Культура речи как часть общей культуры личности
статья по русскому языку
Наша речь – важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей души, ума. Д.С.Лихачев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_-_1_kak_komponent_kultury_cheloveka_1.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.С.Кахужева
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
а.Джерокай Шовгеновского района
email: skola3-gerokai@yandex.ru
КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Наша речь – важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей души, ума. Д.С.Лихачев.
Ничто так ясно не выражает общий культурный уровень человека, как его речь. Один из героев античной трагедии Еврипида говорит:
Из уст безвластных и вельможных уст
Одна и та же речь звучит различно.
Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить квартиру, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.
Правильный грамматический строй речи, богатый словарный запас, живость и образность языка, гибкость и яркость интонаций – все это показатели высокой культуры человека.
В школе изучаются и усваиваются орфографические, пунктуационные, грамматические нормы литературного языка. Однако значительный круг языковых норм либо не изучается, либо изучается очень поверхностно, тогда как воспитание культуры речи является важнейшим в работе учителя-словесника.
Культура речи как часть общей культуры человека стала предметом обсуждения ученых, педагогов, публицистов. Важность проблем по культуре поведения отмечали В.А.Сластенин, М.Н.Кочевник, Л.Л.Моховикова, М.М.Безруких и другие. Они определяют культуру речи (знание норм и выразительных средств языка, умение ими пользоваться, умение владеть интонационным богатством языка) как часть культуры поведения.
По мнению Д.Э. Розенталя, «культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации» [1;10].
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий: дипломатов, политиков, преподавателей, работников радио и телевидения, журналистов. «Для каждой цели свои средства – таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества», - писал Г.О.Винокур, известный филолог, крупный специалист по культуре речи. [2;4]
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Я стараюсь убедить своих воспитанников в том, что существенным аспектом в речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, соблюдая правила речевого этикета. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать, благодарю, будьте здоровы и т.д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Как бы хорошо ни владел человек языком, он не сможет поделиться своими мыслями, сомнениями и открытиями, не вызовет у собеседника неподдельного интереса и сочувствия, если не будет считаться с правилами культуры речи.
Чистота речи служит показателем не только речевой и общей культуры человека, но и его вкуса, чувства языка, чувства меры. Нарушение чистоты речи отражает ее шаблонность, приводящую к обедненности речи, косноязычию, засорению нелитературными элементами [3;344]
С.И.Львова справедливо заметила: «Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры личности. Ведь только искреннее доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания» [4;27].
«К сожалению, культура речи падает» - эта фраза часто звучит в печати и в устных выступлениях многих ученых и общественных деятелей. Да, очевидным является факт, что в последнее время идет процесс снижения речевой культуры. Свидетельство тому – устная речь и сочинения старшеклассников. Вот, например, некоторые самые общие речевые ошибки и недочеты: нарушение логики изложения содержания, бедный арсенал лексики и стилистических приемов (однотипные определения, редкие эпитеты, метафоры, сравнения и другие выразительные средства русского языка). Л.В.Щерба сравнивал язык, у которого разрушена стилистическая структура с совершенно расстроенным музыкальным инструментом, «с той лишь разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а стилистическая структура языка создается веками». А ведь стоит задуматься над тем, что всякое потерянное, искаженное или непонятное слово – потерянный для нас мир, часть нашей культуры. Правда, мы отучаемся от красоты слова. Нам, словесникам, нужно содействовать повышению культуры речи учащихся. Мы просто обязаны следить за чистотой их речи, не допускать бессмысленного употребления слов типа «это самое», «нормально», «понимаете», «так сказать» и т.д. Здесь нам помогут рубрики на действующих стендах «Говорите правильно!» «За чистоту языка» формировать языковую личность, способную быть активным членом общества.
В наше время в молодежной среде иногда наблюдается неуважительное отношение к окружающим: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за услугу. Низкий уровень культуры речи вызывает все большую тревогу у нас, педагогов и родителей. Дети часто обращаются друг к другу по прозвищам, из которых больше половины обидные.
