Юный филолог
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Данилочкина Надежда Николаевна

Цель данного кружка заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, в подготовке к выпускным экзаменам – написанию эссе и сочинения-рассуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_11kl.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н. Толстого

филиал в с. Головинщино

 Лев-Толстовского муниципального района

Липецкой области

Согласовано                                                                                      Утверждено

Заместитель   директора                                                               Приказ № 390-0 от 27.08.18

по воспитательной работе                                                            Директор

                             ( Пронина И.В.)                                                                                   ( Пахомов Н.Ю.)

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

 духовно-нравственного направления

«Юный филолог»

для учащихся 11 класса

на 2018-2019 учебный год

Учитель: Данилочкина Н.Н.

2018 год

1. Пояснительная записка

Кружок «Юный филолог» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.

Теория и практика написания сочинений

Цель данного кружка заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, в подготовке к выпускным экзаменам – написанию эссе и сочинения-рассуждения.  

Выпускники научатся:

понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

определять основную тему текста, важнейшие мысли, позицию автора;

оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Цели  

-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.

-Развитие творческих способностей учащихся.

-Развитие связной монологической речи.

-Развитие логического мышления.

-Привитие любви к родному языку.

Задачи  

Основными задачами курса являются:

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;

- развитие продуктивного мышления через анализ текста;

- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

- развитие способности к самостоятельной деятельности;

- привитие стремления к приобретению знаний.

Технологии проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности

Раздел 1.Ввведение.

1

Аналитическая беседа

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

14

Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе.

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

19

Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

3. Содержание программы кружка «Юный филолог»  

I. Введение (1 ч)

Введение. Цели и задачи.

Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.

II. Теория и практика написания эссе. (14 ч)

Структура эссе, план, признаки эссе.

Классификация эссе.

Критерии оценивания эссе.

Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (19 ч)

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Точность и выразительность речи.

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

Точность и выразительность речи.

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

4. Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

- виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения ;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

5. Литература и средства обучения

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., «Просвещение», 2014.
  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., Айрис-пресс, 1997.
  3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. – М., 2012.
  4. Капинос В.И., Львова С.И., Пучкова Л.И. Единый государственный экзамен 2003-2005.
  5. Контрольные измерительные материалы. Русский язык. – М., «Просвещение», 2003.
  6. Мещерякова М.И. Сочинение. Секреты успеха. – М., Рольф, 2000.
  7. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.
  8. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1987.
  9. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., «Педагогика», 1984.
  10. Энциклопедия для детей. – Т.10: Языкознание. Русский язык. – М., «Аванта +», 1998.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вид занятия

Коли

чество часов

Виды

самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1.Ввведение.

1

Особенности выпускного сочинения в 2018 году.

Урок формирования новых знаний

Структура, план, признаки эссе.

1

Написание литературно-критического эссе

06.09

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2

Классификация эссе. Требования к написанию выпускного эссе.

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям.

13.09

3-4-5

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Отцы и дети»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

20.09-27.09-04.10-

6-7

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Мечты и реальность»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

11.10-18.10

8-9-10

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Месть и великодушие»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

25.10-01.11-15.11

11-12

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Доброта и жестокость»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

22.11-29.11

13-14

Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Искусство и ремесло»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

06.12-13.12

15

Критерии оценивания эссе

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

20.12

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

16-17-18

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Тезис. Проблема. Аргументы.

Практикум

3

Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.

27.12-10.01-17.01

19

Варианты вступительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание вступительной части

24.01

20-21

Схема основной части сочинения-рассуждения.

Урок формирования новых знаний

2

Написание основной части

31.01-07.02

22

Варианты заключительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание заключительной части

14.02

23-24

Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.

Комбинирован

ный урок

2

Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.

21.02-28.02

25-26

Аргументация собственного мнения Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

2

Подбор тематических аргументов

07.03-14.03

27

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

Комбинирован

ный урок

1

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

21.03

28-29-30

Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

Практикум

3

Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.

04.04-11.04-18.04-

31-32

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

3

Контрольная работа.

25.04-16.05

33

Анализ сочинений

Практикум

1

Оценивание своего сочинения-рассуждения.

23.05

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Внеклассное мероприятие «КВН юных филологов»

Цели мероприятия: проверить теоретические знания и практические навыки учащихся;активизировать творческие силы, развивать их способности, интерес к изучению русского языка;воспитывать у учащихся ...

Игра "Юный филолог" (9 класс)

Занимательные и познавательные задания по русскому языку и литературе выявят юных филогов Вашего класса...

КВН юных филологов

Занимательный материал к неделе русского языка и литературы....

КВН юных филологов

Данное внеклассное мероприятие идеально подходит для игры между классами. Обязательное условие: конкурсные задания необходимо ограничивать по времени....