Мастер - класс "Дидактические игры на уроках русского языка"
материал по русскому языку
Мастер - класс "Дидактические игры на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 45 КБ |
prezentatsiya_k_master-klassu.ppt | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Дидактические игры на уроках русского языка».
-Уважаемое жюри, коллеги. Рассуждая над тем, какую тему выбрать на мастер-класс, я пришла к выводу, что раскрою именно эту тему, так как игра – идеальная возможность для достижения учебных и воспитательных целей на уроках. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать.
Очень часто ученики называют предмет «русский язык» нелюбимым, сложным. Поэтому, чтобы ученики понимали и хотели изучать эту дисциплину учителю необходимо проводить уроки яркие, образные, наглядные. Образный, яркий, запоминающийся урок нам помогают создать разные виды ИКТ, а также дидактические игры.
Существует множество лингвистических игр, но я расскажу только о тех, которые часто использую на своих уроках.
При изучении раздела «Фонетика» использую следующие игры:
1) Игра «Угадай слово» Дается транскрипция слов. Учащимся же нужно записать слова.
Например: [атгадат’] – отгадать; [пал’цы] – пальцы.
2) Игра «Новоселье» Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д..
Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: белка, кошка, петух, курица, еж, зайка, собака, корова.
3) Игра «Шифровальщик». Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
При изучении раздела «Словообразования» использую игры:
1) Игра « Клички». Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
2) Игра «Сложи словечко». Образуйте от словосочетаний одно слово.
Сам летает (….);
Листья падают (…);
Ходит на пару (…).
При изучении раздела «Лексика и Фразеология» провожу такие дидактические игры как:
- «Собери фразеологизм»
Рукой … (подать);
Как кот … (наплакал);
Денег … (куры не клюют);
Как белка … (в колесе);
Где раки … (зимуют);
Ни рыба … (ни мясо);
Несолоно … (хлебавши).
2) «Замени синонимом».
Стезя – дорога;
Чело – лоб;
Ланиты – щеки;
Перста – пальцы;
Очи – глаза;
Брань – битва;
Брадобрей – парикмахер.
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
- «Третий лишний». Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• ураганный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
- Прилагать, положение, возраст.
2) Игра «По щучьему велению»
Суть игры заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они повторить. Вопросы ученики задают друг другу. Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой – тся -, -тъся - в глаголах» и др.
3) Кроссворды, ребусы, загадки.
Кроссворды, загадки, ребусы любят все учащиеся, поэтому стараюсь часто включать их в структуру урока.
Приведу примеры лингвистических загадок:
1) Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит
Все расскажет нам … (глагол)
2. «Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это... (падежи)
3) Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (имя прилагательное).
На своих уроках я провожу дидактические игры не только на определенном этапе урока, а могу провести полностью занятие в игровой форме.
На уроках повторения мы с учащимися часто отправляемся в путешествие изученных орфограмм. Например, после изучения большой темы «Имя существительное» мы отправляемся к этой части речи в гости и выполняем интересные задания.
Заключительный урок по той или иной теме иногда провожу в форме зачета.
Заканчивая мастер-класс, я хочу напомнить о том, что использовать дидактические игры на уроках нужно в меру, дозировано, т.к. чрезмерное использование дидактических игр может привести к негативным последствиям: 1) учащиеся начнут воспринимать учебную дисциплину несерьезно; 2) после игровых занятий трудно поддерживать дисциплину в классе; 3) дидактические игры – это потеря времени на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – идеальная возможность для достижения учебных и воспитательных целей на уроках. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей. Через игру ребенок познает мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать .
' , ; , ; , ; , .
Игра «Новоселье».
Игра «Шифровальщик». Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Оарз, страа, енкл, роамкша ; Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген.
Игра « Клички». Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Игра «Сложи словечко». Образуйте от данных словосочетаний одно слово. Сам летает - … ; Листья падают - … ; Ходит на пару - … .
Игра «Замени синонимом». Стезя –… ; Чело – … ; Ланиты – … ; Перста –… ; Очи – … ; Брань –… ; Брадобрей – … .
Игра «Третий лишний». Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: • ураганный, карманный, соломенный; • горяч, могуч, плач; • революция, циркуль, нация; прилагать, положение, возраст.
Лингвистические загадки: 1. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам … 2. «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это... 3. Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...
Мастер-класс «ИКТ на уроках русского языка и литературы»
Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать...
Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"
Один из видов ролевых игр - «оживление картин». Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...
Мастер - класс "Эпиграфы на уроках русского языка"
Эта работа рассказывает о том, как можно использовать испоьзовать эпиграфы на уроках русского языка не только в образовательных целях, но и в воспитательных целях. Приводятся примеры эпиграфов....
Мастер-класс "Музыка на уроках русского языка"
Материалы к мастер-классу...