Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок «открытия нового знания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 15.34 КБ |
konspekt_uroka.docx | 32.34 КБ |
slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.pptx | 168.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ | |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема урока | «Слово и его лексическое значение". |
Тип урока | Урок «открытия нового знания» |
Цель деятельности учителя | Познакомить с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова», назначение толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Уметь определять лексическое значение слова Межпредметные: соприкосновение с искусством, литературой Личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия |
Методы обучения | Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. |
Виды деятельности учителя | Пропедевтическая беседа; организация, направление |
Виды деятельности учащихся | Логическое размышление, работа с текстом, поиск информации, составление и защита мини-проекта, артистическое выступление, работа в парах и группах |
Вид используемых ИКТ | Презентация |
Методическое назначение ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала. |
Использованные интернет-ресурсы | |
Материалы и оборудование: |
|
Предварительный просмотр:
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Добрый день, ребята. Я думаю, вы не удивлены, что я пришла на урок с ёлочкой, украшенной ёлочными игрушками?. Просто скоро Новый год, у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Целый класс улыбок. Я желаю всем удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют «своё настроение». | Владение ключевыми понятиями. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Продолжительность: 7 мин. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Актуализация умений по работе со словом. |
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их вспомним и кратко охарактеризуем.: Синтаксис и пунктуация Фонетика Орфоэпия Орфография Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно- вам предстоит определить самим…Для того, чтобы определить тему урока, я приготовила вам 2 подсказки: Первая: На доске слова :( слайд ) Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... О чем высказывание? Какова основная тема? Вот другая подсказка: я приготовила пары слов, но в корне слова разные буквы. Почему? Может, я допустила ошибку? Посветить-посвятить ( слайд ) Примерять -примирять Полоскать - поласкать Обсудите в парах. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. На что обращаем внимание при написании слов? ( правописание зависит от лексического значения слова) Итак, первая подсказка - слово, вторая – лексическое значение. Кто догадался, какая тема урока? Оцените работу в парах.(лист самооценки) Откройте тетради, запишите число. Классная работа и тему урока. Запись в тетради. Слово и его лексическое значение. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского ( слайд ) «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? -Какова цель урока?(понять, что такое лексическое значение слова) -Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.) Зачитать цель и тему урока на слайде ( 6 слайд) -Кто был точнее в определении темы и цели урока? Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. Что нам поможет в изучении данной темы? (учебник, учитель, одноклассник) | Отвечают на вопросы Решают задания Определяют тему, цель, задачи урока.. Делают записи. | Знать определение разделов русского языка | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; организовать самопроверку и самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Продолжительность:10 мин. | определение задач для каждой группы; организует работу с учебником. | Какой раздел русского языка изучает слово? Кто помнит? ( слайд ) С.149-150, учебник Запишите в тетрадь определение.( слайд ) Учитель: Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? УПР.327, устно Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим. Согласны с утверждением? Ребята, как вы думаете, сколько же слов в русском языке? (Много) - А конкретнее? (Нельзя сказать) - Почему же? (Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) (слайд ) Ребята, а что можно по речи человека определить? (слайд) Конец диалога на с. 149-150, учебник Это называется словарный запас, или ЛЕКСИКОН (записать в тетрадь) Упр.326, устно Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас) УПР. 336, устно Наша задача – расширять свой словарный запас. – Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. Зачем это нужно человеку? В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение? - Что вы видите на доске? (слово «дерево») - По каким признакам вы это поняли? (графическое (буквенное) написание, звуковое произношение, наличие смыслового понятия) - А что означает это слово? (большое растение с пушистой кроной и толстым стволом) - Если мы поменяем порядок букв, это будет «слово»? (не будет, теряется смысл) - Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова? (слова называют предметы, признаки, действия) - Попробуйте дать определение: что такое «слово»? (ответы нескольких учеников) - А теперь посмотрим на экран. (слайд №) (читают определение «слова») - Ребята, кто из отвечающих был близок к верному ответу? (ответы учеников) - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют? Итак: ( слайд ) -слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки. -слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова. -слово имеет лексическое и грамматическое значение Физкультминутка Отдохнём. Сегодня нам пригодится знание алфавита. Встаньте в алфавитном порядке(по фамилии, по имени, по отчеству) | - Вспоминают, что такое лексическое значение слова. Оформляют записи. | Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию - 20мин. | Организация индивидуальной работы Организует работу в парах | Ребята, а теперь зарядка для ума- лингвистическая задачка: на слайде вы видите слова, нужно списать, распределяя слова на группы: предмет, признак, действие, вставить пропущенные буквы У УЧЕНИКОВ КАРТОЧКИ 1ряд –предмет 2 ряд признак 3 ряд- действие Три человека будут работать у доски. Оцените свою работу. К каким частям речи относятся эти слова? Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова дружба. Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. Дружба- это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Правильно. Однокоренным словом к слову дружба является слово друг- человек, которому доверяешь и который всегда в любой ситуации поможет. Итак, ребята, вы узнали, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме. Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (слайд презентации) По Толковому словарю. Назовите фамилии составителей толковых словарей. У вас в конце учебника есть толковый словарь. Открой те с. 175 В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова, значения которых стоит запомнить. Чтобы быстро и легко найти слово в словаре, мы должны знать хорошо алфавит. Какое лексическое значение имеет слово “завистник” (завистливый человек). Может ли настоящий друг являться завистником? Запишите слово ЗАВИСТНИК. Объясните условие выбора орфограммы. Составьте словосочетание с этим словом. Толкование значения слова называется словарной статьей. Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд. Из чего состоит словарная статья? С.150, учебник Заголовочное слово. Грамматические пометы. Толкование лексического значения. Пример употребления в речи. - Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова? Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15) Читаю. Писатель берет во внимание только грамматическое значение слова. Кажется, что сказка не на русском языке, но можно догадаться кто, куда, зачем. Давайте попробуем разобраться. На листках вы должны сделать перевод сказки, зачеркивая непонятные слова. Работаем в парах. Перевод ( слайд) Какой вывод можно сделать?( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ) Оцените работу в парах Какие способы толкования слова существуют? Об этом прочтем в учебнике, с. 152 ,УПР.334 | Работают с материалом презентации Работают со словом | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах и группах. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |
V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание. - 5мин | Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу. Итак, чтобы знанья были впрок, Следует кратко повторить урок. -Исследование какой темы вели на уроке? -Какие понятия разобрали? Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова). -Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ Домашнее задание. П.64, упр.331 или 332 Ребята, ёлочка у нас уже есть. А чего еще не хватает? ГИРЛЯНДЫ У вас на столах шарики двух цветов: синие и красные. Если вам понравился урок, прикрепите красные шарики(в виде гирлянды), если не очень –синие. Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны. |
Оценивают деятельность на уроке. Показывают карточку своего настроения.
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
посв е тить посв я тить прим и рять прим е рять пол а скать пол о скать
Слово и его лексическое значение
Эпиграф урока: Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский
Цель урока: узнать, что такое лексическое значение слова ЗАДАЧИ УРОКА: понять , в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря расширять свой словарный запас.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ (греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.
Сколько слов в русском языке? В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000).
- слово называет понятия, предметы, признаки, действия; - слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова); - слово имеет лексическое и грамматическое значение;
Предметы Признаки Действия См… шной , бл… днеть , пощ… дить , сл… варь , г…р…зонт, ст…р…жить, радос … ный , тр…щит, нев … димка , ж… вописный , ш … лковый , бры …жет , м…н…лог.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке . Увазила Бутявку и глаголит : - Калушата ! Калушаточки ! Бутявка ! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали . И подавинились . А Калуша глаголит : - Оее ! Оее ! Бутявка-то некузявая ! Калушата Бутявку вычучили . Бутявка вздребезнулась , сопритюкнулась и усяпала с напушки . А Калуша глаголит калушатам : - Калушаточки ! Не трямкайте бутявок , бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые . От бутявок подавинятся .
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки ! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки ! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться.
Лексическое значение индивидуально, а одно и то же грамматическое значение может быть у многих слов (групп слов).
слово предметы признаки действия лексическое значение буквы и звуки лексика лексикология словарный состав
Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...
Слово и его лексическое значение.
Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....
Презентация " Слово и его лексическое значение"
Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...
Слово и его лексическое значение (урок № 1, урок № 2).
Урок в формате ФГОС...
«Слово и его лексическое значение».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...