Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа предполагает изучение предмета в количестве 105 часов, 3 часа в неделю.
Контроль знаний проводится в форме письменных работ, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля, промежуточной аттестации в форме комбинированной контрольной работы, проводятся согласно локальному акту школы и нормативным документам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra-5_klass.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР ________/Р.Г.Зиганшина 29 августа 2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Ахметьевская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ _______/ В.С.Гайнутдинова Введено в действие приказом № 44 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Ахметьевская основная общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
Яруллиной Лилии Хамитовны
«Принято»
на заседании педагогического совета ,
протокол от 31 августа 2018 г. № 2
2018-2019 учебный год
I.Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3) от 29 декабря 2012 года (в действующей редакции)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.. № 1897
-Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;
- Приказ МО и Н РФ №576 от 08.06.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г № 253»;
- Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2018/19 учебном году. Методические рекомендации — Казань: ИРО РТ, 2018. — 96 с.
-устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ахметьевская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан №227 от 15.07.2015 г
- основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной директором МБОУ «Ахметьевская ООШ», приказом №39/1 от 23.06.2017 г ( с изменениями и дополнениями).;
- учебного плана МБОУ «Ахметьевская ООШ» за 2018-2019 уч. год, принятого педагогическим советом (протокол №1 от 10.08.2018 г.), введенного в действие приказом директора МБОУ «Ахметьевская ООШ» от №40 п.1 от 10.08.2018 г
--годового календарного учебного графика МБОУ «Ахметьевская ООШ» за 2018-2019 уч. год,, принятого на педагогическом совете №1 от 10.08.2018, введенного в действие приказом директора МБОУ «Ахметьевская ООШ» №40 от 10.08.2018 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева, В.П. Полухина;
под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014).
- Учебника по литературе для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин. в 2 ч.:
М.: «Просвещение», 2015.
II. Место учебного предмета .
Учебный план МБОУ «Ахметьевской ООШ» на 2018-2019 учебный год предполагает изучение предмета в количестве 105 часов, 3 часа в неделю.
Контроль знаний проводится в форме письменных работ, контрольных работ, тестов, взаимоконтроля, промежуточной аттестации в форме комбинированной контрольной работы, проводятся согласно локальному акту школы и нормативным документам.
III.ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
IV.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по программе | В том числе | ||
внеклассное чтение | развитие речи | контрольные работы | |||
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | 1 | - | - | - |
2 | Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 11 | - | 2 | - |
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) | 2 | - | - | - | |
Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. | 9 | - | 2 | - | |
«Царевна-лягушка» Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | 4 | - | - | - | |
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 4 | - | 2 | - | |
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | 1 | - | - | - | |
3 | Из древнерусской литературы Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. | 2 | - | - | - |
«Повесть временных лет» | 1 | - | - | - | |
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | - | - | - | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 | - | - | - |
Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | 1 | - | - | - | |
5 | Из литературы XIX века | 44 | 5 | 7 | 1 |
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. | 1 | - | - | - | |
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце. | 4 | 1 | 1 | - | |
«Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 1 | - | - | - | |
«Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). | 1 | - | - | - | |
Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте. | 3 | - | - | - | |
«Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 2 | - | - | - | |
«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). | 1 | - | - | - | |
Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). | 7 | 1 | 2 | - | |
«Няне» Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1 | - | - | - | |
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 2 | 1 | - | - | |
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. | 4 | - | 2 | - | |
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | 2 | - | - | - | |
Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 2 | - | - | - | |
Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | 2 | - | - | - | |
Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. | 3 | 1 | - | - | |
«Заколдованное место» Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. | 2 | - | - | - | |
«Вечера на хуторе близ Диканьки» | - | 1 | - | - | |
Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. | 2 | - | - | - | |
«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы) Поэтический образ русской женщины. | 1 | - | - | - | |
«Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. | 1 | - | - | - | |
Иван Сергеевич Тургенев «Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | 6 | - | 2 | - | |
Афанасий Афанасьевич Фет «Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | - | - | - | |
Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. | 5 | - | 2 | - | |
Антон Павлович Чехов «Хирургия» Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. | 2 | 1 | - | - | |
Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 3 | 1 | - | - | |
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды» А.Н. Плещеев «Весна» | 1 | - | - | - | |
И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок) | 1 | - | - | - | |
А.Н. Майков «Ласточки» И.З. Суриков «Зима»(отрывок) | |||||
6 | Из литературы XX века | 33 | 2 | 6 | - |
Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | - | - | - | |
Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. | 5 | - | 1 | - | |
Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. | 2 | - | 1 | - | |
Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | 3 | 1 | - | - | |
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 4 | - | 1 | ||
«Теплый хлеб» | 3 | - | 1 | - | |
«Заячьи лапы» | 1 | - | - | - | |
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка | 4 | 1 | - | - | |
Андрей Платонович Платонов «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | 2 | - | - | - | |
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. | 3 | - | 1 | - | |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 3 | - | 1 | - | |
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 | - | - | - | |
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | - | - | - | |
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. | 3 | - | 1 | - | |
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…» | 1 | - | - | - | |
А. Прокофьев «Аленушка» Д.Кедрин «Аленушка» | - | - | 1 | - | |
Н. Рубцов «Родная деревня» Дон-Аминадо «Города и годы» | 1 | - | - | - | |
Писатели улыбаются | 3 | - | - | - | |
Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» | 1 | - | - | - | |
«Игорь-Робинзон» | 1 | - | - | - | |
Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит» Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии. | 1 | - | - | - | |
7 | Из зарубежной литературы | 8 | - | - | - |
Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | 1 | - | - | - | |
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 2 | - | - | - | |
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. | 2 | - | - | - | |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | 2 | - | - | - | |
Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 1 | - | - | - | |
8 | Повторение изученного в 5 классе | 5 | - | - | 1 |
Итого | 105 | 7 | 15 | 2 |
V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание | |||||
по плану | Фактически | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. | |||||||||
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. | 1 | 4.09 | ||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 11 ч. | |||||||||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | 5.09 | ||||||
