Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования.
статья по русскому языку
В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малыковцева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» имени А,М. Мамонова г.Старый Оскол Белгородской области
Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования.
Современное общество предъявляет на сегодняшний день высокие требования к молодому человеку. И задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его учиться и применять свои знания потом на практике. Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. Именно внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся.
В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Причём эффективная организация внеурочной работы по предмету невозможна без применения разнообразных современных форм и методов. Ведь для того, чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. Необходимость разнообразия форм внеклассной работы диктуется разнообразием её задач.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной (внеклассной) работы по русскому языку и литературе: “обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса…”
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности.
Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.
Целесообразны следующие формы внеклассной работы по русскому языку и литературе:
- Олимпиады по русскому языку и литературе
- Кружок как один из видов групповой внеклассной работы
- Неделя русского языка и литературы как одна из форм массовой внеклассной работы
4. Проектная деятельность
5. Литературные экскурсии (очные, заочные)
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, защиты социальных или учебных проектов. Посещая внеклассные мероприятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.
Одним из приоритетных методов является проектно – исследовательский метод на базе современных образовательных ресурсов.
Работая над проектом, у учащихся формируются информационная, деятельностная и коммуникативная компетенции. Обучающиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, проявляется чувство ответственности.
Ученический проект – это, работа, созданная учеником под руководством учителя. Вместе с учениками и учитель приобретает опыт создания проектов.
Целенаправленная работа по развитию творческих способностей через разнообразные формы и методы внеурочной деятельности (интеллектуальные игры, конкурсы знатоков, научно – практические конференции, фестивали, встречи с интересными людьми, дистанционные конкурсы, спецкурсы) способствует высоким достижениям в личностном развитии ребенка, позволяет «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеучебная деятельность как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования в лицее № 5 им. Ю.А. Гагарина
В статье говорится об опыте работы кафедры русского языка и литературы в лицее №5 имени Ю.А.Гагарина г.Волгограда по внеучебной деятельности педагогов и учащихся в контексте ФГ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене
Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....
«Личностно-ориентированное обучение на уроках истории в контексте ФГОС общего образования»
Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личностичерез активную познавательную деятельность на уроках истории позволит ученику в будущем самостоятельно и легко ориентироваться в соврем...
Исследовательская деятельность на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку как средство формирования учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся
Сегодня молодым людям, чтобы быть уверенными во взрослой жизни и добиться успехов в профессиональной деятельности необходимо владеть коммуникативными компетенциями. Задача учителя &nda...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...
Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из форм организации внеурочной деятельности по русскому языку"
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. С целью разностороннего развития личности была введена внеурочная деятельность, ко...