КВН юных филологов
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Трунова Наталья Николаевна

Данное внеклассное мероприятие идеально подходит для игры между классами. Обязательное условие: конкурсные задания необходимо ограничивать по времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_yunyh_filologov_7-8.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для учащихся 7-8 классов

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Трунова Наталья Николаевна

КВН

Цель мероприятия:

- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

- развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, воображение;

-воспитывать этику и эстетику общения.

Ход мероприятия

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы.

Звучит музыкальная заставка начала игры КВН, команды выходят на сцену.

Ведущий 1 (слова приветствия)

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник!

Тебе посвящаем мы праздник сегодня

Родной наш, правдивый и гордый язык!

Ведущий 2

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются  две  команды. Им предстоит нелёгкая борьба. Победит, конечно, сильнейший.

Ведущий 1

Итак, вас приветствует Клуб Всезнающих и Наиумнейших. Чтобы стать победителем в игре Ума и Разума, вам необходимо хорошо ориентироваться в лабиринтах и правилах русской грамматики.

Ведущий 2

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих и остроумных любителей русского языка. Дерзайте, думайте, отвечайте, побеждайте! А у нас – жеребьёвка.

Ведущий 1

Итак, первый конкурс нашей игры – представление команд

«Позвольте представиться!»

Согласно проведённой жеребьёвке участники игры представляют свои команды (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам и жюри)

1. Мы команда “Знатоки”,              название и девиз

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!         

Все вместе:

Ура! Мы победим

И лучше всех экзамен

На грамотность сдадим!

Желаем вам место занять призовое,                  приветствие соперникам   

Но не первое, а второе!

Хоть соперник ты нас больше,

Но попробуй, обойди!

Если только проиграем -

Лучше в школу не ходи!

Очи черные, очи жгучие,                                приветствие жюри

О жюри, жюри, о могучее!

Пожалейте нас, в этот трудный час,

Выступаем мы только в первый раз!

Мы справедливых ждем решений,

Единства взглядов, мыслей, мнений,

Вглядитесь зорче в лица наши,

Мы - всех милей, умней и краше!

2. У “Лингвистов” нет проблем,              название и девиз

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

Желаем вам, желаем вам…                        приветствие соперникам   

Чтоб лучший приз достался нам!

Ты, соперник, не косись,

Ты, соперник, улыбнись!

Известно - кто-то победит,

Ну а слабейший пролетит.

Жюри нас по пути направит                     приветствие жюри

И без вниманья не оставит.

Коль ошибёмся, нас поправит,

Коль скажем правильно – прославит.

Оценку за ответ поставит.

Ему передаём привет.

Ведь без жюри дороги нет!

Ведущий 2

А нашу игру сегодня будет судить многоуважаемое жюри.

(представление жюри)

После представления, жюри объявляет оценки за конкурс «Позвольте представиться!»

Ведущий 1

Говорят, рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

А у нас второй конкурс «Телефонограмма»

Условия: команды выстраиваются в параллельные линии. Ведущий сообщает скороговорку первому игроку из каждой команды. По сигналу тот шёпотом передаёт её второму и т. д. Последний должен внятно и громко произнести скороговорку.

Скороговорки:

1) У Кондрата куртка коротковата

2) Проворонила ворона воронёнка

Ведущий 2

Пока жюри выставляет оценки командам, перейдём к следующему конкурсу. Итак, приглашаем на третий конкурс «Грамотеи». 

Язык – это история народа, это путь цивилизации. Изучение и сохранение русского языка является не праздным, от нечего делать занятием, но насущной необходимостью.

Ведущий 1

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, и вместителен…» - так писал А. И. Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?

А теперь условия очередного конкурса. Вам необходимо исправить «сочинизмы» и «изложизмы» некоторых школьников.

• Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

• С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомился в детском саду.

• Пушкин пришёл ко мне с колыбелью.

• В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

• Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

• Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

• В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.

Во время проведения конкурса проводится игра со зрителями в скороговорки. Участники вытягивают листочек со скороговоркой, читают её, запоминают и трижды повторяют вслух. Тот, кто ошибётся три раза, выбывает из соревнования.

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Ужин нужен и жуку, и ужу.
  3. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
  4.  Рис рос, рос и вырос.
  5. После росы росли розы и др.

