Конспект урока по рассказу В.Солоухина "Мститель"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока по творчеству В.Солоухина "Мститель"(для учащихся 5-6кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_rasskazu_v.solouhina_mstitel.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Г.Курмаша Параньгинского района Республики Марий Эл
План-конспект урока внеклассного чтения на тему: «Мстить или простить?»
(по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»
6 класс)
Разработан Гилязовой А.Ф.,
учителем русского языка и литературы
I квалификационной категории
2017год.
Тема: Мстить или простить? (по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).
Цели:
Подвести учащихся к пониманию того, что месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его; порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказаться от нее; дать представление о внутреннем монологе;
Формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения, передающего иронию автора; развитие речи учащихся;
Воспитывать чувство доброты, милосердия, терпимость по отношению к окружающим.
Оборудование: книга «Вокруг тебя мир», презентация,рисунки учащихся, плакаты, доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, мы с вами живем в очень непростое время. Порой приходится сталкиваться с несправедливостью, невежеством, даже с хамством. Так что же делать, если тебя оскорбили, обидели, нахамили? Дать отпор или нет? Мстить или не мстить? Простить или не простить? Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох и времен. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Вот как раз об этом, о мести, к каким результатам она приводит, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Так что же делать? Мстить или простить? Именно эти вопросы оказались в центре внимания в рассказе В.А. Солоухина «Мститель». Героем рассказа является мальчик, ваш ровесник, который оказался перед ситуацией выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Автор, Владимир Солоухин, ярко и образно описывает то, что происходит в душе обиженного человека. Кстати говоря, с творчеством В. Солоухина мы еще поближе познакомимся в старших классах. Прочитаем такие интереснейшие произведения, как «Владимирские проселки», «Олепинские пруды», «Подворотни» и др.
- А теперь запишем тему в тетрадях: «Мстить или простить?» (по рассказу В. Солоухина «Мститель»).
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать рассказ. Давайте, вспомним, какая история, какой случай описывается в рассказе (очень коротко).
- Хорошо. Вот мы говорим «мстить», «отмстить», а как вы понимаете слово «месть», что оно означает?
- А в словаре С.И. Ожегова дается такое определение мести: «Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».
(Записывают в тетрадях).
- А теперь подумайте и ответьте, знакомо ли вам то чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?
- Хотелось ли вам когда-нибудь отомстить?
- Скажите, были ли в вашей жизни такие ситуации? И чем они закончились?
- Все ясно. А сейчас я хочу зачитать вам выдержки, отрывки из сочинений учащихся других классов. Вот что они пишут. (читаются отрывки из сочинений учащихся)
- Как видите, ребята, многие наши старшеклассники не следуют выражению «око за око, зуб за зуб». Когда я готовилась к этому уроку, я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе участвовало 76 человек. Были предложены следующие вопросы:
- Вы мстительный человек?
Да Нет Не знаю
9 55 12
2) Если вас обидели, сможете ли простить?
Да Нет Не сразу
21 13 42
Эти результаты тоже говорят о том, что наши дети не мстительны.
III. Работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом.
- Давайте сравним, какие краски, какие эпитеты автор использует при описании природы до случая с Витькой и после.
- Найдите в тексте место, где описывается состояние обиженного человека.
- Ребята, автор называет этот случай «маленьким происшествием». Согласны ли вы с ним?
- Вспомните, в каких произведениях, фильмах «маленькое происшествие» привело к плачевным результатам, серьезным последствиям?
- От чьего лица ведется повествование? О чем он думает про себя? Сколько возможностей было у него отомстить?
- Он внутри себя рассуждает, думает сначала, как мстить, потом повременить эту месть, потом отказаться от нее. Вот все, что происходит в его голове, все его мысли, размышления называются внутренним монологом.
- Почему герой изменил свой план в лесу?
- Да, если б он был плохим, мстительным, он бы отомстил сразу.
- Можно ли мальчика назвать мстительным?
- Как вы относитесь к финалу, концовке рассказа? Вас он устраивает? Давайте зачитаем концовку рассказа.
- Хорошо, ребята. Мы поговорили о рассказе.
IV. Вы дома должны были нарисовать «портрет», «лик», «лицо» мести. С чем вы ее сравниваете? Какие ассоциации возникают у вас при слове «месть».
(Ребята представляют свои рисунки).
- Да ребята, портрет мести страшен. Но подумайте и скажите мне, как вы поступите, если обидят ваших близких? Вы отомстите за них?
- По-вашему, это справедливая месть, да?
- Как одним словом можно назвать «справедливую месть»?
- Возмездие. Давайте запишем в тетрадях, какое толкование этого слова дает словарь С.И. Ожегова: «Возмездие – это отплата, кара за совершенное зло».
Можно назвать слова «месть» и «возмездие» синонимами?
Но есть отличие в оттенках значений этих слов. Возмездие предполагает участие справедливых, каких-то сил свыше, которые в конфликте не участвуют.
При подготовке к уроку я долго думала, может ли месть быть справедливой? Честно говоря, ответа на этот вопрос у меня не было. А вы как думаете?
………………….
V. Игра «Утешьте смайлика!» А теперь мы с вами поиграем.
Кто изображен на рисунке?
Как его назовем?
Как вы думаете, что с ним случилось? (Его обидели)
- Опишите. Как выглядит обиженный человек. (2 мин.)
- А теперь утешьте смайлика, чтоб он перестал плакать и улыбнулся
- Вот видите, как на него подействовали хорошие слова. Он улыбнулся!
VI. Рефлексия
- Ну а теперь обобщим все сказанное на этом уроке, сделаем выводы.
1. Когда возникает чувство мести? Из-за чего? (Из-за обиды, значит, нельзя обижать, оскорблять других людей).
2. Если ты оказался в ситуации выбора: что лучше мстить или нет? – Нужно простить.
3. Месть во благо – это хорошо или плохо? (Нужно уметь сдержать себя)
VII. Домашнее задание.
- Вспомнить и записать в тетрадях пословицы и поговорки о мести (можно на родном языке)
- Подготовить пересказ текста от имени Вити Агафонова.
VIII. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы поговорили с вами о мести, о ее результатах и сделали выводы. Я надеюсь, сегодня вы получили хороший жизненный урок для себя. Не забывайте об этом никогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"
Разработка урока для учащихся 7 класса....