Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа предполагает изучение предмета в количестве 105 часов, 3 часа в неделю.

Контроль знаний проводится в форме письменных работ, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля, промежуточной аттестации в форме комбинированной контрольной работы, проводятся согласно локальному акту школы и нормативным документам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra-5_klass.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения

Протокол №  1  от

28 августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УР

________/Р.Г.Зиганшина

29  августа  2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Ахметьевская основная общеобразовательная  школа» Алькеевского муниципального района РТ

_______/ В.С.Гайнутдинова

Введено в действие приказом   № 44    

   от  31 августа  2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Ахметьевская основная общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории

Яруллиной Лилии Хамитовны

«Принято»

на заседании педагогического совета ,

протокол от  31  августа 2018  г. № 2

2018-2019 учебный  год

I.Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального  закона  «Об образовании в Российской Федерации»  №273-Ф3) от 29 декабря 2012 года (в действующей редакции)

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря  2010 г.. № 1897

-Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;

- Приказ МО и Н РФ №576 от 08.06.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г № 253»;

- Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2018/19 учебном году. Методические рекомендации — Казань: ИРО РТ, 2018. — 96 с.

-устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ахметьевская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан №227 от 15.07.2015 г

- основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной директором МБОУ «Ахметьевская ООШ», приказом №39/1 от 23.06.2017 г ( с изменениями и дополнениями).;

- учебного плана МБОУ «Ахметьевская ООШ» за 2018-2019 уч. год, принятого педагогическим советом (протокол №1 от 10.08.2018 г.), введенного  в действие приказом директора МБОУ «Ахметьевская ООШ» от №40 п.1 от 10.08.2018 г

--годового календарного учебного графика МБОУ «Ахметьевская ООШ» за 2018-2019 уч. год,, принятого на педагогическом совете №1 от 10.08.2018, введенного в действие приказом директора МБОУ «Ахметьевская ООШ» №40 от 10.08.2018 г.  

            - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

   - Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, В.П. Полухина;

под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014).

            - Учебника по литературе  для 5 класса общеобразовательной школы авторов  В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин. в 2 ч.:

М.: «Просвещение», 2015.

II. Место учебного предмета .

    Учебный план МБОУ «Ахметьевской ООШ» на 2018-2019 учебный год предполагает изучение предмета в количестве 105 часов, 3 часа в неделю.

Контроль знаний проводится в форме письменных работ, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля, промежуточной аттестации в форме комбинированной контрольной работы, проводятся согласно локальному акту школы и нормативным документам.

III.ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты  должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

IV.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование раздела

Количество часов по программе

В том числе

внеклассное чтение

развитие речи

контрольные работы

1

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

1

-

-

-

2

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

11

-

2

-

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

2

-

-

-

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

9

-

2

-

«Царевна-лягушка»

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

4

-

-

-

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

4

-

2

-

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1

-

-

-

3

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

Теория литературы. Летопись.

2

-

-

-

«Повесть временных лет»

1

-

-

-

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

1

-

-

-

4

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

-

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру…»

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

1

-

-

-

5

Из литературы XIX века

44

5

7

1

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

1

-

-

-

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о баснописце. 

4

1

1

-

«Ворона и Лисица»

«Свинья под дубом»

Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

1

-

-

-

«Волк на псарне»

Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

1

-

-

-

Василий Андреевич Жуковский

Краткий рассказ о поэте.

3

-

-

-

«Спящая царевна»

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

2

-

-

-

«Кубок»

Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

1

-

-

-

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

7

1

2

-

«Няне»

Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

1

-

-

-

«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

2

1

-

-

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

4

-

2

-

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители»

Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

2

-

-

-

Всеволод Михайлович Гаршин

 «Attalea Princeps»

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

2

-

-

-

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бородино»

Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

2

-

-

-

Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе.

3

1

-

-

«Заколдованное место»

Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

2

-

-

-

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

-

1

-

-

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о поэте.

2

-

-

-

«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы)

Поэтический образ русской женщины.

1

-

-

-

«Крестьянские дети»

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

1

-

-

-

Иван Сергеевич Тургенев

«Муму»

Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

6

-

2

-

Афанасий Афанасьевич Фет

«Чудная картина»

Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

1

-

-

-

Лев Николаевич Толстой

«Кавказский пленник»

Краткий рассказ о писателе.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

5

-

2

-

Антон Павлович Чехов

«Хирургия»

Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

2

1

-

-

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

3

1

-

-

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»

А.Н. Плещеев «Весна»

1

-

-

-

И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)

1

-

-

-

А.Н. Майков «Ласточки»

И.З. Суриков «Зима»(отрывок)

6

Из литературы XX века

33

2

6

-

Иван Алексеевич Бунин

«Косцы»

Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

-

-

-

Владимир Галактионович Короленко

«В дурном обществе»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

5

-

1

-

Сергей Александрович Есенин

«Я покинул родимый дом…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

«С добрым утром!»

Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

2

-

1

-

Павел Петрович Бажов

«Медной горы Хозяйка»

Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

3

1

-

-

Константин Георгиевич Паустовский.

Краткий рассказ о писателе.

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

4

-

1

«Теплый хлеб»

3

-

1

-

«Заячьи лапы»

1

-

-

-

Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев»

Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка

4

1

-

-

Андрей Платонович Платонов

«Никита»

Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

2

-

-

-

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро»

Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

3

-

1

-

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

3

-

1

-

К.М. Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете»

1

-

-

-

А.Т. Твардовский

«Рассказ танкиста»

1

-

-

-

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.

