Конспект урока в 5 классе Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В данном файле представлен конспект урока в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_z.z._i_s._u._alfavit_5_klass.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. НЕКРАСОВА»
Конспект урока закрепления знаний и совершенствования умений
Тема: «Алфавит»
5 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений
Под ред. Н. М. Шанского
Выполнила: Наумова Екатерина
студентка 3 курса филологического факультета
Преподаватель: Павлова А. Э.
2015
Обзор методической литературы
- Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 86-89. Раздел «Методика фонетики».
Пограмма, разработанная М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанским «Русский язык. 5 – 9 классы».
В V классе предлагается изучение раздела «Фонетика. Графика и орфоэпия. Культура речи». Временной промежуток: примерно 2-я четверть, 17 часов+5 ч. развитие речи.
В конце V класса дети должны уметь: делать фонетический разбор слов; соблюдать нормы литературного языка (т.е. уметь произносить гласные и согласные звуки перед буквой е); уметь находить справки о произношении слов в различных школьных словарях.
По программе, составленной В. В. Бабайцевой, А. П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой и др., в V классе изучается раздел «Фонетика.Графика».
На основании программы М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львова пятиклассники изучают раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Фонетика в школьном курсе русского языка
Фонетика представляет собой раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка, а именно: звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение , ударение.
Фонетические упражнения:
- деление речевого потока на слова;
- слогоделение;
- соотнесение звуков и букв;
- выделение и характеристика отдельных звуков – гласных и согласных
- звуковой и слоговой синтез
- обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;
- обнаружение и объяснение действия законов фонетики (редукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвончение глухих);
- транскрибирование с мотивировкой.
Фонетический разбор – вид языкового анализа.
В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении.
2. Богуславская Н.Е. Работа над звуковой стороной речи // Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991. – С. 74–88.
Типология упражнений
- упражнения аналитического типа
- упражнения аналитико – синтетического типа.
Анализ § 58 «Алфавит»
1. Анализ теоретической части параграфа
Данный параграф содержит знания в области таких компетенций:
Коммуникативная: упражнение №300 (прочитайте и перескажите текст).
Языковая: упражнение №295 (расположите книги в алфавитном порядке).
Лингвистическая: упражнение №290 (чем отличаются буквы ъ и ь от остальных букв).
Культуроведческая: упражнения №293, 294 (сколько букв, в иностранном языке, который вы изучаете; прочитайте правильно слова РФ,США,СНГ).
- Лингвистическая информация, представленная в параграфе, изложена доступно, последовательно.
- Сначала лингвистическая справка: от какого другого произошёл русский алфавит, кто были составителями алфавита для славян?
- Затем, использован полилог, между двумя учениками и учительницей, в качестве коммуникативного аспекта.
- Дано задание на актуализацию знаний по теме урока, № 290 (по памяти озвучить алфавит, если возникнут сомнения, проверить себя по учебнику.
- Информация дана последовательно, логично, компактно.
- Информация изложена доступным, простым для обучающихся языком. Знания методически адаптированы для школьников. Дополнительной адаптации не требуется.
2. Анализ практической части параграфа
По теме урока в области лингвистической компетенции формируются следующие виды умений:
- - опознавательные: упражнение № 291 (укажите проверяемые и непроверяемые безударные гласные буквы в корнях слов).
- - классификационные: не представлены.
- -синтетические: не представлены.
- - аналитические: упражнение № 292 (определите, какие ошибки допустил ученик в ответе).
Пунктуационные умения в области языковой компетенции фактически не формируются. Они опосредованно вложены в каждое упражнение. Считая и точки в конце предложения. Это слишком бедный материал.
При выполнении упражнений и заданий происходит актуализация уже полученных ранее учениками знаний. Что упрощает работу при повторении материала, ведь суть урока – закрепление.
3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством параграфа.
- Развитие памяти: прочтение алфавита по памяти.
- Развитие внимания: упражнение № 299 – Какие буквы вы напишете на месте пропуска? Обратитесь к орфографическому словарю. Кто быстрее найдёт нужное слово? Это зависит от знания алфавита.
- Развитие мышления: упражнение № 298 - Как вы поступите в тех случаях, когда первые буквы или первые и вторые буквы в фамилиях совпадают? Какой частью речи являются записанные слова?
4. Осуществление воспитания средствами параграфа.
Параграф помогает организовать логическую цепочку в мышлении обучающегося. Следовательно, это воспитывает в ребёнке самоорганизованность.
Выводы по анализу параграфа:
Можно сформулировать цель данного занятия: закрепить и совершенствовать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные.
Данная цель может быть достигнута благодаря таким задачам:
-актуализация знаний в области расположения букв в алфавите, знания правильных названий букв.
-развивать память, воображение, речь, мышление, внимание;
-воспитывать интерес и любовь к русскому языку и т.д.
