Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка
с использованием элементов технологии
развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок письма | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Параньгинский район
Республика Марий Эл
Номинация: «Лучшая методическая разработка проведения
Урока письма»
Конспект урока русского языка
с использованием элементов технологии
развития критического мышления
Урок письма
5 класс
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Дождикова Лидия Николаевна
2019 год
Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром, правилами написания письма; историей почты.
Задачи:
Образовательные:
- Пробудить интерес к эпистолярному жанру.
- Сформировать умение правильно составлять текст письма.
Развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость; творческое мышление.
- Обогатить словарный запас обучающихся.
Воспитательные:
- Воспитать внимательное, доброе отношение к близким и дорогим людям; к людям, работающим на почте.
Планируемые результаты:
Предметные: владеть навыками правильного написания письма.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий; - воспитание культуры письменной речи.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Оборудование: памятки, записи на доске, тетради, мультимедийный проектор.
Формы работы на уроке: словарная работа, прослушивание и чтение текстов писем, практическая работа.
Ход урока.
1 этап. Организация начала урока. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день, и мы все замечательные! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок!
Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник. Записываем число, классная работа. Оставьте строчку для записи темы.
2 этап. Мотивация к учебной деятельности.
1. Составление ромашки.
- На столе лежат лепестки и один жёлтый круг. Ваша задача собрать ромашку. Найдите ключевое слово, поместите в жёлтый круг, остальные по лепесткам. Таким образом, вместе определим тему нашего урока.
Конверт индекс почтальон
Адрес почта письмо
Марка почтовый ящик почтамт
2. Формулировка темы урока. Целеполагание.
- Правильно, ключевое слово – письмо. Значит, тема урока будет звучать аналогично – урок письма.
- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Учащиеся перечисляют задачи урока, учитель подытоживает).
3 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1. Чтение письма. А начнем мы наш разговор с письма, которое принёс вам почтальон. Это письмо от ваших родителей.
Здравствуйте, наши любимые дети! Пишут вам письмо ваши родители. Мы хотим вам рассказать о том, как мы вас любим и ценим. Вы для нас самые дорогие и желанные. Часто вспоминаем, как мы готовились к вашему появлению на свет и как были счастливы вашему рождению. Каждый день для нас это большое счастье, потому что рядом с нами вы. Мы видим, как вы растёте и взрослеете на наших глазах. На работе часто о вас думаем, скучаем в разлуке. А главное, что мы хотим сказать, чтобы вы всегда помнили, что мы рядом с вами. И в любой момент готовы выслушать и помочь, чтобы ни случилось. Очень хочется пожелать вам самого наилучшего в этой жизни, а главное крепкого здоровья. Растите отзывчивыми, добрыми и весёлыми. Учитесь дружить, прислушиваться к мнению, как родителей, так и окружающих вас людей, но при этом иметь и своё собственное мнение. Мы очень вас любим… 23 марта 2019 г. Ваши родители. |
2. Приём «толстые и тонкие вопросы».
- Понравилось вам письмо?
- Как оно написано? Что вы почувствовали, прочитав его?
- Обратите внимание на оформление письма.
- Как вы думаете, существуют ли какие-то правила написания письма?
3. Знакомство с памяткой.
- Письмо должно быть грамотным.
- У письма не должно быть рваного края. Если вы вырываете листок из тетради, край надо подрезать ножницами. Бумага не должна быть грязная и мятая.
- Если письмо пишется человеку, который старше вас или вы хотите подчеркнуть своё уважение к нему, то слово «Вы» лучше писать с большой буквы, хотя «вы» с маленькой буквы тоже не является ошибкой. Если письмо обращено сразу к нескольким людям, то «вы» надо писать только с маленькой буквы.
- В письме нельзя делать сокращения.
- Своё имя, отчество и фамилию нужно подписывать полностью, особенно если вы пишете незнакомому человеку.
- Буквы P.S. в конце письма называются ПОСТ СКРИПТУМ (post scriptum) – это латинские слова, которые обозначают «ПОСЛЕ НАПИСАННОГО». Они не обязательно встречаются в письмах, но если вы уже закончили письмо, попрощались с адресатом и подписали свое имя, а потом вдруг решили что-либо добавить, тогда пишется P.S. и добавляются ещё строчки.
4. Практическая работа. Повторение орфограмм.
- А теперь рассмотрим некоторые ошибки, которые допускают дети и некоторые взрослые при написании письма.
Здравствуйте, дорогие наши дети. (Слово здравствуйте имеет стечение согласных: «вств» - Здравия желаем, от слова здоровье устаревшая форма. Словосочетание «дорогие наши дети» полностью является обращением, запятая ставится перед ним и не ставится внутри словосочетания)
В письмах часто используем:
Слова благодарности: Спасибо. Извините. Заранее благодарю. (Слово извините происходит от слова вина, провинность. Заранее пишется слитно. Благодарю – благо дарю, дар, благодарность)
Слова прощания: До свидания. До встречи. (Пишется раздельно)
5. Первичное закрепление знаний. Работа в группах.
Задание. Нужно исправить ошибки, также вставить пропущенные буквы и поставить знаки препинания.
Здра_ствуй д_р_гая, Гал. Петр.!
Х_тим передать (В)вам привет от Василия Николая, и Марие.
