Урок русского языка в 7 классе. "Причастный оборот. Закрепление изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Закрепление навыков постановки запятой при причастном обороте. Работа с текстом.Тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakreplenie_po.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 7 класс
Тема урока: «Причастный оборот. Закрепление изученного»
Цель урока:
- закрепить знания учащихся, полученные ранее:
- грамматические признаки причастия;
- отличие причастия от прилагательного;
- причастный оборот, его место по отношению к определяемому слову, правила его выделения запятыми;
- развивать речь учащихся, активизировать самостоятельную работу детей.
Оборудование: тетради, учебники, схемы, таблицы, карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Постановка целей. Исходя из темы, определите цель нашего урока. (закрепить полученные знания о причастном обороте)
2. Запись даты и темы урока.
3. Повторение пройденного материала. Словарная диктовка.
о стучащем по крыше дожде
река, разлившаяся недавно
надвигающимся с юга штормом
улиц, запорошенных снегом
воздух, дышащий грозой
ветка, сломанная ветром
льющегося с неба дождя
качающийся от ветра фонарь
тучи, сыпавшие снегом
- Найдите в словосочетаниях причастия, определите главными и зависимыми словами они являются в этих сочетаниях слов.
- Что такое причастный оборот?
- Как найти причастный оборот в предложении?
- В записанных вами словосочетаниях обозначьте графически причастные обороты и
определяемые слова.
4. Подготовка к восприятию текста.
- Какая тема объединяет все словосочетания? (разгул стихии)
- К разгулявшейся непогоде у каждого свое отношение, кому-то становится неуютно, страшно, кто-то наоборот радуется, восхищается силой природы.
Лев Николаевич Толстой, как и его предшественники, осознавал величие и монументальность природы; поэтому в своих текстах отводил пейзажу далеко не последнее место. Толстой – мастер психологизма, он раскрывает душу своих героев через пейзаж.
Пейзажные описания помогают читателям не только глубже узнать персонажей, но и понять, что ждет каждого из них. Под воздействием природы меняются душевные качества людей, их поступки.
Достаточно вспомнить повесть-быль «Кавказский пленник». Когда обоз выступает из крепости и медленно едет по выжженной от зноя степи, "пыль, жара, солнце", которое так и печёт, вынуждают Жилина и Костылина уехать вперёд, чтобы быстрее добраться до места назначения, но по дороге они попадают в плен.
В плену Жилин вынашивает план побега и прошедшая гроза подсказывает ему, что надо бежать: "Вот как прошла гроза, везде ручьи бегут".
На татарской стороне всюду горы, "промеж гор всюду лес синеется, а там ещё горы -- всё выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом", как бы подсказывая, что этот путь неверен. Зато с русской стороны " под ногами речка, садики кругом. Дальше -- горы, а за ними лес, а ещё дальше ровное место, где крепость". Увидев этот пейзаж, Жилин уверился, что этот путь ведёт к освобождению и был прав.
Таким образом, природа всегда являлась одним из главных действующих лиц. Помогая, предостерегая, показывая свою силу, она помогает понять характеры, образы, душу героев, их чувства и их стремления.
5. Комплексный анализ текста.
Перед вами отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Отрочество».
Итак, давайте вместе прочитаем текст. Но сначала прочитаем глазами, про себя. И подумаем, какое настроение надо передать при чтении текста Толстого.
- Как будем читать? С каким настроением? (тревожность) Вдумайтесь в его содержание. Выразительное чтение.…
1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, ׀взявшаяся бог знает откуда׀, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ׀ещё (наречие – до сих пор) не скрытое облаками׀, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, ׀идущие от неё до самого горизонта׀. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, ׀постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты׀, ׀обнимающие весь небосклон׀.
4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ׀ярко выдающегося на лиловом фоне тучи׀, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение, и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, ׀поднимающийся все выше и выше, шире и шире׀, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, ׀невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание׀. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)
- Определим тему текста. (тема – гроза).
- В чём заключается главная мысль текста Толстого? ( Главная мысль – бессилие человека перед стихией, ничтожность человека перед силами природы)
- Как озаглавим текст?
- Запишите те заголовки, которые вам ближе.
- Следующая наша задача: определить, сколько смысловых частей, то есть микротем, в тексте?
- Итак, работая в парах, озаглавьте эти микротемы, то есть составим план.
Раз мы проработали план, значит мы подготовили наш текст к … пересказу.
- 2 минуты на подготовку к пересказу.
