие программы по русскому языку в 5-6 классах (2018-2019 учебный год)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:1) понимание русского языка как одной из основных национально-куль...

Рабочая программа по русскому языку для 8-го класса 2019 - 2020

 Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общег...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку для 9 «А» класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программапо русскому языкудля 9 «А» классаосновного общего образования (базовый уровень)  2019 – 2020 учебный год...

Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов. Программа составлена на основе авторской программы по учебному предмету "Иностранный язык" М.В. Вербицкой ( Москва: Вентана-Граф)...