Конспект урока для 6 класса по русскому языку по теме "Притяжательные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Долженкова Светлана Анатольевна

К уроку прилагается презентация, что способствует повышению интереса у учащихся и разнообразию учебного материала. Составление кластера и работа с учебником позволяет выявить характерные и отличительные признаки разрядов имен прилагательных. В процессе урока учащиеся выполняют дифференцированные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazh.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Притяжательные имена прилагательные»

Цель:

 познакомить с притяжательными прилагательными, с их отличительными признаками;

 уметь распознавать притяжательные прилагательные среди других разрядов прилагательных; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации;

повышение интереса к русскому языку, развитие творческих способностей, логического мыщления.

 Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

1- слайд

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну знаний на воображаемом электропоезде. Я, с вашего позволения, буду машинистом, а вы – моими пассажирами. Усаживайтесь поудобней, давайте проверим ваш багаж: ручки есть у всех, тетради, книги? Прекрасно! Тогда отправляемся!

Открываем тетради, ставим дату отправления, маршрут: «Притяжательные прилагательные».

Первая наша остановка носит название «Прилагательное». Названия улиц в этом городе совпадают с названиями разрядов имен прилагательных. Давайте вспомним, какие разряды прилагательных вы знаете? (Ответы учащихся)

- В чем сходство и различие данных разрядов?

- Поможет нам разобраться в этом вопросе кластер, но его необходимо дополнить, прочитав статью учебника на стр.119. ( 2 – слайд)

- Что нужно добавить в кластер? (Ответы учащихся)

Качественные                          Относительные                   Притяжательные

1.Какой? Какая?                       1. Какой? Какая?                   1.Чей? Чья? Чье?

2.Качественную                        2.Материал, простран-       2. Принадлежность к

характеристику.                        ство, время.                           лицу или животному.

3.Краткую форму                      3. Нет краткой формы.       3.Нет краткой формы.  

4.Степень сравнения.            4.Нет степени сравнения.    4.Нет степени сравн.

5.Сочетаются с очень,            5.Не сочет. с очень…             5.Не сочет. с очень…

весьма.

 - Что нужно добавить в наш конспект? (Особые суффиксы –ин, -ын; -ов,-ев; -ий)

В это время у доски 2 ученика склоняют акулий плавник и мамина кофта. Затем учащиеся делают вывод, как склоняются притяжательные прилагательные.

3- 4 слайд.

Станция «Зоологическая»

- На этой станции мы посетим зоопарк, увидим животных и составим словосочетания (сущ + притяж.прил.)

- Выделите у прилагательных суффиксы и окончания.

- Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните притяжательные прилагательные как члены предложения.

5 слайд.

Станция «Третий лишний»

На этой станции мы выполним следующее задание:

Из цепочки слов вы должны найти слово, которое является лишним в данном словесном ряду, и выписать его. Так как мы изучаем разряды прилагательных, то вы должны определить разряды данных прилагательных и найти лишнее.

1.Бабушкин дом, собачий хвост, яркий свет.

2.Клубничное варенье, серебряная ложка, мамина шляпа.

3.Сильный ветер, отцов дом, гордый человек.

4.Спортивный костюм, голубое небо, чудесный сон.

6 - 7 слайд.

Станция «Клякса»

Дерзко ведут себя кляксы, страдают от их поведения жители города, мы должны помочь жителям города восстановить слова:

Пр…вокзальная площадь;

Пр…станционный буфет;

Пр…дорожные кассы;

Пр…неприятное известие.

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы восстановить слова? (Ответы учащихся)

- Определите разряд прилагательных.

8- 10 слайд.

Станция «Творческая»

(Звучит 1 симфония Чайковского, 2 часть «Зимние грезы»)

Учащимся предлагается выполнить дифференцированное задание:

1.Составить текст по картине, употребив притяжательные прилагательные.

2.Вставить в текст пропущенные имена прилагательные, определить разряд, выделить суффиксы и окончания.

Мы любовались…лесом. Кругом царит…тишина. Медленно падают…снежинки на …землю. Покрывается земля… покрывалом. В лесу можно встретить …следы.

Проверка творческих работ, оценивание.

- Для чего нужны прилагательные в тексте? (Ответы учащихся)

Вывод:

прилагательные, которые способствуют созданию яркого, красочного образа называются эпитетами.

11-12 слайд.

Станция «Математическая»

Здесь живут цифры, и они предлагают проверить наши знания не только по русскому языку, но и математике с помощью цифрового диктанта. Каждая цифра что-то обозначает: цифра 1 – качественное прилагательное; 2 – относительное, 3 – притяжательное. (К доске вызываются 2 ученика, они работают за раздвижной доской, где также написаны условные обозначения).

Страшный случай, нарядная девочка, бронзовая статуя, рысий взгляд, братский поступок, хорошенький котенок, шелковый платок.

Ответ: 1,1,2,3,3,1,2.

-Сложите все цифры, у вас должно получиться 12. Поднимите руки, кто справился с заданием.

13 слайд.

Рефлексия.

Дополните текст именами прилагательными:

  • Вот и подошел к концу               урок русского языка. Сегодня мы познакомились с              прилагательными. Мои одноклассники отвечали на         вопросы и давали          ответы. На уроке я узнал много           и            .
  • Своей работой на уроке я           . И сейчас у меня          настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...