Памятки по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
Можно использовать как раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_oschibkami.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Объясняя ошибки, двигайтесь всегда от общего к частному:
- определите, в какой части речи допущена ошибка;
- определите, в какой части слова допущена ошибка;
- определите, на какое в целом правило допущена ошибка;
- сформулируйте конкретный пункт правила, на которое допустили ошибку;
- найдите данное правило в памятке и выполните работу над ошибками.
Тип ошибки | Делай так |
Орфография | |
1. Пропуск, замена букв | Напиши слово правильно, подчеркни букву, поставь ударение, запиши слово еще раз: мошка. |
2. Заглавная буква в начале предложения | Напиши предложение правильно. Придумай и запиши еще одно предложение, подчеркни заглавную букву: Мальчики играют во дворе. Им весело. |
3. Перенос слова | Напиши слово правильно, разделяя его для переноса, запиши еще три слова, разделяя их для переноса: ки-но, озе-ро, стра-на, клас-сы. |
4. Правописание удвоенных согласных | Напиши слово правильно, подчеркни двойной согласный, запиши ещё три слова с двойными согласными, подчеркни их: Анна, ванна, баллы. | |
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова | Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, запиши проверочное слово, поставь ударение, запиши еще три примера на данное правило, подчеркни в них безударную гласную: колосок—колос, весна, столы, трава. | |
6. Непроверяемые гласные и согласные | Напиши слово правильно, подчеркни непроверяемые гласные или согласные, запиши ещё два однокоренных слова: футбол, футболист, футбольный. | |
7. Проверяемые согласные в корне слова | Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни проверяемый согласный, запиши проверочное слово, запиши еще три примера на данное правило: дорожка — дороженька, город, гриб, столб. | |
8. Непроизносимые согласные | Напиши слово правильно, подчеркни непроизносимый согласный, подбери проверочное слово, запиши еще две пары слов на данное правило, подчеркни непроизносимые согласные: честный — честь, звездный — звезда, солнце — солнечный. | |
9. Буквы и, у, а после шипящих | Напиши слово правильно, подчеркни сочетание гласной с шипящим, запиши еще три слова с этим сочетанием: чудо, чудовище, чума, пичуга. | |
10. Разделительные ъ и ь | Напиши слово правильно, запиши еще три слова с твердым знаком, выдели приставку, подчеркни букву после твердого знака: подъём, объявление, съезд, предъюбилейный. | |
11. Раздельное написание предлогов с другими словами | Напиши предлог со словом, к которому он относится, подчеркни предлог, придумай и запиши еще три слова с предлогами: в_ лесу, у берега, на столе, в школе. | |
12. Употребление ь на конце существительных после шипящих | Напиши слово правильно, подчеркни мягкий знак, объясни его написание, запиши еще три примера на данное правило: ложь — ж. р., 3-е скл.; ночь, дочь, тишь. | |
13. Употребление ь для обозначения мягкости согласных | Напиши слово правильно, подчеркни мягкий знак вместе с согласным, на мягкость которого он указывает, запиши еще три примера на данное правило: сельдь, возьму, коньки, зверьки. | |
14. Правописание сочетаний чк, чк, нщ, рщ, чт, щн | Напиши слово правильно, запиши еще три примера с данным сочетанием, подчеркивая его: ручка, ночка, печка, речка. | |
15. Гласные в приставках, кроме приставок на -з(-с) | Напиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни проверяемый гласный, запиши еще три слова с этой приставкой: дошёл, добежал, до-смотрел, долить. | |
16. Согласные в приставках, кроме приставок на -з(-с) | Напиши слово правильно, подбери проверочное, подчеркни проверяемый согласный, запиши еще два примера на данное правило: отзвук — отлёт, отрез, отмель. | |
17. Буквы -з(-с) на конце приставок | Напиши слово правильно, объясни правописание, подчеркнув последнюю букву приставки и первую букву корня, запиши еще три примера на данное правило: расколоть, расписаться, рассмеяться, рассвет. | |
18. Правописание корней с чередованием о-а | Запиши слово правильно, выдели корень, поставь ударение (или | |
19. Правописание корней с чередованием е-и | Запиши слово правильно, выдели корень и суффикс, подчеркни гласный в корне, запиши ещё три примера на данное правило: собираться, зажигать, блистать, подпирать. | |
20. Правописание о-ё после шипящих в корне слова | Запиши слово правильно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни букву, запиши ещё три примера на данное правило: шёлк - шелка, пчёлка - пчела, шёпот - шептать, щёлка - щель. | |
