Методическая разработка: комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Данный материал предназначен для проведения текстоведческого анализа. Такая работа позволит лучше подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков... (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы думаете: на свете есть счастье...

(9) Но вот ваш взгляд падает на воды, подступающие к холму. (10) Перед вами сказочное видение. (11) Храм плывёт в подводной глубине, в ключевой прозрачности старицы. (12) Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм. (13) Если вы будете внимательно приглядываться, то увидите под водой стены. (14) Они слегка колышутся...

(По Е. Осетрову)

А. К какому стилю речи относится текст?

  1. публицистический
  2. художественный
  3. научный
  4. официально-деловой

Б. К какому типу речи относится текст?

  1. описание
  2. повествование
  3. рассуждение с элементами описания
  4. повествование с элементами рассуждения

В. В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?

  1. 1        2) 2        3)8        4) 10

Г. Какое средство языковой выразительности не использовано во втором абзаце текста?

  1. ряды однородных членов предложения
  2. риторическое восклицание
  3. эпитет
  4. олицетворение

Д. Какое выразительное языковое средство не использовано в третьем абзаце текста?

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4. индивидуально-авторские слова

Е. Какое средство использовано для связи предложений № 1 и №2?

  1. личное местоимение
  2. наречие
  3. синоним
  4. вводное слово

Ж. Какое средство использовано для связи предложений № 10 и № 11?

  1. личное местоимение
  2. наречие
  3. контекстуальный синоним
  4. вводное слово

3. Какое средство использовано для связи предложений № 13 и № 14?

  1. определительное местоимение
  2. антоним
  3. синоним
  4. союз

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексный анализ текста"

Данную разработку можно использовать в 9 классе при подготовке учеников к сдаче ГИА по русскому языку (части А и В)....

Методическая разработка "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

При выполнении данной работы проверяются  и  отрабатываются умения  учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрени...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Методическая разработка научно-практического семинара "Первые библиотеки на Руси" (с использованием комплексного анализа текста)

Данный семинар был проведен для библиотекарей с участием учеников 5 класса. На этом семинаре был представлен исторический материал о первых библиотеках на Руси во времена княжения Ярослава Мудрого, а ...

Методическая разработка: комплексный анализ текста

Данный материал предназначен для проведения текстоведческого анализа. Такая работа позволит лучше подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе....

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...