Конспект урока в 5 классе Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Екатерина Алексеевна Наумова

В данном файле представлен конспект урока в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_z.z._i_s._u._alfavit_5_klass.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОСТРОМСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.А. НЕКРАСОВА»

Конспект урока закрепления знаний и совершенствования умений

Тема: «Алфавит»

5 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений

Под ред. Н. М. Шанского

Выполнила: Наумова Екатерина

студентка 3 курса филологического факультета

Преподаватель: Павлова А. Э.

2015

Обзор методической литературы

  1. Теория и практика обучения русскому языку. Под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.2005. С. 86-89.  Раздел «Методика фонетики».

Пограмма, разработанная М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанским «Русский язык. 5 – 9 классы».

В V классе предлагается изучение раздела «Фонетика. Графика и орфоэпия. Культура речи». Временной промежуток: примерно 2-я четверть, 17 часов+5 ч. развитие речи.

В конце V класса дети должны уметь: делать фонетический разбор слов; соблюдать нормы литературного языка (т.е. уметь произносить гласные и согласные звуки перед буквой е); уметь находить справки о произношении слов в различных школьных словарях.

По программе, составленной В. В. Бабайцевой, А. П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой и др., в V классе изучается раздел «Фонетика.Графика».

На основании программы  М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львова пятиклассники изучают раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Фонетика в школьном курсе русского языка

Фонетика представляет собой раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка, а именно: звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение , ударение.

Фонетические упражнения: 

- деление речевого потока на слова;

- слогоделение;

- соотнесение звуков и букв;

- выделение и характеристика отдельных звуков – гласных и согласных

- звуковой и слоговой синтез

- обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;

- обнаружение и объяснение действия законов фонетики (редукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвончение глухих);

- транскрибирование с мотивировкой.

Фонетический разбор – вид языкового анализа.

В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении.  

2. Богуславская Н.Е. Работа над звуковой стороной речи // Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991. – С. 74–88.

Типология упражнений

- упражнения аналитического типа

- упражнения аналитико – синтетического типа.

Анализ § 58 «Алфавит»

1. Анализ теоретической части параграфа

Данный параграф содержит знания в области таких компетенций:

Коммуникативная: упражнение №300 (прочитайте и перескажите текст).

Языковая: упражнение №295 (расположите книги в алфавитном порядке).

Лингвистическая: упражнение №290 (чем отличаются буквы ъ и ь от остальных букв).

Культуроведческая:  упражнения №293, 294 (сколько букв, в иностранном  языке, который вы изучаете; прочитайте правильно слова РФ,США,СНГ).

  • Лингвистическая информация, представленная в параграфе, изложена доступно, последовательно.
  • Сначала  лингвистическая справка: от какого другого произошёл русский алфавит, кто были составителями алфавита для славян?
  • Затем, использован полилог, между двумя учениками и учительницей, в качестве коммуникативного аспекта.
  • Дано задание на актуализацию знаний по теме урока, № 290 (по памяти озвучить алфавит, если возникнут сомнения, проверить себя по учебнику.
  • Информация дана последовательно, логично, компактно.

  • Информация изложена доступным, простым для обучающихся языком. Знания методически адаптированы для школьников. Дополнительной адаптации не требуется.

2. Анализ практической части параграфа

По теме урока в области лингвистической компетенции формируются следующие виды умений:

  • - опознавательные: упражнение  № 291 (укажите проверяемые и непроверяемые безударные гласные буквы в корнях слов).

  • - классификационные: не представлены.

  • -синтетические: не представлены.

  • - аналитические: упражнение № 292 (определите, какие ошибки допустил  ученик в ответе).

Пунктуационные умения в области языковой компетенции фактически не формируются. Они опосредованно вложены в каждое упражнение. Считая и точки в конце предложения. Это слишком бедный материал.

При выполнении упражнений и заданий  происходит актуализация  уже полученных ранее учениками знаний. Что упрощает работу при повторении материала, ведь суть урока – закрепление.

3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством параграфа.

  • Развитие памяти: прочтение алфавита по памяти.

  • Развитие внимания: упражнение № 299 – Какие буквы вы напишете на месте пропуска? Обратитесь к орфографическому словарю. Кто быстрее найдёт нужное слово? Это зависит от знания алфавита.
  • Развитие мышления: упражнение № 298 -  Как вы поступите в тех случаях, когда первые буквы или первые и вторые буквы в фамилиях совпадают? Какой частью речи являются записанные слова?

4. Осуществление воспитания средствами параграфа.

Параграф помогает организовать логическую цепочку в мышлении обучающегося. Следовательно, это воспитывает в ребёнке самоорганизованность.

Выводы по анализу параграфа:

Можно сформулировать цель данного занятия: закрепить и совершенствовать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные.

Данная цель может быть достигнута благодаря таким задачам:

-актуализация знаний в области расположения букв в алфавите, знания правильных названий букв.

-развивать память, воображение, речь, мышление, внимание;

-воспитывать интерес и любовь к русскому языку и т.д.