В.В.Колесов в книге «Культура речи – культура поведения» отмечает близость молодежного жаргона к более низким и грубым разновидностям речи: «Грань очень тонка. Главное тут – не перебрать. Шутка не должна превратиться в грубость, ибо это уже недостаток вкуса, чутья и такта» [5;16].
Культура речи зависит не только от знания норм литературного языка, но прежде всего от культуры самого человека, широты его взглядов, интеллигентности, чуткости и внимания к тому, что дорого всем нам.
Учителя-языковеды нашей школы ведут целенаправленную работу по повышению культуры речи учащихся. В основном, она представлена уроками развития речи, фрагментами уроков изучения грамматического материала, посвященными культуре речи, элективными курсами и внеклассными мероприятиями. Все мы активно внедряем нормы литературного языка через организацию единого речевого режима, добиваемся на деле образцовой литературной речи, воспитываем в детях потребность в подлинно эстетическом слове. Очень важно, чтобы правильная речь звучала не только на уроке, внеклассных мероприятиях, но и за пределами школы, в постоянном общении с людьми. В школе создана атмосфера нетерпимости к нарушению норм литературного языка.
При изучении словосочетаний в 5-7 классах я создаю разные речевые ситуации, требующие использования средств этикета, отрабатываю формулы приветствия (доброе утро, спасибо вам за … и т.д.). Так, после чтения стихотворения В.Бокова дети определяют основную мысль, отвечают на вопрос, согласны ли они с этим высказыванием:
Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Работу по освоению формул речевого этикета в 5 классе веду и в другом направлении: от заданной ситуации к выбору оптимального выражения. Подобные задания могут основываться на ситуациях из повседневной жизни: приветствие друга и прощание с ним, с его родителями, со своими родственниками, общение при личной встрече, по телефону, в письмах. Можно разыграть ситуации по ролям. Убеждаю детей в том, что наша речь должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику.
Выражением доброго отношения к людям бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. После проведения внеклассного мероприятия «Приветствуем друг друга улыбаясь» мои воспитанники долго размышляли о роли приветствия в жизни человека. Они пришли к выводу, что приветствие обладает особой значимостью, отчего «солнца прибавляется в мире и радостней делается жизнь», а правильное использование речевого этикета имеет прямое отношение к культурному уровню личности.
Проблемы, связанные с культурой речи старшеклассников, очень актуальны. Проникновение в речь работников СМИ, политических деятелей, телеведущих неоправданных заимствований, грубого просторечия и жаргонизмов служит образцом для школьников и негативно влияет на их общую культуру.
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, чтобы у нас была культура речи, культура общения. Уже несколько лет я веду элективный курс «Лексика и фразеология» в старших классах по авторской программе. Еще в начале учебного года вывешиваю такое оригинальное объявление-приглашение:
Удивительное рядом!
Друзья! Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.
Если у вас есть желание
- сделать свою речь яркой, образной, меткой;
- обогатить фразеологический запас;
- развивать творчество, фантазию;
- повысить культуру речи,
спешите на элективный курс «Лексика и фразеология».
Думаю, мы всегда найдем общий язык!
Н. С. Кахужева
Учащиеся с большим желанием посещают элективный курс. Видно, что они интересуются законами языка, стараются расширить свои знания в области фразеологии. Программу данного курса реализую различными приемами и методами. Это семинары, которые больше похожи на исследовательскую деятельность, конкурсы, турниры знатоков, где ребята могут проявить свое творчество и фантазию. По их отзывам, занятия удовлетворяют их познавательные запросы, помогают расширять лексический запас, повышать культуру речи, овладевать изобразительно-выразительными средствами русского языка. Содержательные рефераты после изучения курса, творческие проекты: «В мире слов», «Слова, слова, слова…», «Происхождение слов и этимологический анализ» и другие показывают, что обучающиеся небезразличны к судьбе русской речи и всерьез озабочены состоянием ее культуры. Авторы умело, последовательно рассказывают о языке и тех изменениях, которые происходят в нем каждый день, приводят аргументы, призывают изучать углубленно, бережно охранять наш литературный язык, чтобы речь каждого из нас была достойной великой истории этого могучего и свободного языка.
