Конспект урока русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Стецюк Светлана Юрьевна

Данный урок призван обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи, а также подготовить к восприятию нового раздела "Служебные части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.31 КБ
Office presentation icon samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Самостоятельные и служебные части речи

Цели урока: дать обзорную характеристику самостоятельным и служебным   частям   речи; сформировать умение различать самостоятельные и служебные части   речи; научить классифицировать части речи, определять их особенности.

Задачи:

Обучающие:

углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи; формировать знания о служебных частях речи; формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи; формировать представление о языке как единой целостной системе;

Развивающие:

развивать умение определять и использовать в письменной речи морфологические средства выразительности;   развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, к слову; воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности 

Ход урока

I.Организационный момент

Ребята, добрый день! (Слайд 1)  Лист самооценки и рефлексии.

II.Актуализация опорных знаний

1.Фронтальный опрос (вопросы, слайд 2)

2.Проверка домашнего задания (фронтально + индивидуальные задания)

Слайд 3. Зачитывание творческих работ , 2 чел.

2.Сценка «О чем поспорили части речи»  Слайд 4

III.Определение темы и целей урока (Слайд 5,6,7,8)

IV.Работа над новым материалом

1.Работа с таблицей (Слайд 9), раздаточный материал

2.Работа по учебнику (стр.134, п.51). Задание – один у доски для контроля. Теория – чтение молча

3.Загадки о служебных частях речи (Слайд 10)

4.Работа в парах (Слайд 11). Постройте рассуждение о том, чем отличаются самостоятельные и служебные части речи (по плану)

5.Выступление учеников. Выводы.(Слайд 12)

V.Физкультминутка для зрения (Слайд 13)

VI.Закрепление изученного материала

1.Обращение к теоретическому материалу (Слайд 14). Итак, повторим , чем же отличаются самостоятельные части речи от служебных

2.Устная фронтальная работа (Слайд 15,16,17). Разминка «Цепочкой»

3.Самостоятельная работа со взаимопроверкой (Слайды  18  - 21)

4. Разгадывание шарад (Слайд 22)

5.Самоконтроль знаний. Тестовые задания

Ключ:      1 – а       2 – б       3 – в        4 – в        5 – а        6 – б        7 – а        8 – б

VII.Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 23, 24). Заполните листок самооценивания, вложите его в тетради и сдайте их вместе.

VIII.Домашнее задание

По уровням. Средний и достаточный -  упр. 325; повышенный – составить грамматическую сказку о частях речи.

Части речи

Самостоятельные                     Служебные            Междометия

(Имеют лексическое значение)                                        ( Не имеют лексического значения)

Изменяемые          Неизменяемые         Предлог, союз, частица

Имя существительное      Наречие

Имя прилагательное         Деепричастие

Имя числительное             Категория состояния

Местоимение

Глагол

Причастие

Части речи

Самостоятельные                     Служебные            Междометия

(Имеют лексическое значение)                                        ( Не имеют лексического значения)

Изменяемые          Неизменяемые         Предлог, союз, частица

Имя существительное      Наречие

Имя прилагательное         Деепричастие

Имя числительное             Категория состояния

Местоимение

Глагол

Причастие

Лист самооценки и рефлексии

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

___________________________________________________________________________

5.За урок я поставил(а) бы себе оценку______________________

Лист самооценки и рефлексии

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

___________________________________________________________________________

5.За урок я поставил(а) бы себе оценку______________________

Лист самооценки и рефлексии

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

___________________________________________________________________________

5.За урок я поставил(а) бы себе оценку______________________

Лист самооценки и рефлексии

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

___________________________________________________________________________

5.За урок я поставил(а) бы себе оценку______________________

Тест для самоконтроля знаний.       Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»     

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать 

Тест для самоконтроля знаний        Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»     

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать 

Образуй от выделенных слов наречия, выдели суффиксы.

Образец: Организованное собрание - собрание прошло (как?) организованно.

Испуганная девочка – вскрикнула (как?) _______________________

Искренний поступок – поступил (как?) ________________________

Нечаянный удар – толкнул (как?) _____________________________

Бешеный темп – мчаться (как?) _______________________________

Рассеянный человек – смотрел (как?) __________________________

Взволнованный бурей – слушал (как?) _________________________

Путаный ответ – говорил (как?) ______________________________

Образуй от выделенных слов наречия, выдели суффиксы.

Образец: Организованное собрание - собрание прошло (как?) организованно.

Испуганная девочка – вскрикнула (как?) _______________________

Искренний поступок – поступил (как?) ________________________

Нечаянный удар – толкнул (как?) _____________________________

Бешеный темп – мчаться (как?) _______________________________

Рассеянный человек – смотрел (как?) __________________________

Взволнованный бурей – слушал (как?) _________________________

Путаный ответ – говорил (как?) ______________________________

Подбери к данным словам синонимы с не.

