Урок русского языка в 7 классе. "Причастный оборот. Закрепление изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Коврижных Светлана Юрьевна

Закрепление навыков постановки запятой при причастном обороте. Работа с текстом.Тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zakreplenie_po.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 7 класс

Тема урока: «Причастный оборот. Закрепление изученного»

Цель урока: 

  • закрепить знания учащихся, полученные ранее:
  • грамматические признаки причастия;
  • отличие причастия от прилагательного;
  • причастный оборот, его место по отношению к определяемому слову, правила его выделения запятыми;
  • развивать речь учащихся, активизировать самостоятельную работу детей.

Оборудование: тетради, учебники, схемы, таблицы, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Постановка целей. Исходя из темы, определите цель нашего урока. (закрепить полученные знания о причастном обороте)

2. Запись даты и темы урока.

3. Повторение пройденного материала. Словарная диктовка.

о стучащем по крыше дожде

река, разлившаяся недавно

надвигающимся с юга штормом

улиц, запорошенных снегом

воздух, дышащий грозой

ветка, сломанная ветром

льющегося с неба дождя

качающийся от ветра фонарь

тучи, сыпавшие снегом

- Найдите в словосочетаниях причастия, определите главными и зависимыми словами они являются в этих сочетаниях слов.

- Что такое причастный оборот?

- Как найти причастный оборот в предложении?

- В записанных вами словосочетаниях обозначьте графически причастные обороты и

определяемые слова.

4. Подготовка к восприятию текста.

- Какая тема объединяет все словосочетания? (разгул стихии)

- К разгулявшейся непогоде у каждого свое отношение, кому-то становится неуютно, страшно, кто-то наоборот радуется, восхищается силой природы.

Лев Николаевич Толстой, как и его предшественники, осознавал величие и монументальность  природы; поэтому в своих текстах отводил пейзажу далеко не последнее место. Толстой – мастер психологизма, он раскрывает душу своих героев через пейзаж.

Пейзажные описания помогают читателям не только глубже узнать персонажей, но и понять, что ждет каждого из них. Под воздействием природы меняются душевные качества людей, их поступки.

Достаточно вспомнить  повесть-быль «Кавказский пленник». Когда обоз выступает из крепости и медленно едет по выжженной от зноя степи, "пыль, жара, солнце", которое так и печёт, вынуждают Жилина и Костылина уехать вперёд, чтобы быстрее добраться до места назначения, но по дороге они попадают в плен.

В плену Жилин вынашивает план побега и прошедшая гроза подсказывает ему, что надо бежать: "Вот как прошла гроза, везде ручьи бегут".

На татарской стороне всюду горы, "промеж гор всюду лес синеется, а там ещё горы -- всё выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом", как бы подсказывая, что этот путь неверен. Зато с русской стороны " под ногами речка, садики кругом. Дальше -- горы, а за ними лес, а ещё дальше ровное место, где крепость". Увидев этот пейзаж, Жилин уверился, что этот путь ведёт к освобождению и был прав.

Таким образом, природа всегда являлась одним из главных действующих лиц. Помогая, предостерегая, показывая свою силу, она помогает понять характеры, образы, душу героев, их чувства и их стремления.

5. Комплексный анализ текста.

Перед вами отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Отрочество».

Итак, давайте вместе прочитаем текст. Но сначала прочитаем глазами, про себя. И подумаем, какое настроение надо передать  при чтении текста Толстого. 

-  Как будем читать? С каким настроением? (тревожность) Вдумайтесь в его содержание. Выразительное чтение.…

1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, ׀взявшаяся бог знает откуда׀, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ׀ещё (наречие – до сих пор) не скрытое облаками׀, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, ׀идущие от неё до самого горизонта׀. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, ׀постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты׀, ׀обнимающие весь небосклон׀.

 4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ׀ярко выдающегося на лиловом фоне тучи׀, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение,  и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, ׀поднимающийся все выше и выше, шире и шире׀, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, ׀невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание׀. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)

  - Определим тему текста. (тема – гроза).

- В чём заключается главная мысль текста Толстого?  ( Главная  мысль – бессилие человека перед стихией, ничтожность человека перед силами природы)

  - Как озаглавим текст?

- Запишите те заголовки, которые вам ближе.

- Следующая наша задача: определить, сколько смысловых частей, то есть микротем, в тексте?

- Итак, работая в парах, озаглавьте эти микротемы, то есть составим план.

Раз мы проработали план, значит мы подготовили наш текст к … пересказу.

- 2 минуты на подготовку к пересказу.

-Легко ли было пересказывать текст? (Нет, из-за особенностей стиля и типа речи)

- А теперь подумаем над вопросом: к какому типу речи относится данный текст?

(Повествование с элементами описания, т.к. цель автора текста описать надвигающуюся грозу и чувства людей, которые возникают под впечатлением от грозы).

- К какому, на ваш взгляд, стилю речи относится этот текст?

( Данный отрывок – это текст художественного стиля).