Ведущий 2

В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов – от 15 000 до 18 000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20 000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать, обладая несметным сокровищем в 200 000 слов! А сколько слов знаете вы?

Командам предлагается разгадать шарады.

Ведущий 1

Сюжет наш следующий – разминка. Игры проходит половинка.

4 конкурс «Разминка»

1. Я – синоним осьминога.

А без с – в метле нас много. ( Спрут-прут)

Ведущий 2

2. Я – жилище для зверька,

Для сверчка и паучка.

Есть ещё и тёзка мой:

Редкостный зверёк пушной. (Норка)

Ведущий 1

3. Известное я блюдо,

Когда прибавишь «М»

Летать, жжужать я буду,

Надоедая всем. (Уха-муха)

Ведущий 2

4. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударенье –

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Ведущий 1

5. Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но л на н лишь замените

Сибирской стану я рекой. (Елисей- Енисей)

Ведущий 2

6. С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п от вас я утаю

Тоже в школе я стою. (Карта-парта)

Ведущий 1

7. Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог

А целое – у молодца

Посреди лица. (Нос)

Ведущий 2

8. Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Ведущий 1

9. Начало – голос птицы.

Конец на дне пруда.

А целое в музее найдёте без труда. (Картина)

Ведущий 2

10. Бабочка из первой вылетает,

Во вторую девочка играет. (Куколка).

Ведущий 2

Команды славно поразмялись,

А мы все славно посмеялись.

Одно жюри у нас трудилось.

Ты посмотри, как омрачилось

Главнейшего судьи чело.

Ведущий 1

Да, будто снегом занесло.

Наверное, команды наши

Здесь заварили столько каши,

И наломали столько дров,

Что просто не находит слов

Судья, чтоб чётко нам сказать:

Младых людей большая рать

Ошиблась в чём-то, и сейчас

Судейский гнев падёт на вас

Ведущий 2

Но нет! Как можно, чтоб жюри

На нас гневилось! Посмотри  сама ты.

Судья лишь объявить оценки хочет.

Жюри подводит итог конкурсов «Грамотеи» и «Разминка».

********* (Звучит музыкальная заставка конкурса Капитанов).

Ведущий 1

На сцену приглашаются капитаны.

До сих пор от капитанов ни словечка

Мы не услышали. Сердечко

У них трепещет. Вы готовы?

Дадим же капитанам слово.

Ведущий 2

Мы их на сцену приглашаем

Все знают, как мы уважаем

Их силу, ум, да в общем всё,

Всё то, что может быть, спасёт

Команды их от пораженья.

Уменье принимать решенья

Понадобиться им сейчас.

 Пятый конкурс «Состязание капитанов»

Капитанам предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Готовятся конверты с заданиями, капитаны сами выбирают себе конверт.

Задание 1. Исправьте предложения.

1. Это слово случайно вырвалось у него с языка. 2. Михаил под скорую руку оделся и поспешил на вызов. 3. Уж эта (охотничья собака) не вернется с пустыми руками! 4. Организаторы экскурсии сами ее и испортили, плюхнув в ведро меда каплю дегтя. 5. Отец не захотел слушать объяснения и послал Вадика туда, куда и Макар не гонял.

Ответы: 1. …сорвалось….2. …на скорую…. 3. У собаки нет рук. 4. …добавив в бочку меда ложку дегтя…. 5. …послал туда, куда Макар телят не гонял…

Задание 2. Исправьте предложения.

1. Писатель идет в одну ногу со временем. 2. Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника.  3. Я еле-еле успел убрать ноги из этого страшного места.  4. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 5. Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь.    

Ответы:

1. …идет в ногу со временем. 2. Главным (лишнее слово). 3. …унес ноги …. 4. …стала бить ключом. 5. …знал всю его подноготную.

Задание 2. Исправьте предложения.

Пока капитаны выполняют задания, а жюри подводит итоги, проводится конкурс с болельщиками.

Ведущий 2

Болельщик, знай, мы не забыли

И про тебя и сотворили

Весёлый конкурс, чтобы ты

Мог воплотить свои мечты

О знанье слов и выражений.