Мы будем проездом в вашем городе, может, заедем в гости.
Бл_г_д_рим вас за поддержку в трудную минуту. Сп_сиб_ Ивану Мих. за интересную книгу. Читали всей семьёй.
Сп_сиб_ В(в)ам всем.
(Д_)свидани_ .
С ув., семья Петровых.
4 этап. Формирование новых знаний и умений.
Учитель: Письмо должно быть запечатано в конверт. Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата? (Адрес, марка, индекс.)
- Послушаем сообщение о МАРКЕ.
1. Сообщение подготовленного ученика.
Почтовые марки появились в Англии в 1840 году.
У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году. Вернее, даже не наклеена на конверт, а прямо на нем напечатана.
Современные марки – красочные, нарядные, похожие на маленькие картины.
Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, учёным, общественным деятелям, героям войны и др.
2. Дополнения учителя. А кто знает, что обозначают цифры индекса?
Почто́вый и́ндекс — последовательность букв или цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения сортировки корреспонденции, в том числе автоматической.
В России принята 6-значная система, где первые три цифры — код города, а вторые три цифры — номер почтового отделения.
3. Словарная работа.
- Что такое адрес? Адрес (фр. adresse и addresser – направлять) – данные о местожительстве человека или местонахождении предприятия, учреждения.
В адресе мы указываем республику, населенный пункт, улицу, номер дома и квартиры.
4. «Мозговой штурм»
Вспомним всем нам известное произведение А.П.Чехова «Ванька». Маленький мальчик пишет письмо дедушке. Затем… послушайте цитату:
«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»
- Можно ли эту запись назвать адресом?
- Что нужно исправить?
5. Практическая работа.
Сейчас каждый должен заполнить конверт. Отправитель – свой домашний адрес. Получатель – адрес школы.
6. Словарная работа.
Адресат – получатель.
Адресант – отправитель.
Учитель. Мы написали письмо, запечатали его в конверт, подписали конверт. А что дальше? Конечно же, мы сбрасываем письмо в почтовый ящик.
7. Сообщение подготовленного ученика.
Что из себя представлял первый почтовый ящик? На первых порах роль почтового ящика поручили… башмаку. Разбушевавшаяся у берегов Южной Африки в 1500 году стихия отправила на морское дно корабли экспедиции Бартоломеу Диаша, который еще двенадцать лет назад открыл мыс Доброй Надежды. Погиб и сам Диаш. Оставшиеся в живых моряки на уцелевшем судне добрались до суши. Не надеясь на благополучное возвращение домой, они описали случившееся и положили письмо в башмак, который подвесили на прибрежном дереве. В надежде, что тот попадется кому-нибудь на глаза. Так и случилось. Через год моряки обнаружили башмак и послание в нем. Отдав почести погибшим, капитан распорядился возвести здесь часовню. Позднее на этом месте установили памятник первому почтовому ящику в виде башмака весьма внушительных размеров.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона.
В 1785 г. в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. Вся Западная Европа обзавелась ящиками только в начале XIX века.
На улицах Санкт-Петербурга и Москвы почтовые ящики появились в 1848 году. Их установили у почтовых контор, а с декабря того же года – при мелочных лавках. Поэтому днем рождения российского почтового ящика стали считать 1 декабря 1848 года. Отечественные ящики мастерили тогда из дюймовых досок, обшивали снаружи листовым железом и красили в фирменный (почтовый) синий цвет. Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг, чтобы не унесли и не взломали. В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
8. Релаксация. Чтение учеником наизусть отрывка из стихотворения Евгении Луговской.
Скажете,- письма...
Да что в них такого?
Письма писать в наше время не ново,
Письма - слова на бумаге и только.
Нет! - Вы ошиблись! И скрыто тут больше.
Каждая строчка в письме - это память.
Каждая мысль отзовется стихами,
Песней зовущей, далекой и звездной,
Будто вернулись ушедшие весны,
Будто бы время свой бег изменило.
Вот она писем волшебная сила.
Рушатся стены, что были меж нами.
Мы не одни.
То, что долго искали,
Вот оно - Дружба.
Ни стены,
ни двери,
ни расстояния сдержать не сумели.
Надо лишь искренней быть и повсюду,
Как огоньки вспыхнет дружба, как чудо,
В жизни обычной, средь буден и сплетен,
Этот огонь будет нашим ответом!
5 этап. Подведение итогов урока.
1. Обобщение. Приём «Синквейн». Тема «Письмо»
Письма
сердечные долгожданные
радуют волнуют успокаивают
Написанные от всей души
Радостные весточки
2. Самооценка.
3. Домашнее задание. Напишите письмо родителям.
4. Рефлексия.
Не забывайте о своих близких, родных и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: «А тебе письмо!» Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.
Вот и закончилось наше путешествие в мир письма и почты.
- Что удалось нам сегодня на уроке?
- Чем запомнится этот урок?
Наш урок подходит к концу. Спасибо за работу!
Литература:
1. Бурау И.Я. Загадки мира букв. – Д.: Сталкер, 1997.
2. Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
http://www.skazayka.ru/kak-byilo-napisano-pervoe-pismo/
http://900igr.net/datai/literatura/Urok-pisma/0005-004-Uzelkovoe-pismo-KIPU.png
http://www.planetaskazok.ru/kiplingr/kakbylonapisanopervoepismokipling
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...