Поверхностно - _________________________

Желательно - _________________________

Враждебно - _________________________

Сомнительно - _________________________

Самостоятельно - _________________________

Лицемерно - _________________________

Просто - _________________________

Ясно - _________________________

Дорого - _________________________

Секретно - _________________________

Сценка «О чем поспорили части речи?»
«Для нашей с вами встречи
Сошлись все части речи
И стали спорить, кто важней,
А, значит, кто из них нужней. 
Сказало Существительное:

«Обозначаю я предмет –
Всему опора – спору нет.
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, луга и города, Заводы, люди и планеты –
Все это разные предметы.
Значит, я всех важней,
Значит, я всех нужней.»
«Ну, нет! Я всех нужнее
И, значит, всех важнее.
Я – слово замечательное,
Сказало Прилагательное,
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю
Без признаков предметов нет –
Об этом знает целый свет.»
«Молчите! – ударив ладонью о стол
Спорить со всеми вдруг начал Глагол.
Разве не знаете, глупые вы,
То, что без действий
Все вещи мертвы?
Так что признайте силу мою,
Всем вам я радость движенья даю.
Значит, я всех нужней.
Значит, я всех важней!»
Вы здесь доказали,

Что все вы важны
И. значит, для речи
Все вместе нужны!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!»

Слайд 2

Актуализация опорных знаний 1. Какую тему мы закончили изучать с вами на прошлом уроке? 2. Что такое КС? 3. С какой частью речи легко спутать КС? 4. Как отличить КС от наречия?

Слайд 3

Ваше домашнее задание было написать сочинение-рассуждение на тему: «Надо ли выделять КС в самостоятельную часть речи или нет?» Для написания сочинения вы использовали план анализа самостоятельных частей речи, давайте вспомним его: I Лексическое значение. II Морфологические признаки (постоянные и непостоянные). III Синтаксическая роль.

Слайд 5

Какие части речи мы изучили в этом учебном году? 1. Причастие 2. Деепричастие 3. Наречие 4. Категория состояния К какой группе относятся все эти части речи? Какие еще самостоятельные части речи вы знаете? Кроме самостоятельных есть … части речи

Слайд 6

Сформулируем тему урока.

Слайд 7

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ПРИЗНАКИ Урок русского языка в 7 класса

Слайд 8

Сформулируем цели урока: Знать… Какие слова относятся к самостоятельным , а какие к служебным частям речи. Уметь… Различать самостоятельные и служебные части речи.

Слайд 10

Какие служебные части речи нам известны? В этом вам помогут стихотворения - загадки. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это? (предлог) Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это? (союз) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это? (частицы)

Слайд 11

Работа в парах: Чем же отличаются служебные части речи от самостоятельных? Для этого вернемся к плану анализа самостоятельной части речи: I Лексическое значение. Вопрос. II Морфологические признаки (постоянные и непостоянные). III Синтаксическая роль.

Слайд 12

Вывод: I Служебные части речи не имеют лексического значения, не отвечают на вопросы. II Служебные части речи не изменяются и не имеют непостоянных морфологических признаков. III Служебные части речи не выполняют в предложении синтаксической роли. Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Слайд 14

Основные признаки служебных частей речи: Все служебные части речи являются неизменяемыми: так как у них отсутствуют какие-либо собственно морфологические характеристики ; так как они нечленимы на морфемы . Служебные части, как правило - не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи. Служебные части речи не являются членами предложения ;

Слайд 15

не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.

Слайд 16

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. (А. Толстой) Служит для связи слов Обозначает действие Не является членом предложения Обозначает признак предмета Обозначает предмет Не отвечает на вопрос

Слайд 17

Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Слайд 18

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он , ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит , что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка , поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк ЗАДАНИЕ 4 : ВЫПИШИТЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА И ОПРЕДЕЛИТЕ КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ :

Слайд 19

Проверка: Зайцы – сущ., про – предлог, а – союз, ходил – глагол, он – местоимение, в – предлог, лесу – сущ., волчьим - прил., проголодался – глагол, и – союз, слышит – глагол, близко – наречие, его – местоимение, серого – прил., волка – сущ.

Слайд 20

Задание 5: Распределить данные слова на 2 группы: самостоятельные части речи (1) и служебные части речи (2) чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, один, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, мы, открытый, с, бы, наш, когда, но, а, за, далеко, кто - то, дерзать, очи, по, себя.

Слайд 21

Проверка: Самостоятельные : сад, прекрасный, он, хорошо, мочь, говорить, один, первый, ребята, играя, мы, открытый, наш, далеко, кто- то, дерзать, очи, себя. Служебные : чтобы, над, и, в, что, от, к, у, на, под, с, бы, когда, но, а, за, по.

Слайд 22

А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады? В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) Какой предлог является нотой? (до) Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)

Слайд 23

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Что мы сегодня изучали на уроке? Какие самостоятельные и служебные части речи вам известны? Как отличить самостоятельные части речи от служебных? а. Служебные части речи не имеют лексического значения; б. Не бывают членами предложения; в. В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи; г. Не изменятся ( т.е не имеют никаких грамматических категорий). Достигли ли мы своей цели?

Слайд 24

Рефлексия: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я Узнал, открыл для себя… Научился, смог…. Могу похвалить себя и своих одноклассников за….

Слайд 25

Домашнее задание: Для всех: выучить таблицу «Части речи»; На «4»: выполнить упражнение №325; На «5»: написать грамматическую сказку «Страна Морфология»

Слайд 26

Спасибо за урок!

Слайд 27

Список информационных источников http://trapswag.ru/vse-dlya-uchashhihsya/russkij-yazyk/pridumat-skazku-o-sluzhebnyx-i-samostoyatelnyx-chastyax-rechi/ http://bilimdiler.kz/oris_tili/6899-sluzhebnye-chasti-rechi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка в 7 классе. Служебные части речи.

Материал представляет собой конспект  и презентацию к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи"...

Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи".

Урок русского языка в 7 классе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Материал включает в себя: конспект урока,...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»

Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бере...