«Понятие относительные имена прилагательные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок разработан мной в рамках курса повышения квалификации «Формирование способностей речевой деятельности в условиях реализации ФГОС ООО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prilag.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока-исследования
«Понятие относительные имена прилагательные»
6 класс
Цель урока:
С точки зрения УУД: формировать способность к исследованию: выделять существенные признаки понятия, обобщать его и формулировать определение
Предметная: построить лингвистическое понятие «относительное имя прилагательное», научиться анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки относительного имени прилагательного, определять его синтаксическую функцию, находить относительные имена прилагательные в тексте и отличать их от качественных имен прилагательных.
Учебник:
Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 5-е изд., дораб. - М.: 2015.
Ход урока:
№п\п | Этапы урока | Деятельность | Самооценка | |
учителя | ученика | |||
Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание | Приветствие: Добрый день, ребята! Надеюсь, что у всех сегодня настроение учиться новому и открывать для себя новые знания! Вот, например, Артур Грэй, герой феерии «Алые паруса», которую мы с вами сейчас проходим на уроках литературы, в поисках новых знаний и впечатлений попал в одну из комнат своего замка и был поражен: «…пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стекол. Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода. Темные ряды книжных шкапов местами примыкали к окнам. Там —альбом с внутренними листами, там — древние свитки с золотым шнуром; стопы книг угрюмого вида; толстые пласты рукописей, насыпь миниатюрных томиков; разнообразие переплетов, грубых, нежных, черных, пестрых, синих, серых, толстых, тонких, шершавых и гладких». А помните ли вы, что это за место? С помощью каких слов передает автор атмосферу библиотеки? Почему именно прилагательные помогают описать обстановку подробнее? Сейчас я прочитаю этот отрывок еще раз, а вы попробуйте запомнить имена прилагательные из текста. Несколько из них мы запишем в тетрадь в той форме, в которой они даны в предложении. К этим прилагательным мы вернемся с вами после проверки домашнего задания | (примерные ответы) -Это была библиотека. -С помощью прилагательных. Прилагательные обозначают признак предмета, и подробности описания создаются с помощью таких частей речи, как существительные и прилагательные. Обучающиеся перечисляют запомнившиеся им прилагательные. Записывают в тетрадь прилагательные толстых, тонких, нежных, оконных, прудовая. | ||
Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать) | (упр.340, стр.16-17) Дома вы тоже работали с текстом-описанием. Как вы озаглавили текст? Молодцы! Вы смогли подобрать подходящее название, которое отражало главное в этом небольшом, но красочном тексте. А теперь скажите, какие орфограммы вам встретились, назовите слова с этими орфограммами? Еще одно задание в упражнение было подчеркнуть качественные прилагательные как члены предложения. Возникли ли трудности? | Учащиеся предлагают свои вариант: (примеры) вечер, вечернее небо, сумерки, наступление ночи и т.д. Называют орфограммы и примеры из упражнения. (примерный ответ) Да, возникли трудности с прилагательным «вечернем». Было непонятно, надо ли его подчеркивать. | ||
Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию) | Чтобы разобраться с ним, давайте выпишем его к другим записанным ранее словам. А теперь вспомним материал прошлого урока: по каким признакам можно определить качественные имена прилагательные? Какие степени сравнения имеет качественное имя прилагательное, как оно изменяется? Дайте характеристику записанным нами прилагательным, определите род, число, падеж. Можно ли образовать от всех этих прилагательных степень сравнения, прилагательное с приставкой –не или поставить в краткую форму? А добавить наречие очень? С какими прилагательными не получилось это сделать? | Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на материал изученного дома параграфа. Учащиеся дают характеристику прилагательным. Невозможно образовать степень сравнения, краткую форму и добавить приставку –не- к словам оконных, прудовая, вечернем. | ||