Методическое обоснование
- По данной теме учащимся следует повторить правильное название некоторых букв, в произнесении которого у некоторых школьников есть ошибки. С целью усвоения, в дальнейшем недопущения, подобного рода недочётов.
- Знания в области количества гласных букв, количества согласных букв, букв Ъ и Ь можно повторить общим способом. Детально следует повторить знания: какие буквы обозначают один звук, какие несколько (каких)?
- Следует совершенствовать такие базовые умения как: знание алфавитного порядка букв, звуки, что они обозначают.
- Дидактический материал для базовых умений: карточки с животными, растениями, камнями, на которых изображена и первая буква их названия. Назвать имя буквы и звук (звуки) ею обозначающие. Или же принести фигурки животных, искусственные растения для ещё большей наглядности (к тому же тактильный момент, можно фигурки потрогать)
- Ведущие умения будут формироваться благодаря выполнению упражнения различной сложности.
- Для достижения цели будет использован материал разного вида сложности: по нарастающей – от низкой до высокой. Это связано с выбором способа подачи материала.
Цели и задачи
Цели:
- Углубить знания учащихся об особенностях русского алфавита.
- Совершенствовать умение пользоваться алфавитом.
Задачи:
А) Образовательные:
- рассказать об истории появления русского алфавита;
Б) Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к организации собственной деятельности по русскому языку.
- Развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
- Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
В) Развивающие:
- Совершенствовать умение правильно произносить слова.
Развитие речи:
- Развивать критическое слушание.
- Развивать изучающее чтение.
- Развивать навыки говорения.
Учебно – языковые умения:
- Углубить знания учащихся о характере звуков речи.
- Звуко – буквенный разбор слов.
- Совершенствовать умение правописных норм.
Развивать память, мышление, внимание посредством упражнений разного уровня сложности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы |
1.Сообщение темы, постановка цели. | - Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия «Алфавит». Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока с доски. Итак, цель занятия обобщить и систематизировать знания по теме «Алфавит». | Ученики слушают, записывают число, «классную работу» и тему в тетрадь. | Слово учителя, критическое слушание. |
2.Повторение ранее изученного материала | -Ребята, давайте вспомним об уже изученной нами теме. Дайте, пожалуйста, определение, что такое алфавит? | Школьники отвечают на вопросы учителя по уже пройденному материалу, что подготавливает их мозг к закреплению знаний. | Репродуктивный метод, приём беседы. |
3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. | - Ребята, сейчас мы с вами будем закреплять и углублять знания по теме, которая вам знакома из начальной школы, также, на прошлом уроке мы начали говорить о ней, сегодня будем продолжать изучение. Как я упомянула выше, тема знакомая, бояться ничего не стоит! Кирилл и Мефодий не боялись, когда составляли славянскую азбуку. Вам тоже совершенно нечего бояться. | Учащиеся слушают речь учителя. | Слово учителя, критическое слушание. |
4.Изучение нового материала. | - Откроем учебник на странице 133. Мы видим лица мальчика и девочки, между которыми идёт диалог. В который, чуть позже вступила учительница, тем самым образовав полилог. Предлагаю вам прочитать их беседу, и подумать, для чего мы сегодня снова говорим об алфавите, о согласных и гласных буквах. - Вера, ответь, пожалуйста, что ты заметила? - Кто ещё что-нибудь заметил? -Выполним упражнение № 290. | Ребята читают беседу в учебнике, пытаются поразмышлять, высказать своё мнение, что они думают. | Частично-поисковый метод + репродуктивный метод, приёмы беседы и изучающего чтения. |
5.Закрепление материала и формирование умений. | -А теперь сделаем упражнение №292, 293. Прочитайте в учебнике задания к упражнениям. Понятны ли они вам? Сейчас каждый будет писать у себя в тетради, а у доски работают Ира и Вика. Наша задача – найти ошибки, исправить. А в следующем упражнении, вспомнить алфавит иностранного языка, который вы изучаете, и сравнить его с родным вам алфавитом. | Ученики читают задание, выполняют упражнение, ориентируясь на отвечающих у доски. | Репродуктивный метод, приём беседы. |
6.Домашнее задание. | - Наше занятие подходит к концу, на дом я задаю вам упражнение №300. Прочитайте задание, понятно ли оно вам? Это упражнение мы начнём выполнять в классе, вы выполните его до конца дома. | Читают задание к упражнению, начинают его выполнять. | Частично-поисковый + репродуктивный методы, беседа. |
7. Подведение итогов урока. | -Итак, давайте ещё повторим Всё усвоенное сегодня Для чего нам нужно знать алфавит, уметь им пользоваться? -Молодцы! Итак, сегодня я поставила оценку «пять»…оценку «четыре»… -Домашнее задание вам понятно? Можете быть свободны, до встречи! | Ребята отвечают на вопросы учителя. | Репродуктивный метод, приём опроса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Алфавит
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев. Тема: Алфавит....
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока по теме "Алфавит"
Конспект урока для развития интереса к русскому языку....
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...