Конспект урока по рассказу В.Солоухина "Мститель"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Гилязова Альфира Файазовна

Конспект урока по творчеству В.Солоухина "Мститель"(для учащихся 5-6кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_rasskazu_v.solouhina_mstitel.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Г.Курмаша Параньгинского района Республики Марий Эл

План-конспект урока внеклассного чтения на тему: «Мстить или простить?»

(по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»

6 класс)

                                                                                          Разработан Гилязовой А.Ф.,

                                                                                   учителем русского языка и литературы

                                                                                    I  квалификационной категории

2017год.

Тема: Мстить или простить? (по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).

Цели:

 Подвести учащихся к пониманию того, что месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его; порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказаться от нее; дать представление о внутреннем монологе;

 Формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения, передающего иронию автора; развитие речи учащихся;

 Воспитывать чувство доброты, милосердия, терпимость по отношению к окружающим.

Оборудование: книга «Вокруг тебя мир», презентация,рисунки учащихся, плакаты, доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

        Ребята, мы с вами живем в очень непростое время. Порой приходится сталкиваться с несправедливостью, невежеством, даже с хамством. Так что же делать, если тебя оскорбили, обидели, нахамили? Дать отпор или нет? Мстить или не мстить? Простить или не простить? Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох и времен. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Вот как раз об этом, о мести, к каким результатам она приводит, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

        Так что же делать? Мстить или простить? Именно эти вопросы оказались в центре внимания в рассказе В.А. Солоухина «Мститель». Героем рассказа является мальчик, ваш ровесник, который оказался перед ситуацией выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Автор, Владимир Солоухин, ярко и образно описывает то, что происходит в душе обиженного человека. Кстати говоря, с творчеством В. Солоухина мы еще поближе познакомимся в старших классах. Прочитаем такие интереснейшие произведения, как «Владимирские проселки», «Олепинские пруды», «Подворотни» и др.

        - А теперь запишем тему в тетрадях: «Мстить или простить?» (по рассказу В. Солоухина «Мститель»).

II. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были прочитать рассказ. Давайте, вспомним, какая история, какой случай описывается в рассказе (очень коротко).

        - Хорошо. Вот мы говорим «мстить», «отмстить», а как вы понимаете слово «месть», что оно означает?

        - А в словаре С.И. Ожегова дается такое определение мести: «Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».

(Записывают в тетрадях).

        - А теперь подумайте и ответьте, знакомо ли вам то чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?        

        -  Хотелось ли вам когда-нибудь отомстить?

        - Скажите, были ли в вашей жизни такие ситуации? И чем они закончились?

        - Все ясно. А сейчас я хочу зачитать вам выдержки, отрывки из сочинений учащихся других классов. Вот что они пишут. (читаются отрывки из сочинений учащихся)

        - Как видите, ребята, многие наши старшеклассники не следуют выражению «око за око, зуб за зуб». Когда я готовилась к этому уроку, я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе участвовало 76 человек. Были предложены следующие вопросы:

  1. Вы мстительный человек?

Да                                             Нет                                   Не знаю

 9                                               55                                         12

2) Если вас обидели, сможете ли простить?

Да                                             Нет                                   Не сразу

21                                              13                                         42

        Эти результаты тоже говорят о том, что наши дети не мстительны.

III. Работа с текстом.

А теперь поработаем с текстом.

        - Давайте сравним, какие краски, какие эпитеты автор использует при описании природы до случая с Витькой и после.

        - Найдите в тексте место, где описывается состояние обиженного человека.

        - Ребята, автор называет этот случай «маленьким происшествием». Согласны ли вы с ним?

        - Вспомните, в каких произведениях, фильмах «маленькое происшествие» привело к плачевным результатам, серьезным последствиям?

        - От чьего лица ведется повествование? О чем он думает про себя? Сколько возможностей было у него отомстить?

        - Он внутри себя рассуждает, думает сначала, как мстить, потом повременить эту месть, потом отказаться от нее. Вот все, что происходит в его голове, все его мысли, размышления называются внутренним монологом.

        - Почему герой изменил свой план в лесу?

        - Да, если б он был плохим, мстительным, он бы отомстил сразу.

        - Можно ли мальчика назвать мстительным?

        - Как вы относитесь к финалу, концовке рассказа? Вас он устраивает? Давайте зачитаем концовку рассказа.

  • Хорошо, ребята. Мы поговорили о рассказе.

IV. Вы дома должны были нарисовать «портрет», «лик», «лицо» мести. С чем вы ее сравниваете? Какие ассоциации возникают у вас при слове «месть».

        (Ребята представляют свои рисунки).

        - Да ребята, портрет мести страшен. Но подумайте и скажите мне, как вы поступите, если обидят ваших близких? Вы отомстите за них?

        - По-вашему, это справедливая месть, да?

        - Как одним словом можно назвать «справедливую месть»?

        - Возмездие. Давайте запишем в тетрадях, какое толкование этого слова дает словарь С.И. Ожегова: «Возмездие – это отплата, кара за совершенное зло».

        Можно назвать слова «месть» и «возмездие» синонимами?

        Но есть отличие в оттенках значений этих слов. Возмездие предполагает участие справедливых, каких-то сил свыше, которые в конфликте не участвуют.

        При подготовке к уроку я долго думала, может ли месть быть справедливой? Честно говоря, ответа на этот вопрос у меня не было. А вы как думаете?

………………….

V. Игра «Утешьте  смайлика!»        А теперь мы с вами поиграем.

        Кто изображен на рисунке?

        Как его назовем?

        Как вы думаете, что с ним случилось? (Его обидели)

  1. Опишите. Как выглядит обиженный человек. (2 мин.)
  2. А теперь утешьте смайлика, чтоб он перестал плакать и улыбнулся
  3. Вот видите, как на него подействовали хорошие слова. Он улыбнулся!

VI. Рефлексия

- Ну а теперь обобщим все сказанное на этом уроке, сделаем выводы.

        1. Когда возникает чувство мести? Из-за чего? (Из-за обиды, значит, нельзя обижать, оскорблять других людей).

        2. Если ты оказался в ситуации выбора: что лучше мстить или нет? – Нужно простить.

        3. Месть во благо – это хорошо или плохо? (Нужно уметь сдержать себя)

VII. Домашнее задание.

  1. Вспомнить и записать в тетрадях пословицы и поговорки о мести (можно на родном языке)
  2. Подготовить пересказ текста от имени Вити Агафонова.

VIII. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы поговорили с вами о мести, о ее результатах и сделали выводы. Я надеюсь, сегодня вы получили хороший жизненный урок для себя. Не забывайте об этом никогда.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"

Разработка урока для учащихся 7 класса....