«Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании»
статья по английскому языку

Авдеева Елена Валерьевна

        Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_tehnologii.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

        «Образовательные технологии как эффективное средство повышения эффективности и качества занятий в школьном иноязычном образовании»

Эффективные образовательные технологии в обучении иностранному языку:

  1. Игровая технология

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка.

Игровая технология является одной из основных видов учебной деятельности младших школьников на уроках ИЯ. Различные  игры, игровые  задания  и  игровые  ситуации, увеличивают  возможности  адаптации  младших  школьников  к  новому  для  них  виду  деятельности -    учебной  деятельности, включают их  в  пространство  взаимодействия  друг  с  другом  и  закладывают  основы  для  формирования  универсальных  коммуникативных   умений, коммуникативной  культуры, а  также  начального  уровня  самооценивания.

Игра  всегда  связана  с  положительным  эмоциональным  компонентом. Урок иностранного  языка   с  игрой -    это  особым  образом    организованное    занятие,  где    продумывается обучающая, воспитательная и  развивающая составляющие урока. Иноязычный  языковой  и  речевой  материал  используется  в  качестве  средства  игры, а  от  игровой  деятельности    в    учебную    деятельность    приходит  элемент  соревнования  и  дидактическая  задача становится  в  глазах  детей  игровой, что   снимает  у  них  страх  допустить  ошибку, воодушевляет  к  достижению  цели,  пробуждает    интерес    к    предмету  «Иностранный    язык»,  даёт  возможность  выбора  самовыражения. Игра  превращается  в  специфическую иноязычную  практику, являясь  и  обучением, и  отдыхом, и  удовольствием. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры . Языковые    игры     широко    и   эффективно  использую  для    закрепления    лексики,  грамматики,  навыков  правописания, фонетических  навыков.  Речевые игры  служат  формированию умений  устной  речи  на  уроках  иностранного  языка. Так же использую  в своей работе и ситуационные игры :  воспроизведение  ситуации, типичной  по  содержанию, часто  встречающейся  в  реальной  жизни (напр. покупка в магазине, поход в театр, в аэропорту и т.д.)

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и других. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у детей, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений. Считаю, что игры активизируют стремление учащихся к общению, создают условия равенства в речевом партнёрстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. Игровые технологии способствуют формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся, закреплению языковых явлений в их памяти, дают возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игра позволяет разнообразить урок. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

2. Технология  метода обучения в  сотрудничестве.

Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем, позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

Недостаток активной устной практики на уроке , стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать групповую работу (обучение в сотрудничестве), так как в процессе обучения учащиеся обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общениями. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового

варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным , необходимо соблюдать основные принципы обучения в сотрудничестве. Основной принцип технологии сотрудничества - берем

ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Члены  группы  сами  распределяют  роли  для  выполнения  задания, а  затем  демонстрируют  результат  своей деятельности Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно

рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

 Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами. Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. В своей практике я чаще всего используем данную технологию в работе над чтением текста. Просто читать и переводить большой текст, отвечать на вопросы к нему для ребят скучно и неинтересно. Не все учащиеся будут работать с довольствием.

  1. Информационно-коммуникативные технологии

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. 

Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

       электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
  • индивидуализировать учебный процесс;

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

  1. Технология метода проектов            

      Проектная  технология   ценна  условиями, способствующими  формированию  умений  школьников работать  самостоятельно, приобретая  и  развивая  познавательные, коммуникативные  и  регулятивные  умения, получать возможность  выразить  свои  собственные  идеи  или  создать продукт  в  той    творческой  форме, которая  отвечает  их  интересам  или  представлениям  о  нём.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

   В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей:  расширить словарный запас  детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.. При  обучении  иностранному  языку    проектная  технология  позволяет  интегрировать  знания  и  умения  школьников  из  разных  предметных  областей, применив  их  на  практике.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Презентация как средство повышения мотивации к изучению английского языка

В настоящее время идет активный процесс  информатизации  в области образования, поэтому только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размыш...

«Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в школе».

laquo;Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в  школе»....

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах  к обучению ребенка,  правильно оценить  степень его готовности воспринимать знани...

Механизмы, средства и результаты реализации языковой политики в школьном иноязычном образовании в странах Европейского союза

В статье даётся обзор действующих и действенных механизмов и средств для реализации языковой политики индивидуального многоязычия в общей Европе. Механизмами являются регулярно издаваемые рекомендации...

Аналитическая сессия "Интерактивная образовательная платформа «Uchi.ru» – средство повышения эффективности взаимодействия с обучающимися и родителями".

Аналитическая сессия "Интерактивная образовательная платформа «Uchi.ru» – средство повышения эффективности взаимодействия  с обучающимися и родителями"....