Вопросы, затрагиваемые в работах, важные и сложные. Многие обеспокоены недостаточной культурой сверстников, слабым знанием всех тонкостей языка и советуют чаще обращаться к классическим произведениям русской литературы. Они уверены: именно во фразеологии ярче всего проявляется сила и красота языка. Это все, конечно же, поможет им в будущей профессии.
На элективных курсах «Культура устной и письменной речи», «Искусство владеть словом» и «Деловое общение» стараюсь предупредить грамматические, стилистические и логические ошибки в устной и письменной речи. Предлагаю учащимся фрагменты из ученических изложений и сочинений, привлекаю внимание к тому, как говорят и пишут журналисты, какие языковые средства они используют. Обращаю внимание на речевые ошибки в текстах СМИ и таким образом помогаю ученикам развить языковое чутье, что привьет им вкус к хорошей и правильной речи. Данные курсы дают возможность обучающимся развить коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, постепенно формируя образ современного делового человека. Старшеклассники убеждены: отличное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить свою мысль – обязательное условие профессиональной подготовки, показатель общей культуры личности.
В рамках Недели русского языка в 9-11-х классах мы провели научно-практическую конференцию «Язык. Сущность, происхождение, развитие». Участники активно обсудили вопросы по культуре речи и приняли решение: нужно говорить правильно, чтобы тебя понимали окружающие. В человеке все должно быть прекрасно. И язык тоже. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок.
После диспута «Что нам мешает правильно говорить?» ребята пришли к единому мнению: культура речи во многом обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. Поэтому каждый говорящий должен задумываться не только над тем, что он говорит, но и как говорит.
Нам нужно организовать работу, направленную на то, чтобы убедить учащихся в необходимости овладеть нормами литературного языка, показать, что соблюдение языковых норм является свидетельством речевой и общей культуры и правильная речь важна для каждого: она облегчает общение, дает возможность говорить ярко, точно, убедительно.
Работа по воспитанию культуры речи должна проводиться целенаправленно, систематически. В ней должны принимать участие учитель и библиотекарь, семья и все окружающие. Но ведущая роль, конечно, принадлежит нам, учителям-словесникам. В силу своего выбора профессии мы просто обязаны быть с детьми, учить их, а обучая, прививать любовь к великому, могучему и прекрасному. Любовь к культуре. Ведь языковая культура – часть общей культуры. Введение форм занятий, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, безусловно, помогает детям быть более внимательными к своему языку как средству общения. Использование игр-путешествий «К сокровищам родного языка», КВН, турниров и олимпиад воспитывает высокую культуру речи.
Академик Д.С.Лихачев, чью речь можно считать эталоном современного языка, советовал «читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности» [6;74]. Действительно, русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
Воспитание высокой культуры устной и письменной речи, умения пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремления к тому, чтобы беречь и приумножать их, - долг каждого учителя.
Литература
1. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.,
АСТ: Астрель, 2005.
2. Винокур Г.О. Культура языка. М., Лабиринт, 2006.
3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи. М.,
Издательство «Проспект», 2007.
4. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. М.,
«Дрофа», 2005.
5. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Лениздат, 1988.
6. Лихачев Д.С. Русская культура. М., Издательство «Искусство», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у учащихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека
Упражнения для учащихся 5-7 классов по культуре речи...
Физическая культура - часть общей культуры человека.
Физическая культура - часть общей культуры человека....
Физическая культура часть общей культуры общества
Введение У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизн...
Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"
Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...
Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей....
Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"
1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...
Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»
Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...