Наблюдение над фактами (родного языка) (цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила) | Давайте подумаем, почему это произошло? Что описывают прилагательные толстых, тонких, нежных? Почему мы можем образовать степень сравнения от них, а от слов оконных, прудовая, вечернем не можем? Что обозначают эти прилагательные? Можно ли их назвать качественными или это совсем другой разряд прилагательных? Вы правы, эти прилагательные тоже обозначают признак, но относятся к конкретному месту (пруд) или времени (вечер). Как вы думаете, что еще могут обозначать такие прилагательные, кроме места и времени? Дам вам подсказку: деревянный дом, точильный камень… Какую цель мы с вами можем поставить на сегодняшний урок, раз мы столкнулись с новыми словами? | (примерные ответы) Эти прилагательные описывают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени, а прилагательные оконных, прудовая, вечернем в первую очередь указывают на место и время признака предмета. Это другой разряд прилагательных. Могут также обозначать материал, из которого состоит предмет и действие. (примерный ответ) Познакомиться с новым разрядом имен прилагательных. Узнать основные признаки относительных прилагательных. Учиться различать относительные и качественные прилагательные. | ||
Обобщение структур-ных и семантических признаков понятия /правила (Цель: научить обобщать, делать выводы) | Если качественные прилагательные назвали так потому, что они обозначали признак (качество) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, то как вы думаете, как называют такие прилагательные, относящиеся к месту, времени, материалу, действию? А теперь давайте сделаем вывод, что общего и различного у этих двух разрядов прилагательных и запишем это наблюдение в виде памятки в тетрадь. Давайте сравним полученную нами информацию с научными данными учебника. | Относительные прилагательные. Учащиеся делают вывод о схожести морфологических признаков качественных и относительных имен прилагательных (имеют род, число, падеж) и различиях в значении. Ученики читают определение относительных имен прилагательных в параграфе 59. | ||
Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила) | Мы с вами ставили цели на урок, 2 из 3 мы уже достигли, а научились ли вы различать качественные и относительные прилагательные – сейчас проверим! Выборочный диктант. Я сейчас продиктую имена прилагательные. Вы должны записывать в тетрадь только относительные прилагательные. Синий, красный, белый, каменный, подводный, железный, морской, водяной, занимательный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, русский, английский, французский, китайский, прямоугольный, квадратный, круглый. Начинаем проверку. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось у вашего соседа. | Ученики записывают только относительные имена прилагательных. Один из учеников диктует вслух, остальные осуществляют взаимопроверку. | ||
Итог урока (цель: сформулировать новое знание:ЧТО – предметное содержание – и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности) | Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Добились ли мы целей? Было ли сложно? У кого не было ошибок в диктанте? Молодцы! Сегодня вы не только самостоятельно открыли новое понятие, но и заслужили хорошую оценку. | Учащиеся делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке. | ||
Задавание на дом (цель: датьустановку на тренировку определенных умений) | Какие умения вы будете тренировать дома? Чтобы потренироваться можете выполнить дома упр.344, в котором должны распределить относительные прилагательные по группам: времени, материала, места и действия; или если вам еще сложно отличать качественные прилагательные от относительных, можете выполнить упр.345, там вам придется поработать не просто со словами, а с текстом, и надписать над прилагательными их разряд. Спасибо вам за урок, юные исследователи, до встречи! | Ученики знакомятся с предложенным заданием, смотрят упражнение в учебниках, задают вопросы по его выполнению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Относительные имена прилагательные"
Карта содержит 5 этапов урока в соответствии с ФГОС ООО....
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».
Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».Класс: 5Цели урока: Образовательные: - Учить определять морфологические признаки имён существительных, имё...
Относительные имена прилагательные
Подобрать однокоренные слова к слову относительный.Почему относительные прилагательные так называются?...
Комплект лекций по дисциплине «Английский язык» (разделы: «Имена существительные», «Имена прилагательные. Наречия») для студентов 1 курса,2017
Комплект лекций содержит материал для изучения имени существительного, образования множественного числа, употребления артиклей, образования степеней сравнения прилагательных и наречий; а также упражне...
Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"
Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...
Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы» (по программе М.М. Разумовской)
Урок в 5 классе по русскому языку на тему: "Как изменяются имена, имена прилагательные и глаголы" (по программе М.М. Разумовской)...