3. | Детский фольклор. | 1 | 7.09 | ||||||
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | 11.09 | ||||||
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | 12.09 | ||||||
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | 14.09 | ||||||
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | 1 | 18.09 | ||||||
8. | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | 1 | 19.09 | ||||||
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | 21.09 | ||||||
10. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | 25.09 | ||||||
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | 1 | 26.09 | ||||||
12. | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | 1 | 28.09 | ||||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2 ч. | |||||||||
13. | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | 1 | 2.10 | ||||||
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | 3.10 | ||||||
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 1 ч. | |||||||||
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | 5.10 | ||||||
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч. | |||||||||
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 1 | 9.10 | ||||||
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | 10.10 | ||||||
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 | 12.10 | ||||||
19. | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | 16.10 | ||||||
20. | Урок внеклассного чтения Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 1 | 17.10 | ||||||
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | 19.10 | ||||||
22. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | 23.10 | ||||||
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | 24.10 | ||||||
24. | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | 1 | 26.10 | ||||||
25. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | 1 | 30.10 | ||||||
26. | «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | 7.11 | ||||||
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | 9.11 | ||||||
28. | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | 13.11 | ||||||
29. | Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | 1 | 14.11 | ||||||
30. | Урок развития речи.Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | 1 | 16.11 | ||||||
31. | Урок внеклассного чтения. Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | 20.11 | ||||||
32. | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | 21.11 | ||||||
33. | Мир детства в изображении А.Погорельского. | 1 | 23.11 | ||||||
34. | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 1 | 27.11 | ||||||
35. | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | 1 | 28.11 | ||||||
36. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | 30.11 | ||||||
37. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | 1 | 4.12 | ||||||
38. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | 5.12 | ||||||
39. | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | 1 | 7.12 | ||||||
40. | Урок внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | 11.12 | ||||||
41. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | 1 | 12.12 | ||||||
42. | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | 14.12 | ||||||
43. | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | 18.12 | ||||||
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | 19.12 | ||||||
45. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | 1 | 21.12 | ||||||
46. | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | 25.12 | ||||||
47. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | 9.01.2018 | ||||||
48. | Урок развития речи Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | 1 | 11.01 | ||||||
49. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 15.01 | ||||||
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | 1 | 16.01 | ||||||
51. | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | 18.01 | ||||||
52. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | 22.01 | ||||||
53. | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | 1 | 23.01 | ||||||
54. | Урок развития речи. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 1 | 25.01 | ||||||
55. | Урок развития речи . Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | 29.01 | ||||||
56. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | 30.01 | ||||||
57. | Урок внеклассного чтения.Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 1 | 1.02 | ||||||
РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА О РОДИНЕ | |||||||||
58. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1 | 5.02 | ||||||
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 1 | 6.02 | ||||||
60. | Урок развития речи. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | 8.02 | ||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23 Ч. | |||||||||
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | 12.02 | ||||||
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | 13.02 | ||||||
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | 15.02 | ||||||
64. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | 19.02 | ||||||
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | 20.02 | ||||||
66. | Урок развития речи . Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 1 | 22.02 | ||||||
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 1 | 26.02 | ||||||
68. | Урок развития речи Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | 27.02 | ||||||
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | 1.03 | ||||||
70. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | 5.03 | ||||||
71. | Урок внеклассного чтения. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | 6.03 | ||||||
72. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | 12.03 | ||||||
73. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 1 | 13.03 | ||||||
74. | Урок развития речи. Выразитель-ность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовс-кого «Теплый хлеб». | 1 | 15.03 | ||||||
75. | К.Г.Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | 19.03 | ||||||
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 20.03 | ||||||
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки. | 1 | 22.03 | ||||||
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 1 | 2.04 | ||||||
79. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 1 | 3.04 | ||||||
80. | Два мира сказки «Снежная королева». | 1 | 5.04 | ||||||
81. | Урок внеклассного чтения. Писатели-сказочники и их герои. | 1 | 9.04 | ||||||
82. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | 10.04 | ||||||
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | 12.04 | ||||||
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | 16.04 | ||||||
85. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | 17.04 | ||||||
86. | Урок развития речи. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 1 | 19.04 | ||||||
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | 23.04 | ||||||
ПОЭТЫ О ВОВ (1941 - 1945)- 3 часа | |||||||||
88. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардов-ский. «Рассказ танкиста». | 1 | 24.04 | ||||||
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | 1 | 26.04 | ||||||
90. | Урок развития речи. Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | 30.04 | ||||||
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА О РОДИНЕ-3 часа | |||||||||
91. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 1 | 3.05 | ||||||
92. | Урок развития речи. Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина. | 1 | 7.05 | ||||||
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | 1 | 8.05 | ||||||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 Ч. | |||||||||
94 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | 10.05 | ||||||
95 | Юмор | 1 | 14.05 | ||||||
96. | Урок внеклассного чтения. Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | 15.05 | ||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 ч. | |||||||||
97 98 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | 15.05 | ||||||
99. | Промежуточная аттестационная работа | 1 | 17.05 | ||||||
100. | Анализ промежуточной аттестационной работы. | 1 | 21.05 | ||||||
101 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | 22.05 | ||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 5 ч. | |||||||||
102. | Друзья Тома Сойера | 1 | 24.05 | ||||||
103 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | 24.05 28.05 | ||||||
104 | Обобщение изученного за год | 1 | 29.05 | ||||||
105 | Подведение итогов | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....