21. Правописание и, ы после ц | Запиши слово правильно, выдели морфему, в которой находится проверяемая буква, подчеркни эту букву, запиши еще три примера на данное правило: акация, провокация, демонстрация, агитация. | |
22. Большая буква в собственных именах | Запиши слово правильно, запиши три примера на данное правило, подчеркни большую букву: Москва, Мурманск, Волгоград, Минск. | |
23. Кавычки в собственных наименованиях | Напиши слово правильно, запиши название любой книги или журнала: сказка "Маленький принц", журнал "Костер". | |
24. Буквы е и и в падежных окончания имен существительных | Напиши слово с правильным окончанием, обозначь падеж, склонение, запиши еще три примера с таким окончанием: на ветке — П. п., 1-е скл.; на картине, в комнате. | |
25. Правописание о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных | Напиши слово правильно, выдели морфему, поставь ударение, подчеркни букву, запиши ещё три примера на данное правило: камышовый, светлячок, сверчок, снежок. | |
26. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, причастий | Напиши слово с правильным окончанием, поставь вопрос, запиши ещё три примера с таким окончанием: по глубокому, (снегу) — какому?; жадному, сладкому, веселому. | |
27. Отсутствие ь на конце кратких прилагательных | Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши еще два примера на данное правило: могуч (кр. прилаг.), жгуч, горяч. | |
28. Не с прилагательными, существительными, наречиями на -о и -е | Напиши слово правильно, объясни правописание с помощью примера, запиши ещё три примера на данное правило: небольшой – маленький; невысокий берег, небольшой рост, негромкий разговор. | |
29. Не с глаголами, деепричастиями | Напиши правильно глагол и частицу не, запиши ещё три глагола (деепричастия) с частицей не: не бегал, не просил, не нашёл, не смотрел. | |
30. Ь после шипящих в глаголах | Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши ещё три примера на данное правило: играешь (2-е лицо, ед. ч.); думаешь, пишешь, несёшь. | |
31. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения | Напиши слово правильно, определи спряжение, запиши ещё три слова с этим окончанием: путает — путать (I спр.); бегает, прыгает, вяжет. | |
32. Сочетания -тся и -ться в глаголах | Напиши слово правильно, поставь вопрос, запиши ещё три примера на данное правило: одеться (что сделать?); умыться, причесаться, улыбаться. | |
33. Правописание и-ы после приставок | Напиши слово правильно, выдели приставку, запиши ещё три примера на данное правило: разыграть – играть; разыскать, сыграть, подыскать. | |
34. Гласные в приставках пре- и при- | Напиши слово правильно, укажи значение приставки, выдели приставку, запиши ещё три примера на данное правило: пришивать (присоединение); примеривать, прикладывать, прибежать. | |
35. Соединительные о и е в сложных словах | Напиши слово правильно, выдели корни, из которых состоит слово, подчеркни соединительную гласную, запиши три слова с такой же соединительной гласной: лесополоса, паровоз, самолет, одноклассник. | |
36. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три примера на данное правило: знамени - знамя, стремени - стремя, племени - племя, пламени - пламя. | |
37. Буквы щ и ч в суффиксах -чик(-щик) | Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три примера на данное правило: грузчик (на д-т, з-с, ж); возчик, резчик, разметчик. | |
38. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | Напиши слово правильно, выдели суффикс, подчеркни в нем гласную, запиши ещё три примера на данное правило: цветочек – цветочка; горшочек, звоночек, сыночек. | |
39. Н и нн в суффиксах имен прилагательных | Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши два-три примера на данное правило: кожаный, масляный, змеиный. | |
40. Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных | Напиши слово правильно, выдели суффикс, запиши три примера на данное правило: французский, матросский, сибирский, сентябрьский (не на к, ч, ц). | |
41. Дефисное написание сложных имен прилагательных | Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши три примера на данное правило: юго-восточный (направление); сине-голубой, северо-западный, светло-розовый. | |
42. Ь в сложных числительных | Напиши слово правильно, выдели корни, подчеркни ь, запиши три похожих слова: семьдесят (от 50 до 80); восемьсот, пятьдесят, девятьсот. | |
43. Буква и в окончаниях количественных числительных | Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши три примера на данное правило: к пятнадцати (Д. п.) часам; в восьми тетрадях, тридцати участникам, пяти яблокам. | |
