Рабочая программа по русскому языку для 11-го класса 2019 - 2020
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс)
Данная рабочая программа по русскому языку развитию речи составлена по учебно-методическому комплекту:
1. Власенков, А. И. Русский язык. 10—11 классы: программы общеобразовательных учреждений: сб. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина, - М.: Просвещение, 2013.
2. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_russkiy_yazyk_70_chasov.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»
«Рассмотрено» на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол № ___________ Руководитель школьного методического объединения____________ Павлова Ю.Г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР______________ Е.В.Козлова от «____»________2019 | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 им. В.Н. Михайлова _________________ О.Ф. Латыпов Приказ №_____ от «____»________2019 |
Рабочая программа
по русскому языку
для 11-го класса
Учитель:
Харитонова Оксана Александровна
2019-2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку развитию речи составлена по учебно-методическому комплекту:
1. Власенков, А. И. Русский язык. 10—11 классы: программы общеобразовательных учреждений: сб. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина, - М.: Просвещение, 2013.
2. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2017.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов.
В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2019-2020 году выделено 2 часа в неделю (70 ч.). Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка
Учащиеся научится понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Учащиеся научатся :
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Учащиеся будут иметь возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству
Содержание рабочей программы
Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи
Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.
Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Сложное предложение
Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.
Пунктуация в ССП.
Пунктуация в предложениях с союзом и.
Проверочная работа и ее анализ.
Основные группы СПП.
СПП с придаточными изъяснительными.
СПП с придаточными определительными.
СПП с придаточными обстоятельственными.
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП
Разговорный стиль речи
Разговорный стиль речи.
Повторение
Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Морфология и орфография. Словообразование и орфографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО |
1 | Введение. Общие сведения о языке Инструктаж по технике безопасности | Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской письменности. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. | ||
2 | Особенности публичной речи. | Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. | ||
3 | Синтаксис и пунктуация. | Основные виды словосочетаний и предложений. Определение грамматических основ, виды сказуемых. Роль интонации и логического ударения в предложении, разбор сложных вопросов синтаксиса. | ||
4 | Синтаксис и пунктуация (продолжение) | Виды односоставных предложений. Сложные вопросы синтаксиса. Навыки постановки знаков препинания. Проверочная работа | ||
5 | Синтаксис и пунктуация (продолжение) | Отличие элементов, осложняющих предложение, от членов предложения. Основные виды сложных предложений. Отработка навыков постановки знаков препинания. | ||
6 | Контрольный диктант №1 | Закрепление знаний по синтаксису. | ||
7 | Жанры публицистики. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | Закономерности построения текста. Информационная переработка текста Основные пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. | ||
8-9 | Сочинение | |||
10 | Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку | Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису | ||
11 | Фонетика, орфоэпия. Словарный диктант. | Сложные вопросы фонетики и орфоэпии (словообразование, лексика, морфология, синтаксис) | ||
12-13 | Морфемика: состав слова и орфография. | Состав слова. | ||
14 | Лексика и фразеология. | Сложные вопросы лексики. Углублять знания по теме. | ||
15 | Контрольный диктант № 2 | Совершенствовать навыки лингвистического разбора. | ||
16 | Анализ диктанта. Грамматика. Морфология. Части речи. | Повторить и обобщить знания по теме «Части речи». | ||
17 | Р/р. Основные жанры официально-делового стиля. | Владение официально-деловым стилем в повседневной жизни. | ||
18 | Р/р. Практическая работа по теме «Официально-деловой стиль речи» | Умение пользоваться официально-деловым стилем на практике. | ||
19 | Морфология. Морфологические характеристики частей речи. | Определение частей речи, их морфологические характеристики. | ||
20 | Морфологические нормы. Проверочная работа. | Связи морфологии и культуры речи. | ||
21-24 | Морфология и орфография . | Связи морфологии и орфографии. | ||
25-26 | Сочинение – проблемный очерк | Обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка. Совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. | ||
27 | Анализ сочинения. Именительный и творительный падежи в сказуемом | Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»; работа по предупреждению грамматических ошибок; закрепить навыки правописания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях | ||
