Обучение написанию изложения. Работа с текстом
учебно-методический материал по русскому языку

Урок - подготовка к написанию изложения. Приемы работы с тектом. Корнесловно-смысловой подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_pamyat.docx31.94 КБ
Файл pamyat.pptx580.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение написанию изложения. Работа с текстом.

  1. Оргмомент.

Построение, рапорт.

Оформление тетради: число, классная работа, заготовка таблицы:

Название смысловой части

Основная мысль

Ключевые слова

 Тетради отложили в сторону.

  1. Целеполагание.

Мы продолжаем учиться писать изложение, т.е. понимать текст, точно передавать его, используя авторские слова, ничего не забыв. Какие умения для этого необходимы?

-определять тему и идею текста

-делить на части

-составлять план

- передавать информацию

Назвав умения вы поставили себе цели. (Листок с записанными целями на доске).

Как же мы проверим, достигли мы сегодня цели или нет.

Напишем изложение.

Дома вы запишите изложение с творческим заданием, а на уроке мы подготовим пересказ этого текста.

  1. Слово учителя. Запишите в тетради тему текста «Живая память» и назовите орфограммы, которые вам встретились

-правописание гласных И, а  после шипящих

- правописание безударной непроверяемой гласной в корне слова.

Давайте поподробнее познакомимся с ключевым словом «память», действительно ли нашу безударную гласную проверить нельзя. Подберите однокоренные слова.

-памятник, беспамятство, помнить.

А еще, ребята, в этих словах заключен такой же смысл, что и в глаголе мять, в существительном вмятина. Как вы думаете, почему русский народ объединил эти слова?

-Что оставляет вмятины, то запоминается.

Давайте проведем небольшое наблюдение: сомните листочек бумаги, теперь расправьте его. Удалось ли вам разгладить его полностью.

-Нет, остались следы, он остался мятым.

Мы можем сказать, что листочек помнит нас, помнит то, что мы сделали?

-Да, это  даже видно.

- А все-таки память как свойство, кому принадлежит?

-людям.

Правильно, только, мы внешне не видим следов. Но память оставляет вмятины, следы внутри нас, как вы думаете где?

-В сердце, в душе.

Попробуте сформулировать свое определение памяти. (выбор лучшего)

 Какое событие оставило след в сердце каждого человека, живущего в нашей стране?

- Великая отечественная война

Обратите внимание, что текст называется Живая память, что или кого можно считать живой памятью?

-ветеранов, потому что они живые, она подарили нам мирную жизнь

Надо ли стирать эти следы из наших сердец?

Нет, этого делать нельзя. надо, чтобы следующие поколения тоже хранили в своем сердце эти следы.

  1. Работа с текстом. Чтение учителем. ребята слушают, определяют тему и идею текста, тип текста, вспоминают композицию текста повествования.

Живая память.

Газета «Неделя» рассказала своим читателям волнующую историю о солдате, который вернулся домой с войны через тридцать лет. Ростислав Кравчук потерял память – для работников госпиталя все эти годы он был просто солдатом. А для своих земляков впоследствии он стал живой памятью о войне.

В нем видят всех солдат, чьи имена золотыми буквами вытиснены на обелиске в центре села. С этого памятника стерто только одно имя – Ростислав Кравчук. Он часто приходил к этому месту и, обхватив руками голову, думал, вспоминал. Родные и близкие воинов, не вернувшихся с войны, чаще стали приходить к этому памятнику и подолгу стоять у него в молчании…

  1. Работа в группах. Осмысление микротем.

Объединившись в группы, вы должны обсудить сколько смысловых частей в тексте, подобрать название – составить план и самое главное сформулировать идею каждой части. Заполняем 2 столбца таблицы сначала на  листочке, а потом после обсуждения работы групп, наиболее точные предложения записываем в тетради.

  1. Работа с ключевыми словами. (Повторное чтение текста). Давайте подумаем, какие слова мы будем записывать в третий столбик. Что является ключом?

- основа предложения, авторские слова – существительные, прилагательные – эпитеты.

Записываем слова (для учащиеся с ОВЗ текст на листочке).

Предлагаю записать слова, вызывающие трудности в написании. Ваша задача определить к какой смысловой части относятся слова, назвать орфограмму в словах, объяснить написание: волнующую, Ростислав, впоследствии, вытиснены, обелиск, не вернувшихся.

  1. Реконструкция текста. Обратимся к нашей памяти, какой же след в нашей душе оставил этот текст. Попробуем общими силами воссоздать текст: каждый проговаривает предложение по цепочке, внимательно следит за ходом текста, чтобы не ошибиться, ничего не пропустить.

Оцените, получилось ли у нас восстановить текст, передать основную тему текста.

Ребята высказывают своё мнение.

  1. Текст мы передали устно, дома нам осталось его записать и дополнить – написать третью часть «Помните!» (предложения учащихся  о идее части, комментарий учителя) . (дом. задание на слайде, записываем в тетради, учащимся с ОВЗ листочки с другим заданием – дописать, ответив на вопрос о чем думали односельчане у памятника)
  2. Подведение итогов. Достигли мы сегодня поставленных целей?
  3. Каждый продолжает фразу , подобрав глагол «Сегодня на уроке я …»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Название смысловой части Основная мысль части Ключевые слова

Слайд 2

Живая память

Слайд 3

Живая память Ж и вая пам я ть

Слайд 4

Живая память Память, памятник, помнить… Вмятина, мять ….

Слайд 5

Живая память Память, памятник, помнить… Вмятина, мять …. Память – след в душе человека от важного для него события.

Слайд 7

волнующую , Ростислав, впоследствии, вытиснены, обелиск, не вернувшихся.

Слайд 8

Оценка пересказа Рассказывал все по порядку Рассказывал подробно Главные события не выпускал Рассказал без помощи, самостоятельно Рассказал без речевых ошибок

Слайд 9

Домашнее задание Записать текст Добавить смысловую часть «Помните !» (что такое память, зачем надо помнить, о чем надо помнить)

Слайд 10

Сегодня я ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Методическая разработка урока по обучению написания изложения

Методическая разработка урока по обучению написания сжатого изложения в 9 классе при подготовки к ОГЭ....

Урок обучения написанию изложения

Изложение даётся детям трудно, но необходимость в этом виде творческой работы есть. Начинаем с простых сюжетных текстов. Я никогда не раздаю детям напечатанный текст, они воспринимают его на слух. Счи...

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения...

Технологическая карта урока русского языка - обучение написанию изложения

Техническая карта -подготовка к написанию изложения. Работа с текстом...

Обучение написанию изложения ОГЭ по русскому языку

Презентация для учащихся 8-9 класса поможет преподавателю объяснить принцип написания сжатого изложения, показать способы сжатия текста,  поработать на практике, используя различные приемы сжатия...