44. Не и ни в неопределенных и отрицательных местоимениях и наречиях | Напиши слово правильно, запиши еще два похожих местоимения или наречия, ставя ударение: никто, ничто, никогда. | |
45. Дефис в неопределенных местоимениях | Напиши слово правильно, выдели морфему, которая отделяется дефисом, запиши ещё три примера на данное правило: какой-то, чей-то, что-то, кем-то. | |
46. Правописание местоимений с предлогами | Напиши правильно предлог и местоимение, подчеркни предлог, запиши ещё три местоимения с предлогами: у него, к ней, у них, с ними. | |
47. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях | Напиши слово правильно, подчеркни предлог, запиши ещё три примера на данное правило: ни у кого, ни с кем, ни о чем, ни в чем. | |
48. Ь в глаголах повелительного наклонения | Напиши слово правильно, подчеркни сочетание согласного с ь, объясни правописание, приведи два примера на это правило: познакомь (повелительное наклонение); познакомьте, познакомься. | |
49. Гласные в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) | Запиши слово правильно, выдели суффикс, объясни правописание суффикса, записав данный глагол в настоящем или будущем времени 1-го л. ед. ч., запиши еще три примера на данное правило: приказывать — приказываю; раскидывать, облицовывать, записывать. , раскидывать, облицовывать, записывать | |
50. Гласные в суффиксах –ем- // -им- действительных причастий настоящего времени | Запиши слово правильно, подчеркни гласный в суффиксе, объясни правописание (найди глагол, определи его спряжение), запиши ещё три примера на данное правило: видимый (видеть, искл., II спр.); слышимый, движимый, привозимый. | |
51. Гласные в суффиксах –ущ- (-ющ- ) // -ащ- (- ящ- ) страдательных причастий настоящего времени | Запиши слово правильно, подчеркни гласный в суффиксе, объясни правописание (найди глагол, определи его спряжение), запиши ещё три примера на данное правило: борющийся (бороться, I спр.); тянущий, стелющийся, бреющий. | |
52. Слитное и раздельное написание не с причастиями | Напиши слово правильно, объясни правописание, запиши ещё два примера на данное правило: не закончившееся вовремя собрание (есть зависимое слово); не прочитанная мной книга, не выполненное вчера задание. | |
53. Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Напиши слово правильно, подчеркни согласные в суффиксе, объясни правописание, запиши ещё два-три примера на данное правило: сеянная через сито мука (образовалось от гл. несов. в., но есть зависимое слово); связанная бабушкой кофта, раненный в руку боец, тушенная на слабом огне картошка. | |
54. Гласные перед н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | Напиши слово правильно, подчеркни гласный, объясни правописание, запиши ещё два-три примера на данное правило: закрученный (от глаг. на -ить — закрутить); накормленный, нахмуренный, сгорбленный. | |
55. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Напиши слово правильно, подчеркни гласный, поставь ударение. Запиши ещё три слова на данное правило: завершённый, раскрепощённый, обобщённый, лишённый. | |
56. Н и нн в наречиях на -о и -е | Напиши слово правильно, подчеркни согласный или согласные, объясни правописание, запиши ещё два-три примера на данное правило: мужественно (мужественный); умышленно, взволнованно, испуганно. | |
57. Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Напиши слово правильно, подчеркни гласный, поставь ударение, запиши ещё два-три примера на данное правило: свежо, общо, горячо. | |
58. Буквы о-а на конце наречий | Напиши слово правильно, подчеркни гласный, выдели приставку, запиши ещё три примера на данное правило, выделяя приставку и суффикс: издавна, издалека, досыта, слева. | |
59. Дефис в наречиях | Напиши слово правильно, выдели приставку и суффикс, запиши ещё три примера на данное правило: во-первых, во-вторых, в-третьих, в-десятых. | |
60. Ь после шипящих на конце наречий | Напиши слово правильно, запиши ещё три примера на данное правило: вскачь, настежь, сплошь, навзничь. | |
61. Слитное и раздельное написание предлогов | Напиши слово правильно, подчеркни предлог, запиши еще три примера на данное правило: в течение, в виде, в заключение, в продолжение. | |
62. Слитное и раздельное написание производных предлогов | Напиши слово правильно, подчеркни предлог, если нужно, укажи его значение, запиши ещё два-три примера на данное правило: задержаться ввиду дождей (в значении "из-за"); ввиду неисправности, ввиду плохой видимости. | |
63. Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | Напиши слово правильно, запиши предложение с данным союзом: также (= и). Вид его поразил меня. Звук его голоса также изумил меня. | |
