Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
материал по русскому языку

Капустина Вера Ивановна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl._kapustinoy_v.i._na_pedsovete_10.01.2017.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2» г. Лебедянь Липецкой области

Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности

Выступление на педсовете

Капустина В.И., учитель

русского языка и литературы

10 января 2017 года

   СЛАЙД 1.

Урок  является основной формой организации учебного процесса в школе, поэтому проблема, обозначенная в теме выступления, остаётся актуальной всегда. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют и новые требования  к уроку. Существует множество путей и средств повышения эффективности и качества урока, поэтому я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.

   СЛАЙД 2.

    Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно -диалогический урок. Поэтому при подготовке к такому уроку приходится тщательно продумывать свои действия и действия обучающихся на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. 

    Стараюсь четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Безусловно, при этом учитываю уровень подготовки класса. Я веду уроки в параллели 7а и 7г классов. 7а – сильный класс, а 7г – очень слабый. Соответственно, уроки по одной и той же теме проходят по-разному, я использую разные приёмы  и формы работы, и результат, как предполагаемый, так и реальный, бывает, конечно, разный.

    Как сам урок, так и подготовка к нему содержит определённые этапы.

    СЛАЙД 3.

  1. Определение нового. Четко определяю, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т. п.
  2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой. Но для достижения поставленной цели учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию  хорошо продумываю и подвожу к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Делаю это двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что обучающиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога подвожу учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения добиваюсь осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
  3. Планирование действий. Когда проблема урока сформулирована, начинается основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа обучающихся.  Здесь я применяю разные приемы. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
  4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.
  5. Планирование результата.  Продумываю возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили данную проблему?»
  6. Планирование заданий для применения нового знания.  Стараюсь подбирать задания,  которые носят  проблемный характер,  нацеливают  ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагают индивидуальную или групповую работу.  

     Помимо учёта уровня подготовки всего класса, учитываю уровень подготовки отдельных учеников в классе, то есть использую дифференцированный подход.

     СЛАЙД 4.

     Как показывает опыт, в каждом классе выделяется четыре типологические группы обучающихся:

  1. Обучающиеся, знающие «сверх программы».
  2. Обучающиеся с хорошим уровнем знаний и умений.
  3. Обучающиеся с минимальным уровнем знаний и умений.
  4. Обучающиеся, которые не достигли минимального уровня.

     Анализируя уровень подготовки обучающихся классов, в которых я работаю, можно определить, что в 7а и 10 классе большинство обучающихся    относятся ко второй группе, а в 7г – к третьей и четвёртой.

СЛАЙД 5.

В соответствии с этим строю работу на уроке, выбирая способы дифференциации:

- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на работу уменьшается;

- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные;

- задание общее для всего класса, а для слабых учеников даётся вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец и т. д.);

- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

- предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий;

- различные разноуровневые задания для текущего, тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков.

    Повышает эффективность урока, делает процесс обучения более успешным и применение современных педагогических технологий.

СЛАЙД 6.

    Как учитель-словесник использую следующие технологии:

- технологию развивающего обучения;

- технологию речевого развития (работа с текстом);

- технологию проблемного обучения;

- технологию развития критического мышления через чтение и письмо;

- технологию «Творческая мастерская»;

- технологию «Дебаты»;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии  и др.

СЛАЙДЫ 7- 14.

   Особое место на моих уроках занимает комплексная работа с текстом. Поскольку текст является основной единицей общения, то именно он и выступает в качестве высшей единицы обучения. В процессе работы с разными текстами ученики развивают свою речь и углубляют знания о русском языке, о литературе, о культуре. Кроме того, в процессе работы с текстом у детей формируются все виды УУД. Работа с текстом на уроках русского языка охватывает различные аспекты: изучение изобразительно-выразительных средств языка, наблюдения над лексикой, работу по орфографии и пунктуации, работу со словарями, редактирование готового текста, создание собственного текста на основе прочитанного и т. д. Именно комплексная работа с текстом позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ.

   Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Однако задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель  – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

       СЛАЙДЫ 15-25.

             Повышению качества образования способствует проведение нестандартных  уроков, которые воспитывают общую культуру и культуру мнений, помогают обучающимся вырабатывать собственную позицию. Это уроки-семинары, уроки-конкурсы,  уроки-исследования, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии, уроки-инсценировки, урок-защита читательского дневника, интегрированные уроки и т. д. Такие уроки активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления, обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

       СЛАЙД 26.

       Итак,  существует множество путей и средств повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности. Задача учителя – правильно и уместно ими пользоваться для достижения наивысшего результата.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства повышения эффективности урока

В докладе говорится о путях, способствующих повышению эффективности урока....

Пути и средства повышения эффективности и качества урока

Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников....

«Реализация системно – деятельностного подхода в обучении как способ повышения эффективности и качества урока »

Сообщение на педсовет из опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода в обучении....

«Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании»

      Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании....

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...