статья «Как написать комментарий на ГИА?»
статья по русскому языку (11 класс)
Статья посвящена написанию комментария на ГИА по русскому языку в 11 классе, материалы основаны на выступлении Гвоздинской Л.Г на семинаре в АППО, посвященном изменениям на ГИА по русскому языку в 2018-2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentariy_gia_.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Как написать комментарий на ГИА? » (по материалам выступления методиста АППО Гвоздинской Л.Г)
Изменения, которые коснулись сочинения на экзамене по русскому языку, направлены на проверку умения учащихся анализировать текст. В связи с этим основное внимание при подготовке к экзамену следует уделить написанию комментария, который оценивается самым большим количеством баллов.
Разберемся с тем, что такое комментарий.
Комментарий отвечает на три вопроса: что, как и зачем сделано автором для понимания смысла текста.
В сочинении необходимо проанализировать два примера-иллюстрации.
Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, важная для понимания проблемы. В качестве примера-иллюстрации могут выступать в тексте следующие элементы:
- фактическая информация;
- эпизод/фрагмент/микротема;
- компоненты содержания;
- элементы сюжета;
- приёмы создания образа (героя): портрет, характер, речевая характеристика, взаимоотношения с другими, социальная среда, общество, поступки (мотивы, цель, оценка другими героями, самооценка, прямая оценка автора, последствия);
- обращение автора к другим источникам информации;
- детали ( пейзаж, предметная деталь);
- средства композиции (сюжет и его элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог, конфликт (столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов).
К каждому примеру-иллюстрации необходимо привести пояснение, то есть объяснение, какую роль играет пример в обосновании проблемы и её раскрытия в авторском тексте.
На экзамене в 11 классе даются тексты публицистического или художественного стилей. Структура комментария таких текстов несколько отличается друг от друга.
Структура комментария (публицистика):
- Введение в тему сочинения.
В этой части работы уместно употребить следующие речевые клише: рассказывает о случае, обращается к собственному опыту, приводит пример из, вспоминает известную историю о, размышляет о;
- Вычленение примера-иллюстрации.
При вычленении примера-иллюстрации публицистического текста необходимо помнить, что автор чаще всего
- опирается на факты истории, научные исследования, опыт мыслителей прошлого,
- размышляет о, анализирует, подробно рассматривает, обращает внимание на,
- доказывает, разделяет мнение, опровергает,
- использует приемы, в качестве примера рассматривает.
- Анализом примера-иллюстрации является объяснение использованного приема. Учащийся должен ответить на вопрос: зачем автор текста использует то или иное языковое явление. При анализе приема вам могут помочь следующие речевые клише:
- этот прием свидетельствует, объясняет,
- факты свидетельствуют о,
- такой подход позволяет увидеть (понять),
- таким образом выявляется закономерность,
- автор отмечает, описывает, приводит пример того как,
- автор отмечает важность, цитирует, подтверждает свои мысли, убеждает в, заставляет задуматься о, привлекает внимание
Структура комментария (художественный текст)
Художественный текст отличается от публицистического тем, что в центре внимания автора герои – их внешность, мотивы поведения, поступки, речь, мысли, отношение к ним окружающих, отношение к ним автора. Авторская позиция не заявлена прямо, как в текстах публицистического стиля, поэтому трудность таких текстов состоит в том, что нам предстоит разобраться в поступках и мотивах героя текста.
- Введение в тему.
В написании можно использовать следующие конструкции:
- автор рассказывает о случае….,
- о поступке героя….
- Вычленение примера-иллюстрации:.
В этой части чаще всего анализируется характер героя, даётся оценка его поступку. Можно использовать следующие речевые клише:
- характер героя раскрывается, показывает героя в момент,
- автор с симпатией (антипатией) раскрывает… .
- Объяснение приема.
Речевые клише, чаще всего употребляемые при анализе приема-иллюстрации:
- описание мотивов делает ясным,
- в кульминационный момент проявляется, анализируя поступок героя,
- слова и мысли героя объясняют,
- поступок героя свидетельствует,
- автор осуждает (одобряет поступок героя (мысли, убеждения, стремления) героя, сочувствует, симпатия автора на стороне, автор дает понять.
Для того, чтобы получить максимальный балл при написании комментария, необходимо указать в сочинении связь между примерами-иллюстрациями.
Связь между примерами чаще всего выражается в следующих отношениях:
- сравнение: автор сравнивает взгляды героя до и после, это сравнение помогает осознать главное: характер героя изменился;
- противопоставление: противопоставляя … и …, автор показывает, что … . Чтобы убедиться в правильности такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное мнение оппонента
- сопоставление : с одной стороны…, с другой стороны…сопоставляя две стороны одного решения, автор демонстрирует неоднородность подхода к решению проблемы; автор сопоставляет поведение героя до и после события;
- дополнение: и обращение к личному опыту, и авторитетное свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяет автору убедительно отстоять свою точку зрения;
- причина-следствие: автор объясняет, что было причиной …, следствием такого восприятия и стал, по словам автора, ….
- уступка: несмотря на объективность наблюдений, автор пишет о том, что эта «горькая объективность» противоречит человеколюбию;
- частное- общее: обобщая рассуждения о, автор пишет о главном,
пример:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)
Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку...
статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)
В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии межд...
Статья "Русская душа: комментарий к стихотворению В. С. Высоцкого "Я не люблю"
Предлагаемая вниманию статья посвящена стихотворению (песне) Владимира Высоцкого "Я не люблю", в котором во многом выражается творческое кредо поэта. В статье рассматриваются выраженные в эт...
Статья " Как написать волшебную сказку"
Тихо скрипят половицы, Налейте в чашки чаек.Под тихий шелест страницыК нам сказка в гости идет…Данная статья поможет подготовиться к уроку по теме " Составление волшебной сказки"...
Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
ЕГЭ по русскому языку: как написать комментарий к проблеме (+пример)
ЕГЭ по русскому языку. Как написать комментарий к проблеме?...
статья "Как написать аннотацию"
В статье приведен пример написания аннотации к проекту...