Юный филолог
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)
Цель данного кружка заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, в подготовке к выпускным экзаменам – написанию эссе и сочинения-рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_11kl.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н. Толстого
филиал в с. Головинщино
Лев-Толстовского муниципального района
Липецкой области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора Приказ № 390-0 от 27.08.18
по воспитательной работе Директор
( Пронина И.В.) ( Пахомов Н.Ю.)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Юный филолог»
для учащихся 11 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Данилочкина Н.Н.
2018 год
1. Пояснительная записка
Кружок «Юный филолог» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.
Теория и практика написания сочинений
Цель данного кружка заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, в подготовке к выпускным экзаменам – написанию эссе и сочинения-рассуждения.
Выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
определять основную тему текста, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Цели
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах.
- Тематическое планирование
Раздел | Количество часов | Основные виды деятельности |
Раздел 1.Ввведение. | 1 | Аналитическая беседа |
Раздел 2. Теория и практика написания эссе. | 14 | Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе. |
Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения | 19 | Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения. |
3. Содержание программы кружка «Юный филолог»
I. Введение (1 ч)
Введение. Цели и задачи.
Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.
II. Теория и практика написания эссе. (14 ч)
Структура эссе, план, признаки эссе.
Классификация эссе.
Критерии оценивания эссе.
Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (19 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
4. Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
5. Литература и средства обучения
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., «Просвещение», 2014.
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., Айрис-пресс, 1997.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. – М., 2012.
- Капинос В.И., Львова С.И., Пучкова Л.И. Единый государственный экзамен 2003-2005.
- Контрольные измерительные материалы. Русский язык. – М., «Просвещение», 2003.
- Мещерякова М.И. Сочинение. Секреты успеха. – М., Рольф, 2000.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.
- Словарь литературоведческих терминов. – М., 1987.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М., «Педагогика», 1984.
- Энциклопедия для детей. – Т.10: Языкознание. Русский язык. – М., «Аванта +», 1998.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Вид занятия | Коли чество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Раздел 1.Ввведение. | ||||||
1 | Особенности выпускного сочинения в 2018 году. | Урок формирования новых знаний Структура, план, признаки эссе. | 1 | Написание литературно-критического эссе | 06.09 | |
Раздел 2. Теория и практика написания эссе. | ||||||
2 | Классификация эссе. Требования к написанию выпускного эссе. | Урок формирования новых знаний | 1 | Подбор художественного материала к тематическим направлениям. | 13.09 | |
3-4-5 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Отцы и дети» | Практикум | 3 | Аргументация по тематическому направлению | 20.09-27.09-04.10- | |
6-7 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Мечты и реальность» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | 11.10-18.10 | |
8-9-10 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Месть и великодушие» | Практикум | 3 | Аргументация по тематическому направлению | 25.10-01.11-15.11 | |
11-12 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Доброта и жестокость» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | 22.11-29.11 | |
13-14 | Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Искусство и ремесло» | Практикум | 2 | Аргументация по тематическому направлению | 06.12-13.12 | |
15 | Критерии оценивания эссе | Урок формирования новых знаний | 1 | Подбор художественного материала к тематическим направлениям | 20.12 | |
Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения | ||||||
16-17-18 | Особенности написания сочинения-рассуждения. Тезис. Проблема. Аргументы. | Практикум | 3 | Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста. | 27.12-10.01-17.01 | |
19 | Варианты вступительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание вступительной части | 24.01 | |
20-21 | Схема основной части сочинения-рассуждения. | Урок формирования новых знаний | 2 | Написание основной части | 31.01-07.02 | |
22 | Варианты заключительной части. | Урок формирования новых знаний | 1 | Написание заключительной части | 14.02 | |
23-24 | Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. | Комбинирован ный урок | 2 | Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения. | 21.02-28.02 | |
25-26 | Аргументация собственного мнения Написание сочинения-рассуждения. | Практикум | 2 | Подбор тематических аргументов | 07.03-14.03 | |
27 | Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | Комбинирован ный урок | 1 | Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | 21.03 | |
28-29-30 | Понимание и интерпретация содержания исходного текста. | Практикум | 3 | Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года. | 04.04-11.04-18.04- | |
31-32 | Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения. | Практикум | 3 | Контрольная работа. | 25.04-16.05 | |
33 | Анализ сочинений | Практикум | 1 | Оценивание своего сочинения-рассуждения. | 23.05 | |
34 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КВН юных филологов" 6 класс
"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников. Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Внеклассное мероприятие «КВН юных филологов»
Цели мероприятия: проверить теоретические знания и практические навыки учащихся;активизировать творческие силы, развивать их способности, интерес к изучению русского языка;воспитывать у учащихся ...
Игра "Юный филолог" (9 класс)
Занимательные и познавательные задания по русскому языку и литературе выявят юных филогов Вашего класса...
КВН юных филологов
Занимательный материал к неделе русского языка и литературы....
КВН юных филологов
Данное внеклассное мероприятие идеально подходит для игры между классами. Обязательное условие: конкурсные задания необходимо ограничивать по времени....