Статья " Как написать волшебную сказку"
статья по литературе (5 класс)
Тихо скрипят половицы,
Налейте в чашки чаек.
Под тихий шелест страницы
К нам сказка в гости идет…
Данная статья поможет подготовиться к уроку по теме " Составление волшебной сказки". Поможет учащимся разобраться в вопросе о том, по каким законам строится волшебная сказка. Итогом статьи будет являться алгоритм построения волшебной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи
- знакомство с приемами сюжетосложения волшебной сказки;
- знакомство с литературоведческими понятиями;
- обучение приемам сочинительства сказок;
- развитие связной речи;
- развитие творческого потенциала обучающихся;
- воспитание культуры общения;
- воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку
Сказка — это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях .
Жанры сказок :
- Волшебные сказки
- Социально-бытовые сказки
- Сказки о животных
С жанром мы определились, хотим написать волшебную сказку. Для того , чтобы написать волшебную сказку , давайте разберемся , что является волшебной сказкой.
Признаки волшебной сказки :
- сказочные герои делятся на положительных и отрицательных. Добро , правда, справедливость , дружба, любовь побеждают , а зло, ложь, несправедливость терпят поражение
- Фантастические герои , говорящие животные
- волшебные предметы- помощники
- постоянные эпитеты - красочные определения, подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одноим определяемым словом .( например, « живая вода», «красная девица»)
- повторы ( например « жили- были», «шел-шел»)
- олицетворения -приписывания свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным( например, « ветер застистел», « яблоня завыла» )
- магические числа
Как не запутаться в событиях собственного повествования, не потерять логический их ход? Вопрос , несомненно, важный!
В волшебных сказках особая композиция построение сказки , рассмотрим композицию построения волшебной сказки.
Композиция, построение волшебной сказки
-Присказка- ритмически организованная прибаутка. ( « Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё всё примечайте, не зевайте.» )
-Зачин –начало сказки, может быть коротким или длинным. За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
-Завязка сюжета
-Развите действия
-Кульминация
-Развязка
-Концовка ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»).
Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. ( «Не пей из лужицы, козлёночком станешь») Затем герой делает всё возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают самые разные испытания. Зло в сказке бывает побеждено, торжествует Добро.
В.Я. Пропп, российский учёный-фольклорист, проанализировал огромное количество сказок и пришел к выводу, что все ВОЛШЕБНЫЕ сказки подчиняются определённым законам:
Он нашёл более 30 элементов, которые составили определённую схему :
Подготовительная часть
1. Отлучка — Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет — «Не заходи только в десятую комнату»; «Не ходи со двора».
3. Нарушение — Побежала Аленушка с подружками, заигралась.
4. Выведывание — Стала ведьма вызнавать, выспрашивать.
5. Выдача — «Но царевна все ж милее…»
6. Подвох — Волк подражает голосу мамы-козы.
7. Пособничество — Царевна ест предложенное старухой яблочко.
Завязка
8. Вредительство (или недостача) — Схватили гуси-лебеди Иванушку; заболел царь тяжкой болезнью.
9. Посредничество — «Иди, Марьюшка, братца искать…»
10. Начинающееся противодействие — «Позволь мне, царь, попытать счастья…»
11. Отправка — Царевич отправился в путь.
Основная часть
12. Первая функция дарителя — Стала Баба-Яга вопросы спрашивать;
13. Реакция героя — «Ты б меня сперва накормила, напоила…»;
14. Получение волшебного средства — Дал старичок Ивану коня; «Только скажи: по щучьему велению, по моему хотению…»
15. Перемещение в иное царство — Долго ли шла Марьюшка, коротко, уже три пары башмаков истоптала;
16. Борьба — Стал Иван биться со змеем-горынычем;
17. Клеймение — Расцарапал ему Змей всю щеку;
18. Победа — Завертелся Кощей волчком и сгинул.
19. Начальная беда или недостача ликвидируется — Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица.
20. Возвращение — Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.
21. Погоня — Бросились гуси-лебеди в вдогонку.
22. Спасение — Бросила она зеркальце, разлилось море; ведьма море пила-пила, да и лопнула.
23. Неузнанное прибытие — Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.
24. Необоснованные притязания — Генерал заявляет царю: «Я — змеев победитель».
25. Трудная задача — «Кто поднимет змеиную голову — тому и царевна достанется»
26. Решение — Подошел Иван, только тронул…
27. Узнавание — Показал он заветное колечко, узнала его царевна.
28. Обличение — Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфигурация — Искупался Иван в молоке, вышел молодцем лучше прежнего.
30. Наказание — Посадили служанку в бочку, скатили с горы
31. Свадьба, воцарение — Получил Иван царевну и полцарства.
Чтобы не запутаться во всех этих « волшебных» законах, предлагаю остановиться на кратком варианте( алгоритм составления сказки) и приступим к составлению нашей волшебной сказки :
Алгоритм составления сказки .( обсуждение плана)
1 Выбор главного героя , определение его характера,мотивов и цели поступков
v Про кого будет наша история? Жил –был….
v Где (он) она жил(а)……?
v Каким был наш герой?
v Что он любил делать? Чем занимался?
3 Выбор объектов взаимодействия
v И бы герою?…
v Однажды наш герой отправился путешествовать. Куда?….
v Для чего? Зачем?
v Но у героя был враг. Кто?л у него друг. Кто?…
v Чем друг помогал
v Как он вредил нашему герою?…Друг героя хотел емо оу помочь. Что сделал ?
4 Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
5 Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
6 Придумывание названия получившейся сказки.
Такая простая последовательность развития событий имеет название- « Волшебная дорожка» - это одна из моделей составления волшебной сказки ( самый яркий пример сказка « Колобок» )
Волшебные сказки пробуждают фантазию, помогая интеллектуально развиваться и расти. Необычные сюжеты, в символической форме воссоздавая переживаемые детьми ситуации, создают для ребенка иную реальность, в которой он учится принимать правильные решения и лучше понимать свое эмоциональное состояние. Вера в волшебство жизненно необходима детям, она помогает им оставаться оптимистами и мыслить нестандартно, ограждая их до поры от проблем взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная сказка.
Литературное творчество. Сказки для малышек-сестрёнок и братишек....
СТАТЬЯ "Время и пространство в русских народных волшебных сказках"
Статья "Время и пространство в русских народных сказках" - о категориях времени и простарнстве в русских волшебных сказках....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"
Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...
статья «Как написать комментарий на ГИА?»
Статья посвящена написанию комментария на ГИА по русскому языку в 11 классе, материалы основаны на выступлении Гвоздинской Л.Г на семинаре в АППО, посвященном изменениям на ГИА по русскому языку в 201...
статья "Как написать аннотацию"
В статье приведен пример написания аннотации к проекту...
Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"
В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...