Методическое обоснование

  • По данной теме учащимся следует повторить правильное название некоторых букв, в произнесении которого у некоторых школьников есть ошибки. С целью усвоения, в дальнейшем недопущения, подобного рода недочётов.
  • Знания в области количества гласных букв, количества согласных букв, букв Ъ и Ь можно повторить общим способом. Детально следует повторить знания: какие буквы обозначают один звук, какие несколько (каких)?
  • Следует совершенствовать такие базовые умения как: знание алфавитного порядка букв, звуки, что они обозначают.
  • Дидактический материал для базовых умений: карточки с животными, растениями, камнями, на которых изображена и первая буква их названия. Назвать имя буквы и звук (звуки) ею обозначающие. Или же принести фигурки животных, искусственные растения для ещё большей наглядности (к тому же тактильный момент, можно фигурки потрогать)
  • Ведущие умения будут формироваться благодаря выполнению упражнения различной сложности.
  • Для достижения цели будет использован материал разного вида сложности: по нарастающей – от низкой до высокой. Это связано с выбором способа подачи материала.

Цели и задачи

Цели:

  • Углубить знания учащихся об особенностях русского алфавита.
  • Совершенствовать умение пользоваться алфавитом.

Задачи:

А) Образовательные:

  • рассказать об истории появления русского алфавита;

Б) Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к организации собственной деятельности по русскому языку.
  • Развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
  • Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

В) Развивающие:

  • Совершенствовать умение правильно произносить слова.

Развитие речи:

  • Развивать критическое слушание.
  • Развивать изучающее чтение.
  • Развивать навыки говорения.

Учебно – языковые умения:

  • Углубить знания учащихся о характере звуков речи.
  • Звуко – буквенный разбор слов.
  • Совершенствовать умение правописных норм.

Развивать память, мышление, внимание посредством упражнений разного уровня сложности.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1.Сообщение темы, постановка цели.

- Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия «Алфавит». Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока с доски. Итак, цель занятия обобщить и систематизировать знания по теме «Алфавит».

Ученики слушают, записывают число, «классную работу» и тему в тетрадь.

Слово учителя, критическое слушание.

2.Повторение  ранее изученного материала

-Ребята, давайте вспомним об уже изученной нами теме. Дайте, пожалуйста, определение, что такое алфавит?

Школьники отвечают на вопросы учителя по уже пройденному материалу, что подготавливает их мозг к закреплению знаний.

Репродуктивный метод, приём беседы.

3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- Ребята, сейчас мы с вами будем закреплять и углублять знания по теме, которая вам знакома из начальной школы, также, на прошлом уроке мы начали говорить о ней, сегодня будем продолжать изучение. Как я упомянула выше, тема знакомая, бояться ничего не стоит! Кирилл и Мефодий  не боялись, когда составляли славянскую азбуку. Вам тоже совершенно  нечего бояться.

Учащиеся слушают речь учителя.

Слово учителя,

критическое слушание.

4.Изучение нового материала.

- Откроем учебник на странице 133. Мы видим лица мальчика и девочки, между которыми идёт диалог. В который, чуть позже вступила учительница, тем самым образовав полилог. Предлагаю вам прочитать их беседу, и  подумать, для чего мы сегодня снова говорим об алфавите, о согласных и гласных буквах.

- Вера, ответь, пожалуйста, что ты заметила?

- Кто ещё что-нибудь заметил?

-Выполним упражнение № 290.

Ребята читают беседу в учебнике, пытаются поразмышлять, высказать своё мнение, что они думают.

Частично-поисковый метод + репродуктивный метод, приёмы беседы и изучающего чтения.

5.Закрепление материала и формирование умений.

-А теперь сделаем упражнение №292, 293. Прочитайте в учебнике задания к упражнениям. Понятны ли они вам? Сейчас каждый будет писать у себя в тетради, а у доски работают  Ира и Вика. Наша задача – найти ошибки, исправить. А в следующем упражнении, вспомнить алфавит иностранного языка, который вы изучаете, и сравнить его с родным вам алфавитом.

Ученики читают задание, выполняют упражнение, ориентируясь на отвечающих у доски.

Репродуктивный метод, приём беседы.

6.Домашнее задание.

- Наше занятие подходит к концу, на дом я задаю вам упражнение №300. Прочитайте задание, понятно ли оно вам?

Это упражнение мы начнём выполнять в классе, вы выполните его до конца дома.

Читают задание к упражнению, начинают его выполнять.

Частично-поисковый + репродуктивный методы, беседа.

7. Подведение итогов урока.

-Итак, давайте ещё повторим Всё усвоенное сегодня Для чего нам нужно знать алфавит, уметь им пользоваться?

-Молодцы! Итак, сегодня я поставила оценку «пять»…оценку «четыре»…

-Домашнее задание вам понятно? Можете быть свободны, до встречи!

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Репродуктивный метод, приём опроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Алфавит

Конспект урока 5 класс - А.Шмелев. Тема:  Алфавит....

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока по теме "Алфавит"

Конспект урока для развития интереса к русскому языку....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...