Ведущий 1

Немало нужно тут умений,

Чтоб разгадать загадку эту.

И я скажу вам по секрету:

Сам чёрт здесь ногу поломал,

А вот ответа не узнал.

Ведущий 2

Знаете ли, вы, ребята, что означают выражения шиворот-навыворот (наоборот, наизнанку), спустя рукава (трудится неохотно, небрежно), точить лясы (вести бесполезную шумную беседу), искать вчерашний день (надеяться найти; вернуть то, что безвозвратно ушло, чего уже нет), намылить шею (наказать).

Ведущий 1

А теперь отгадайте наши загадки - шутки.

• Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)

• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос)

• Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу)

• Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, … (кто по дрова).

• Ребята слушать их не станут:

От этой песни … (уши вянут)

• Есть ли у Земли лицо? (стереть с лица земли)

• Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще (боевое крещение)

• Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях. (Не солоно хлебавши)

• Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

• Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (каша)

Ведущий 2

Ты только посмотри!

Уже готово нам жюри

Сказать, как капитанов оценило.

Объявляются результаты конкурса капитанов.

Ведущий 1

Решили вас, друзья, сейчас

Мы испытать серьёзно.

Составьте вы меню для нас

Вот это будет классно!

6 конкурс «Меню»

Необходимо за отведённое время составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд.

1) КРОТ+КАША=? (картошка)

2) БОБР+РЕДУТ=? (бутерброд)

3) СУД+ ТЕНЬ=? (студень)

4) ТОСКА+ ПАР+ ШОВ=? (простокваша)

Ведущий 2

Ох, и трудно вам, ребята,

Сегодня тут приходится.

Да делать нечего пора

Нам конкурс следующий начать.

7 конкурс «Цветоводы»

Ведущий 1

Вот вам букеты, а вы должны

Вписать сюда названья тех цветов,

В которых есть лишь звонкие согласные.

Командам раздаются заранее заготовленные рисунки с букетами цветов, куда и следует вписать названия (лилия, георгин, роза, мимоза и т.д.)

Жюри подводит итоги конкурсов «Меню» и «Цветоводы».

Ведущий 2

А у нас последний конкурс «Домашнее задание».

В основу домашнего задания «Театр-экспромт» нужно положить пословицу. Командам предлагается обыграть её так, чтобы соперники сумели её отгадать.

Примеры пословиц:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

Ведущий 1

Команды славно постарались.

Я думаю, что не остались

В обиде зрители, что всех

Нас сотрясал здоровый смех.

Ведущий 2

Давайте же пригласим

В последний раз на сцену

Команды. Зритель им похлопай,

Всё ж они старались.

Ведущий 1

Не всё, быть может, получалось

Но всё-таки они хотели

Повеселить нас. Попотели

Изрядно, чтоб нас позабавить

Игрою весёлой, чтоб прославить

Свои вовеки имена.

Ведущий 2

Осталась шуточка одна,

Последняя. Её жюри нам скажет

И прямо на того укажет,

Кто победил.

Ведущий 1

Ну что ж, каков итог?

Каких призов заслуживают игроки,

Большие наши шутники?

Объявление итоговых оценок, вручение призов.

Ведущий 2

Вот так закончилась игра.

Закончилась. Увы, пора прощаться.

Наступил финал. И может быть,

Не каждый ждал такой концовки,

И не всех такая радует развязка.

Но главным здесь был всё же смех,

А шутка не ждала подсказки.

Ведущий 1

Мы будем рады видеть вас

Вновь в этом зале и в тот час,

Когда мы снова соберёмся

И снова славно посмеёмся.

Ведущий 2

Теперь заканчиваем речь

Привет, друзья, до новых встреч.

Звучит заключительная песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Внеклассное мероприятие «КВН юных филологов»

Цели мероприятия: проверить теоретические знания и практические навыки учащихся;активизировать творческие силы, развивать их способности, интерес к изучению русского языка;воспитывать у учащихся ...

Игра "Юный филолог" (9 класс)

Занимательные и познавательные задания по русскому языку и литературе выявят юных филогов Вашего класса...

КВН юных филологов

Занимательный материал к неделе русского языка и литературы....

КВН юных филологов

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проводимое в рамках "Недели русского языка и литературы"...