Конспект урока. Тема урока. Обособленные дополнения. Значение обособленных дополнений
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока. Обособленные дополнения. Значение обособленных дополнений
Цель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: проектор
Ход урока
- Актуализация опорных знаний учащихся
1.Фронтальный опрос
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Назовите известные вам обособленные члены предложения.
- Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)
2. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы и цели урока
- Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом по слайду
Какие дополнения обособляются?
- Каковы основные значения обособленных дополнений?
( Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения).
2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)
Предлоги |
+ сущ. | Примеры |
|
| Сверх всяких ожиданий, весна была холодной. |
| |
| Наряду с благородными, попадаются грибы попроще. |
| |
| Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей. |
| |
| Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы. |
| |
«вдобавок к кому-чему-либо» |
Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг. Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица. |
| |
вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град. |
| ||
|
| ||
|
- Составление алгоритма выделения обособленного дополнения.
- Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.
- Выделите границы обособленного дополнения.
- Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.
- Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.
- Обособьте дополнение.
- Практическое применение новых знаний
Лингвистический тренинг
Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;
3) обозначают предметы, замещающие другие.
1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.
2. В саду помимо сторожа никто не бывал.
3.Вместо фруктов он купил овощи.
4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.
5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.
6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.
7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.
8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.
- Работа с текстом
Кокчетавская возвышенность
- Дополнительные задания (для уровня В) Найти предложения с обособленными дополнениями:
К счастью, погода уже изменилась.
В этот час везде, особенно в степи, началось таяние снегов.
Везде, за исключением моего товарища, приняли эту весть радостно.
- Творческая работа ( для уровня С)
Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.
- Подведение итогов урока. Оценивание.
- Рефлексия урока. Наш урок подошел к концу. Прошу вас оставить ваши комментарии по данной теме на смайликах ( я все усвоил по теме ; есть вопросы или затруднения; ничего не понял , не усвоил)
- Домашнее задание
Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных членов предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока. Обособленные дополнения. Значение обособленных дополнений
Цель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: проектор
Ход урока
- Актуализация опорных знаний учащихся
1.Фронтальный опрос
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Назовите известные вам обособленные члены предложения.
- Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)
2. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы и цели урока
- Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом по слайду
Какие дополнения обособляются?
- Каковы основные значения обособленных дополнений?
( Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения).
2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)
Предлоги | + сущ. | Примеры | |
| Сверх всяких ожиданий, весна была холодной. | ||
| Наряду с благородными, попадаются грибы попроще. | ||
| Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей. | ||
| Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы. | ||
«вдобавок к кому-чему-либо» | Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг. Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица. | ||
вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град. | |||
- Составление алгоритма выделения обособленного дополнения.
- Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.
- Выделите границы обособленного дополнения.
- Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.
- Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.
- Обособьте дополнение.
- Практическое применение новых знаний
Лингвистический тренинг
Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;
3) обозначают предметы, замещающие другие.
1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.
2. В саду помимо сторожа никто не бывал.
3.Вместо фруктов он купил овощи.
4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.
5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.
6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.
7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.
8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.
- Работа с текстом
Кокчетавская возвышенность
- Дополнительные задания (для уровня В) Найти предложения с обособленными дополнениями:
К счастью, погода уже изменилась.
В этот час везде, особенно в степи, началось таяние снегов.
Везде, за исключением моего товарища, приняли эту весть радостно.
- Творческая работа ( для уровня С)
Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.
- Подведение итогов урока. Оценивание.
- Рефлексия урока. Наш урок подошел к концу. Прошу вас оставить ваши комментарии по данной теме на смайликах ( я все усвоил по теме ; есть вопросы или затруднения; ничего не понял , не усвоил)
- Домашнее задание
Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных членов предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС
Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Образовательные:обеспечить усво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сущность человеческой деятельности 10 класс
План конспект урока...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Цель урока: познакомить учащихся с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Е.И.Пугачева. 2. Задачи:- обучающие: 1) установить Личн...
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
Конспект урока: Тема урока: Повторение по теме: «Праздники и фестивали»
7 класс УМК: «Новый курс английского языка для российских школ»3-й год обучения (авт. О.В. Афанасьева, И. В. Михеева)Цель урока: отработка тематической лексики, расширение общего круг...