64. Дефисное написание частицы ка | Напиши слово правильно, подчеркни частицу, которая пишется через дефис, запиши ещё три примера на данное правило: пойдем-ка, сделай-ка, скажи-ка, напиши-ка. | |
65. Правописание постфиксов -то, -либо, -нибудь и приставки кое- | Напиши слово правильно, выдели морфему, которая пишется через дефис, запиши ещё два примера с этим постфиксом: кто-то, как-то, что-то. | |
36. Правописание частиц бы(б), ли(ль), же(ж) | Напиши правильно, запиши ещё три примера с данной частицей: была бы, писала бы, пришла бы, ответила бы. | |
67. Правописание междометий | Напиши правильно, запиши ещё три примера на данное правило: ай-ай, ой-ой, ха-ха-ха. | |
68. Чередование -им-, -ин- с -а-, -я- | Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с этим корнем, отмечая суффикс: занимать — занять; нанимать, поднимать. | |
69. Дефисное и слитное написание морфем пол- и полу- | Напиши слово правильно. Запиши ещё три подобных слова: пол-лимона, пол-лодки, пол-литра, пол-ладони. | |
Пунктуация | ||
1. Знаки препинания в конце предложения | Выпиши предложение, поставь нужный знак, подчеркни его, запиши ещё одно предложение с таким знаком: Кто разбил чашку? Ты получил письмо? | |
2. Знаки препинания при однородных членах предложения (без обобщающего слова) | Напиши предложение правильно, подчеркни однородные члены, построй схему: Журавли, гуси и утки улетают осенью. Карандаши, ручки и ластик лежат в пенале. | |
3. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом | Напиши предложение правильно, подчеркни однородные члены и возьми в кружок обобщающее слово, построй схему: Тянутся на юг перелетные птицы: журавли, гуси и утки. В пенале лежат школьные принадлежности: карандаши, ручки и ластик. | |
4. Знаки препинания в неполном предложении | Запиши предложение, расставляя знаки препинания, запиши ещё одно предложение, похожее: Землю красит солнце, а человека - труд. Я читаю книгу, а ты — журнал. | |
5. Знаки препинания при обращении | Напиши предложение с нужными знаками препинания, подчеркни обращение, построй схему, запиши ещё одно предложение с обращением: Выгляни, красно солнышко! Мама, я пошел в магазин. [..,О]! [О,..]. | |
6. Запятая между частями сложного предложения | Запиши предложение, расставив знаки препинания, графически объясни постановку знаков препинания (подчеркни главные члены предложения), построй схему: Наступила весна, и по полям побежали ручьи. В лесу прохладно - на лугах жара испепеляет (противопоставление, можно вставить союз а ). [ ], и [ ]. [ ] - [ ]. | |
7. Знаки препинания при прямой речи | Запиши предложение, расставляя знаки препинания, построй схему: Дядя Анатолий сказал: "Пойдемте гулять". "Я вернусь очень скоро!" — прокричал Мишка. А: «П». «П!» - а. | |
8. Тире между подлежащим и сказуемым | Напиши предложение правильно, объясни постановку тире: Учиться (инф.) хорошо — знать (инф.) много. Писать письмо — общаться с другом. | |
9. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | Напиши предложение правильно, подчеркни обособленные члены предложения, объясни графически постановку знаков препинания. /Оглянувшись назад (дееприч. оборот)/, он заметил товарища. /Напившись воды из колодца (дееприч. оборот)/, мы пошли дальше. /дееприч. оборот/,… | |
10. Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами | Напиши предложение правильно, подчеркни уточняющие члены предложения, запиши свое предложение, похожее: Вернусь вечером, к семи часам( уточняющее обстоятельство). Встретимся в парке, возле аттракиионов. Обстоят., /уточн. обстоят./. | |
11. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями | Напиши предложение правильно, подчеркни вводные конструкции, запиши свое предложение, похожее: Зима, конечно, будет снежная. Как говорят старожилы, здесь всегда морозная зима. | |
12. Знаки препинания при сравнительных оборотах | Напиши предложение правильно, графически объясни постановку знаков препинания, запиши свое предложение, похожее: Зима ворвалась неожиданно, /словно ураган/. Она медленно кружилась по комнате, как мотылек. Обстоят., /сравн. оборот/. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов.
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов: рецензия, самостоятельный анализ художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, члены предложения, ча...
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Памятка по русскому языку
В данной памятке содержаться основные орфограммы, изучаемые в1-4 классах ...
памятки по русскому языку
памятки и правила в таблицах по русскому языку...
памятки по русскому языку
памятки и правила в таблицах...
Памятка по русскому языку
Как готовить домашнее задание по русскому языку...
Памятки по русскому языку
Памятки по русскому языку 3 класс....