28 | Тире между подлежащим и сказуемым | Обобщить знания по теме «Члены предложения»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым); дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений; закрепить навыки правописания. | ||
29 | Управление при словах, близких по значению. Проверочная работа | Преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. | ||
30 | Контрольный диктант № 3 | |||
31 | Анализ диктанта. Р/р. Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Сочинение | Формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку. | ||
32 | Р/р. Особенности речевого этикета в различных сферах речевого общения. | Анализировать языковые средства в зависимости от функционального стиля. Правильно использовать невербальные средства коммуникации согласно цели общения и речевой ситуации. Соблюдать нормы неофициального общения в интернет. | ||
33 | Р/р. Язык художественной литературы. | Разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»; обобщить и расширить имеющееся у учащихся понятие языка художественной литературы; приобщить их к разбору литературно-художественного текста. Сочинение | ||
34 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения | «Осложненное предложение (однородные члены предложения)»; закрепить навыки правописания не с разными частями речи. | ||
35 | Однородные и неоднородные определения Проверочная работа | Обобщить знания об однородных и неоднородных определениях; | ||
36 | Обособленные определения | Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах. | ||
37 | Контрольная работа №2 | Тест №1 | ||
38 | Анализ контрольной работы. Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в приложениях | Обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях | ||
39 | Р/р. Культура разговорной речи. Словарный диктант | Обобщить и углубить знание по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи | ||
40 | Обособление обстоятельств. Повторение правописания наречий. | Формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. Комментированное письмо «по цепочке» | ||
41 | Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения | Умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения | ||
42 | Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях | Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи. | ||
43 | Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи Проверочная работа. Сочинение | Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением | ||
44 | Виды тропов и стилистических фигур | Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля | ||
45 | Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП) | Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение» | ||
46 | Повторение. Виды сложных предложений | Проверочный тест | ||
47 | Р/р. Языковая норма. Сочинение | |||
48 | Пунктуация в сложносочиненном предложении (ССП) | Закрепить умение определять структуру ССП и его частей, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций; закреплять навыки правописания | ||
49 | Пунктуация в предложениях с союзом и | Знаки препинания в ССП | ||
50-51 | Контрольная работа № 3 | Сложное предложение. Знаки препинания в ССП | ||
52 | Анализ контрольной работы. Основные группы ССП | Виды придаточных предложений. | ||
53 | СПП с придаточными изъяснительными | Структура СПП. Знаки препинания. | ||
54 | СПП с придаточным определительным Сочинение | Структура СПП | ||
55 | СПП с придаточными обстоятельственными | Закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания | ||
56 | Знаки препинания в ССП с одним придаточным | Пунктуационное оформление ССП | ||
57 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | |||
58 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и в СПП | Закреплять пунктуационные навыки при сравнительных оборотах и в СПП (с союзами как что, чем). | ||
59 | Контрольный диктант № 4 | |||
60 | Краткие тренировочные тесты | |||
61-62 | Сочинение | |||
63-68 | Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ |
Учебно – методические пособия:
1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.
2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Дополнительная литература:
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
- Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
- Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
- И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
- Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
- Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
- С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
- Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8б класса 2018/2019
Рабочая программа по русскому языку для 8 классов...
Рабочие программы по русскому языку в 5-6 классах (2018-2019 учебный год)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:1) понимание русского языка как одной из основных национально-куль...
Рабочая программа по русскому языку для 8-го класса 2019 - 2020
Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общег...
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку для 9 «А» класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программапо русскому языкудля 9 «А» классаосновного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов. Программа составлена на основе авторской программы по учебному предмету "Иностранный язык" М.В. Вербицкой ( Москва: Вентана-Граф)...