Конспект по русскому языку Приставка 5 класс VIII вид
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тарубарова Анна Андреевна

Конспект по русскому языку на тему: "Приставка" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5_klass_russkiy_yazyk_pristavka_viii_vid.docx171.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи

Тема урока: «Приставка»

Класс: 5 Г

          Тип урока: получение новых знаний

Цель: сформировать новые знания и умения по теме: «Приставка»

Задачи:

образовательные:

- формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок;

-  закрепить знания о приставке как значимой  части слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

-  организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова.

          коррекционно-развивающие:

- развивать  зрительную  и слуховую  память, восприятие, мыслительные  навыки  на  основе  операций  анализа, синтеза, сравнения;

- повышать  уровень речевого  развития  и  коммуникативных  умений;

- способствовать  обогащению  и  активизации  словарного  запаса.

воспитательные:

- воспитывать прилежность, умение работать в парах, прививать интерес к изучению русского языка.   

         Оборудование: учебник, тетради, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Словарная работа
  3. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и целей урока
  5. Работа по новой теме
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление полученных знаний
  8. Подведение итогов урока
  9. Выставление оценок
  10. Домашнее задание
  11. Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.Организационный момент

2.Словарная работа

3.Актуализация знаний

4.Сообщение темы и целей урока

5.Работа по новой теме

6.Физкультминутка

7.Закрепление полученных знаний

Работа с учебником

Работа в парах

8.Подведение итогов урока

9 .Выставление оценок

10.Домашнее задание

11. Рефлексия

-Здравствуйте, ребята, сегодня на улице хороший весенний день, у нас с вами должно быть замечательное настроение. Давайте  подарим друг другу улыбку, ведь улыбка ничего не стоит, но дарит хорошее настроение.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

На слайде новое слово БЕСЕДА. Прочтите его.

-Что оно обозначает, как вы думаете?

- Беседа - это дружественный разговор двух и нескольких лиц

- Давайте поделим данное слова на слоги. Сколько слогов в этом слове?

- Давайте проверим: БЕ-СЕ-ДА. Верно.

-Слово БЕСЕДА пишем через гласную букву Е

- Как вы думаете на какую букву падает ударение?

-Это слово можно проверить? Оно словарное.

-Запишите его.

- Придумайте предложение с этим словом, изменив его.

- Молодцы! Учитель записывает предложение на доске

-Ребята, всё на свете из чего - нибудь состоит, например, облака из множества водяных капелек. – Из чего состоит лес?

- Из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят предложения?

-А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.

- Как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)?

-Вспомним, из каких частей состоит слово.

Перед вами кроссворд. Нужно его решить.

Начнём работать со второго вопроса.

2.Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

3.Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.

4.Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Но у нас остался не законченным кроссворд. Для того, чтобы закончить, нужно ответить на первый вопрос и определить тему урока.

-Тема урока сейчас перед вами, но нужно её освободить.

Посмотрим, правильно ли мы определили. Подставим слово в кроссворд.

1.Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.

- Ребята, так какая тема сегодняшнего урока?

Запишите тему урока в тетрадь.

На уроке вы узнаете, что такое приставка, её место в слове, научитесь составлять слова  с приставками, находить приставки и выделять их.

-В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

- Что может сделать приставка?

- Давайте откроем учебник на странице 48 и прочитаем правило.

- Приставка это …

- Где стоит приставка?

Обратите внимание как мы выделяем приставку в слове.

- Перечислите, какие приставки указаны в нашем правиле?

- А сейчас мы поиграем. Я называю слово без приставки, а вы мне называете слово с приставкой. Обратите внимание, как приставка дополняет смысл слова.

  • Играть
  • Бежать
  • Шить
  • Вязать
  • Смотреть
  • Читать
  • Рисовать
  • Прыгнуть
  • Смеяться
  • Делать
  • Знакомиться

- Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте ещё вспомним наше правило.

Гимнастика  для глаз. Нарисуйте глазами части слова. Приставка, корень , суффикс, окончание.

Пальчиковая гимнастика. Теперь возьмите в руки карандаш, разогрейте пальчики, подготовьте к работе.

- Откроем учебник на странице 48 и выполним упражнение 74.

- Что необходимо сделать в данном упражнении?

- Давайте по одному слову выпишем на доске и выделим приставку

- Какие слова вы нашли?

- Какие приставки мы с вами выделили?

- Молодцы!

-Вместе можно преодолеть любые трудности. И вы сейчас поработаете вместе, в парах. На столах лежат карточки с частями слова.  Нужно составить слова. Посмотрим, кто составит больше слов.

- Итак, давайте назовем все которые у вас получились

- Все молодцы!Вы отлично справились с заданием

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Что вы узнали о приставке?

Учитель оценивает работу каждого обучающегося, комментируя оценку.

- Дома вы поработаете над упражнением 73 на странице 48.

- Что нужно сделать в данном упражнении?

- Правильно. Молодцы!

- Сегодня вы познакомились с определением «приставка», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию! Молодцы! Вы хорошо работали на уроке

Приветствуют учителя

Выполняют инструкцию учителя

- беседа это дружественный разговор, обмен мнениями, чувствами

- в данном слове три слога

- Ударение в слове БЕСЕДА падает на второй слог. Ударная гласная «Е».

-Это слово не проверяется

Дети записывают новое словарное слово в тетрадь, подчеркивают гласную букву Е, ставят ударение.

- Сегодня мы будем беседовать.

Дети списывают предложение с доски.

- Лес состоит из деревьев

- Наша речь состоит из предложений

- Предложения состоят из слов.

- Части слова

- Суффикс стоит после корня и служит для образования новых слов

-Корень является главной частью слова

-Окончание -  изменяемая часть слова

- Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов

- Тема сегодняшнего урока «Приставка»

- Приставка может дополнить смысл

- Приставка это часть слова

- Приставка стоит вначале слова

- В нашем правиле выделены приставки: на, от, при, вы, за, пере.

- Поиграть

- Прибежать

- Пришить

-Отвязать

-Посмотреть

-Перечитать

- Нарисовать

-Выпрыгнуть

-Посмеяться

-Засмеяться

-Переделать

-Познакомиться

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

Выполняют инструкцию учителя

Выполняют инструкцию учителя

- В данном упражнении необходимо выписать слова с приставкой и выделить её.

- Дети выходят к доске и выписывают слово

- Сварила, поперчила, подсолила, прибежал, попросил, заглянула, поели, доскребла, доела.

- с, по, под, при, по, за, до.

Дети работают в парах и записывают получившиеся слова на карточках

- Дети зачитывают слова.

- Мы сегодня работали над темой «Приставка»

- Мы узнали, что приставка это часть слова, которая стоит перед корнем. Приставка изменяет смысл слова

- Необходимо списать предложения и выделить в словах приставку.

ФПФРФИФСФТФАФВФКФАФ

По,

 ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс VIII вид

Программа учебного курся составлена на основе АООП обучающихся с умственной отсталостью и в соответствии с требованиями ФГОС...

Тексты диктантов по русскому языку. 5 класс VIII вид

Сборник диктантов по русскому языку  для 5 класса VIII вида....

Сборник диктантов по русскому языку. 7 класс VIII вид

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса VIII  вида...

Тексты диктантов по русскому языку. 8 класс VIII вид

Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса VIII вида...

Тексты диктантов по русскому языку. 9 класс VIII вид

Тексты диктантов по русскому языку для 9 класса VIII вида....

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог"

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог" для обучающихся 7 класса коррекционной школы...