-Легко ли было пересказывать текст? (Нет, из-за особенностей стиля и типа речи)
- А теперь подумаем над вопросом: к какому типу речи относится данный текст?
(Повествование с элементами описания, т.к. цель автора текста описать надвигающуюся грозу и чувства людей, которые возникают под впечатлением от грозы).
- К какому, на ваш взгляд, стилю речи относится этот текст?
( Данный отрывок – это текст художественного стиля).
- Укажите особенности (признаки) этого стиля, которые вы видите в тексте?
Этот текст написан в художественном стиле, так как нарисованная писателем картина грозы отличается художественной образностью, широким использованием изобразительно – выразительных средств языка.
Метафора «мрачная фигура тучи» заставляет читателя войти в мир, созданный автором.
Олицетворение «раскаты, «обнимающие весь небосклон» создаёт, как будто живой, поэтический образ природы.
Эпитет «темно – лиловая» дополняет описание грозной силы.
Синтаксис также подчинен этой задаче. Градация « гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты» создаёт ощущение нарастающей силы стихии. Причастные обороты дополняют это впечатление.
В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и других стилей, например, разговорного, как в этом тексте: «взявшаяся бог знает откуда» (фразеологизм), «оставалось ещё вёрст десять» (порядок слов).
- Почему в тексте так много глаголов настоящего и прошедшего времени? Как это связанно с содержанием текста, его стилем?
( Особую роль выполняют глаголы настоящего времени: освещает, вспыхивает, слышится, надевают, пахнет, изменяется шумят и др. Они позволяют передать динамику происходящих в природе изменений).
-Только ли глаголы передают нам эту динамику происходящих изменений? (нет, этой же задаче служат и причастия)
- Каким образом причастия относятся к динамике? (они выражают признак предмета по действию)
- Лингвистический эксперимент. Проведите устно эксперимент: замените причастия глаголами со словом который в нужной форме. Сравните авторский текст с полученным после замены. Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Сделайте вывод о значении причастий в художественной речи.
Вывод: Причастия, как и прилагательные, употребляются в разных стилях речи, но чаще – в книжных. Писателей причастия привлекают тем, что они не только помогают образно описать предмет или явление, как прилагательные, но и дают возможность представить признак предмета в движении, развитии, изменении, как это делает глагол.
-Назовите номера предложений, осложненных обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1, 2, 3, 8, 9
-У доски произведем синтаксический разбор предложения №2. Вы можете разобрать другое предложение с причастным оборотом, в этом случае я могу оценить ваш разбор после урока и поставить оценку.
Солнце, ׀ещё (наречие – до сих пор) не скрытое облаками׀, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, ׀идущие от неё до самого горизонта׀. (повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленными определениями, выраж. причастными оборотам)
[ ___ , ׀~~~׀, == --- и ---, ׀~~׀].
6. Подведение итогов.
-Какое впечатление у вас осталось от текста Толстого?
-Вспомните произведение, в котором поэт выражает противоположные эмоции. (Тютчев «Люблю грозу в начале мая»
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
-Таким образом, я хочу сказать, что не нужно смотреть на какой-то предмет лишь с одной стороны, нужно быть внимательным и отмечать и положительное и отрицательное
7. Рефлексия.
- Что нового сегодня на уроке вы узнали?
- Что на уроке мы повторяли и закрепляли?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (на полях поставьте себе оценку за урок)
Если останется время на уроке, то провести тестирование
7. Домашнее задание.
- Составьте и запишите текст из 7-10 предложений с причастными оборотами на тему «Осень». Графически обозначьте причастные обороты и условия их выделения.
1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ещё не скрытое облакам, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение, и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, поднимающийся все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)
1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ещё не скрытое облакам, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение, и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, поднимающийся все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)
1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ещё не скрытое облакам, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение, и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, поднимающийся все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)
Тестирование.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.
3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.
5. Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.
Тестирование.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.
3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.
5. Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.
Тестирование.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.
3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.
5. Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.
Тестирование.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.
3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.
5. Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".
Интегрированный урок в 7 классе русского языка и биологиис использованием ИКТ...
Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"
Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...
Русский язык. 6 класс. Причастный оборот
Урок русского языка в 6 «А» классе» Образовательная система «Школа -2100» Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: учебник для 6-го класса основной ...
Презентация Русский язык 7 класс "Причастный оборот".
Презентация для дистационного обучения, содержит в себе теоретическую информацию и упражнения....
Презентация к уроку русского языка 7 класс Причастный оборот. Выделение причастного оборота.
Презентация в себе содержит теоретический материал, алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и как его выделять графически на письме....