- Укажите особенности (признаки) этого стиля, которые вы видите в тексте?

Этот текст написан в художественном стиле, так как нарисованная писателем картина грозы отличается художественной образностью, широким использованием изобразительно – выразительных средств языка.

Метафора «мрачная фигура тучи» заставляет читателя войти в мир, созданный автором.

Олицетворение «раскаты, «обнимающие весь небосклон» создаёт, как будто живой, поэтический образ природы.

Эпитет «темно – лиловая» дополняет описание грозной силы.

Синтаксис также подчинен этой задаче. Градация « гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты» создаёт ощущение нарастающей силы стихии. Причастные обороты дополняют это впечатление.

В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и других стилей, например, разговорного, как в этом тексте: «взявшаяся бог знает откуда» (фразеологизм), «оставалось ещё вёрст десять» (порядок слов).

- Почему в тексте так много глаголов настоящего и прошедшего времени? Как это связанно с содержанием текста, его стилем?

( Особую роль выполняют глаголы настоящего времени: освещает, вспыхивает, слышится, надевают, пахнет, изменяется шумят и др. Они позволяют передать динамику происходящих в природе изменений).

-Только ли глаголы передают нам эту динамику происходящих изменений? (нет, этой же задаче служат и причастия)

- Каким образом причастия относятся к динамике? (они выражают признак предмета по действию)

- Лингвистический эксперимент. Проведите устно эксперимент: замените причастия глаголами со словом который в нужной форме. Сравните авторский текст с полученным после замены. Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Сделайте вывод о значении причастий в художественной речи.

Вывод: Причастия, как и прилагательные, употребляются в разных стилях речи, но чаще – в книжных. Писателей причастия привлекают тем, что они не только помогают образно описать предмет или явление, как прилагательные, но и дают возможность представить признак предмета в движении, развитии, изменении, как это делает глагол.

-Назовите номера предложений, осложненных обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1, 2, 3, 8, 9

-У доски произведем синтаксический разбор предложения №2.   Вы можете разобрать другое предложение с причастным оборотом, в этом случае  я могу оценить ваш разбор после урока и поставить оценку.

Солнце, ׀ещё (наречие – до сих пор) не скрытое облаками׀, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, ׀идущие от неё до самого горизонта׀. (повест., невоскл.,  простое, двусост., распр., осложнено обособленными определениями, выраж. причастными оборотам)

[ ___ , ׀~~~׀, == --- и ---, ׀~~׀].

6. Подведение итогов.

-Какое впечатление у вас осталось от текста Толстого?

-Вспомните произведение, в котором поэт выражает противоположные эмоции. (Тютчев «Люблю грозу в начале мая»

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

-Таким образом, я хочу сказать, что не нужно смотреть на какой-то предмет лишь с одной стороны, нужно быть внимательным и отмечать и положительное и отрицательное

7. Рефлексия.

- Что нового сегодня на уроке вы узнали?

           

 - Что на уроке мы повторяли и закрепляли?

             

 - Как бы вы оценили свою работу на уроке? (на полях поставьте себе оценку за урок)

Если останется время на уроке, то провести тестирование

 

7. Домашнее задание.

- Составьте и запишите текст из 7-10  предложений с причастными оборотами на тему «Осень». Графически обозначьте причастные обороты и условия их выделения.

1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ещё не скрытое облакам, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

 4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение,  и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, поднимающийся все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)

1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ещё не скрытое облакам, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

 4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение,  и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, поднимающийся все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)

1) До ближайшей деревни оставалось ещё верст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам. 2) Солнце, ещё не скрытое облакам, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, идущие от неё до самого горизонта. 3) Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

 4) Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. 5) Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. 6) Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

7) Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 8) Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. 9) Молния вспыхивает, ослепляя зрение,  и в ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, поднимающийся все выше и выше, шире и шире, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. 10) Грянул гром, и полил дождь. 11)Гнев божий! (По Л.Н. Толстому)

Тестирование.

1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.

3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.

4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.

5.  Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.

Тестирование.

1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.

3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.

4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.

5.  Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.

Тестирование.

1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.

3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.

4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.

5.  Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.

Тестирование.

1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с одиночным причастием. Напишите номер этого предложения.

3. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.

4. Подберите синоним к слову «величественный» из предложения 9. Запишите этот синоним.

5.  Среди предложений 1-5 найдите предложение, средством выразительности которого является фразеологизм. Запишите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".

Интегрированный урок в 7 классе русского языка  и биологиис использованием ИКТ...

Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала            Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"

Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...

Русский язык. 6 класс. Причастный оборот

Урок русского языка в 6 «А» классе» Образовательная система «Школа -2100»  Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: учебник для 6-го класса основной ...

Презентация Русский язык 7 класс "Причастный оборот".

Презентация для дистационного обучения, содержит в себе теоретическую информацию и упражнения....

Презентация к уроку русского языка 7 класс Причастный оборот. Выделение причастного оборота.

Презентация в себе содержит теоретический материал, алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и как его выделять графически на письме....