3

-

1

-

И.Бунин

«Помню долгий зимний вечер…»

1

-

-

-

А. Прокофьев

«Аленушка»

Д.Кедрин

«Аленушка»

-

-

1

-

Н. Рубцов

«Родная деревня»

Дон-Аминадо

«Города и годы»

1

-

-

-

Писатели улыбаются

3

-

-

-

Саша Черный

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

«Кавказский пленник»

1

-

-

-

«Игорь-Робинзон»

1

-

-

-

Юлий Черсанович Ким

«Рыба – кит»

Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

1

-

-

-

7

Из зарубежной литературы

8

-

-

-

Роберт Льюис Стивенсон

«Вересковый мед»

Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

1

-

-

-

Даниэль Дефо

«Робинзон Крузо»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

2

-

-

-

Ханс Кристиан Андерсен

«Снежная королева»

Краткий рассказ о писателе.

«Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

2

-

-

-

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

2

-

-

-

Джек Лондон

«Сказание о Кише»

Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

1

-

-

-

8

Повторение изученного в 5 классе

5

-

-

1

Итого

105

7

15

2

V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество  часов

Дата

Примечание

по плану

Фактически

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

Введение. Роль книги в жизни человека.

1

4.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -  11 ч.

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

5.09

3.

Детский фольклор.

1

7.09

4.

Сказка как особый жанр фольклора.

1

11.09

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

1

12.09

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев.  Образ невесты-волшебницы.

1

14.09

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.  Особая роль чудесных противников.

1

18.09

8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки.  Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

1

19.09

9.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

21.09

10.

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

25.09

11.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».

1

26.09

12.

Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки».

1

28.09

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2 ч.

13.

Возникновение древнерусской литературы.

 «Повесть временных лет».

1

2.10

14.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  Отзвуки фольклора в летописи.

1

3.10

ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 1 ч.

15.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1

5.10

ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч.

16.

Русские басни.  Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

1

9.10

17.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».

1

10.10

18.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

1

12.10

19.

Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

1

16.10

20.

Урок внеклассного чтения Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

17.10

21.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

19.10

22.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

23.10

23.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

1

24.10

24.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

1

26.10

25.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

1

30.10

26.

«У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

7.11

27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.

1

9.11

28.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

13.11

29.

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

1

14.11

30.

Урок развития речи.Королевич  Елисей. Победа добра над злом.  Музыкальность пушкинской сказки.

1

16.11

31.

Урок внеклассного чтения.

Сказки А.С.Пушкина.

Поэма «Руслан и Людмила».

1

20.11

32.

Антоний Погорельский.

Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1

21.11

33.

Мир детства в изображении А.Погорельского.

1

23.11

34.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

1

27.11

35.

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.

1

28.11

36.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

30.11

37.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».

1

4.12

38.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

5.12

39.

Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.

1

7.12

40.

Урок внеклассного чтения.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

11.12

41.

Контрольная работа  № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.

1

12.12

42.

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1

14.12

43.

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

1

18.12

44.

И.С.Тургенев.

Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

19.12

45.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1

21.12

46.

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

25.12

47.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1

9.01.2018

48.

Урок развития речи

Духовные и нравственные качества Герасима:  сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.  Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению.

1

11.01

49.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

15.01

50.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы.

1

16.01

51.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

18.01

52.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1

22.01

53.

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

1

23.01

54.

Урок развития речи.

Краткость и выразительность языка рассказа.  Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

1

25.01

55.

Урок развития речи .

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

29.01

56.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

30.01

57.

Урок внеклассного чтения.Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.

1

1.02

РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ

58.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

5.02

59.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

1

6.02

60.

Урок развития речи.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.

1

8.02

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23 Ч.

61.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»  как поэтическое воспоминание о Родине.

1

12.02

62.

В.Г.Короленко.

Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

13.02

63.

Сюжет и композиция повести            «В дурном обществе».

1

15.02

64.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

1

19.02

65.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1

20.02

66.

Урок развития речи .

Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

1

22.02

67.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.

1

26.02

68.

Урок развития речи Стихотворение                 «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

27.02

69.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка».  Отличие сказа от сказки.

1

1.03

70.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.  Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя.

1

5.03

71.

Урок внеклассного чтения. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

1

6.03

72.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.

1

12.03

73.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».  Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

1

13.03

74.

Урок развития речи.

Выразитель-ность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовс-кого «Теплый хлеб».

1

15.03

75.

К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы».

1

19.03

76.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

20.03

77.

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки.

1

22.03

78.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.

1

2.04

79.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

1

3.04

80.

Два мира сказки «Снежная королева».

1

5.04

81.

Урок внеклассного чтения. Писатели-сказочники и их герои.

1

9.04

82.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

1

10.04

83.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

12.04

84.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

16.04

85.

Человек и природа                   в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

1

17.04

86.

Урок развития речи.

Сочинение

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

1

19.04

87.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

1

23.04

ПОЭТЫ О ВОВ (1941 - 1945)- 3 часа

88.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардов-ский. «Рассказ танкиста».

1

24.04

89.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете…».  Поэма-баллада «Сын артиллериста».

1

26.04

90.

Урок развития речи.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

1

30.04

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ-3 часа

91.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».

1

3.05

92.

Урок  развития речи.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка».

Д.Б.Кедрина.

1

7.05

93.

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Дон -Аминадо «Города и годы».

1

8.05

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 Ч.

94

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

10.05

95

Юмор

1

14.05

96.

Урок внеклассного чтения.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

15.05

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 ч.

97

98

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

15.05

99.

Промежуточная аттестационная работа

1

17.05

100.

Анализ промежуточной аттестационной работы.

1

21.05

101

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

22.05

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 5 ч.

102.

Друзья Тома Сойера

1

24.05

103

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

24.05

28.05

104

Обобщение изученного за год

1

29.05

 105

Подведение итогов

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....