Урок русского языка в 5 классе на тему: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ибраева Айсылу Минзакиевна

 

Тема урока: «Имя существительное. Повторение»

Цели урока:                     

 1. Деятельностная: а) повторение орфографических правил,

                                            б) формирование  общего     значения, морфологических признаков    

                                            и   синтаксической роли имени существительного.

  2.  Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения новых

                                            понятий: «общее значение», «морфологические  

                                            признаки», «синтаксическая роль»,   «кластер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx65.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя существительное. Повторение»

Цели урока:                      

 1. Деятельностная: а) повторение орфографических правил,

                                            б) формирование  общего     значения, морфологических признаков    

                                            и   синтаксической роли имени существительного.

  2.  Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения новых

                                            понятий: «общее значение», «морфологические  

                                            признаки», «синтаксическая роль»,   «кластер»

                                          Планируемые результаты:

 Образовательные: 

1) Повторение орфографических правил.

2) Повторение  общего значения, морфологических признаков и синтаксической роли  имени существительного.

Предметные умения:

1)Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний  имен существительных, синтаксическую роль     в     предложении,     выразительную роль имен существительных в речи.

2) Уметь распознавать    существительные    на основе общего значения, морфологических   признаков,   синтаксической     роли.

3)Уметь выразительно читать текст, выделять существительные в нем.

 Личностные УУД: 

1)Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

2) Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД: 

1)Пользоваться умением находить имена существительные по морфологическим признакам.

2)Закрепить умения составлять кластер.

Коммуникативные УУД: 

1)Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2)Уметь работать в парах, в группах,  договариваться о совместной деятельности;

3)Владеть устной и письменной речью.

Познавательные УУД:

1)Уметь классифицировать предметы на основе существенных признаков.

2)Понимать информацию, представленную в виде кластера.

3)Сравнивать предметы, находить общее и различие.

Тип урока:  Урок рефлексии.

Средства обучения: учебник, презентация по теме, рабочие листы, кластер.

Формы работы с обучающимися:  фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I этап

Мотивация

Самоопределение к коррекционной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учитель:

 - Здравствуй уважаемые гости, здравствуйте ребята.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.

- Все готовы! Начинаем!

Познавательные УУД

Анализировать, делать выводы

2. Постановка темы и целей урока

- Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что?

- К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что?

- Мы с вами отправимся в страну имен существительных. Имя существительное - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. По наблюдению ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов».

- Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

- А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

 Откройте тетради, запишите число.   Давайте пофантазируем, но сначала вспомним, какую приключенческую повесть  американского писателя Самюэля Клеменса или Марка Твена вы читали к уроку внеклассного чтения?

 Учитель: Представьте себе, что Том Сойер начал изучать русский язык, и мы должны ему помочь в этом.  Лучше, конечно, ему начать с изучения имени существительного, потому что в русской речи на 100 слов приходится 40 имен существительных. А вы что думаете по этому поводу?

                        (слайд)

 В ходе урока мы должны  заполнить кластер в виде трехэтажного дома.

Ответ: Замечательное произведение, повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна».

Ответ: Да, я об этом знаю. Если взять любой текст, то всегда в нем  имен существительных, по-моему, больше, чем других частей речи.

3 этап

Актуализация  знаний

Учитель: А вот почему именно  в виде трехэтажного дома, давайте попробуем ответить. С этой целью откройте «Грамматические копилки» (так мы называем справочники, в которых ребята  с 5 по 9 классы в виде  опорных схем пишут все изученные правила) и найдите план  морфологического разбора имени существительного.

- Что общего в кластере и в плане морфологического  разбора имени существительного?  (если дети затрудняются ответить, можно предложить разобрать имя существительное)

Ответ: Три этажа дома соответствуют трем пунктам плана морфологического разбора имени существительного: 1- это общее значение, 2 – морфологические признаки, 3 – это синтаксическая роль в предложении. 

Познавательные УУД

Анализировать,  делать выводы.

3 этап 

Локализация затруднений

Учитель: Эпиграфом  к нашему року послужат слова  Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

- Как вы эти слова понимаете?

 Вспомним, что  же такое имя существительное?

Учитель: Посмотрите, ребята, внимательно  на кластер.

- Как вы думаете, какая часть в доме является главной?

- Какой раздел русского языка является фундаментом для имени существительного?

Вписываем в кластер слово «Орфография».

Повторяем изученные орфографические правила и пишем словарно-цифровой диктант.

  1. д...лина
  2. к...ртина
  3. прик...сновение
  4. изл..жение
  5. к...сательная
  6. р...стение
  7. р...сток
  8. заг...р
  9. зар...сли
  10. отр...сль        

Учитель: Проверяем. Посмотрите на  ключ.  Поменяйтесь тетрадями и проверьте.  

Записывают предложение.

 Ответ: Хлеб - главный продукт, имя существительное, по-моему,  одна из главных частей  речи.

Обучающиеся дают определение имени существительного.

Называют признаки существительного

Ответ: Главной частью при строительстве дома является фундамент.

 Ответ: Я думаю, что одним из главных разделов в русском языке является орфография, которая служит фундаментом для имени существительного.

Обучающиеся проверяют, обменявшись тетрадями

4 этап

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Учитель: Итак, мы начинаем «заселять» 1 этаж дома. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным.

                         (слайд)

Учитель: Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

- Какие же названия предметам дает имя существительное?

  1. Живые существа: ученица...
  2. Явления природы: гроза...
  3. Явления общественной жизни: собрание...
  4. Признак как предмет: синева...
  5. Действие как предмет: бег...

Физминутка: Погляди на солнце, (ученики поднимают голову вверх)

В стороны всмотрись (поворачивают голову сначала влево, затем вправо) 

И Земле родимой низко поклонись.  (ученики делают поклон, рукой доставая пол)

Ты присядь на травку, (приседают)

Грудью всей вдохни, (глубокий вдох)

От трудов своих немножко отдохни

(садятся, закрывают глаза и считают до пяти)

Обучающиеся  работают в парах. Каждая пара выполняет свое задание, продолжая ряд тремя словами.

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

Уметь работать  в парах, договариваться о совместной деятельности.

Личностные УУД

Развивать эмоциональную сферу личности.

5 этап 

Обобщение затруднений во внешней речи

Ребята, давайте выразительно прочтем стихотворение

 Р.Фархади «Земные слова»

Ученик читает стихотворение:

На всех языках есть такие слова: мать, родина, счастье,

река, синева. Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые, земные... И суть их проста:

хлеб, утро, работа, мечта, красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

война, разоренье, жестокость, вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

мир, дружба и радость  высокой волной  

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.  

Обучающиеся работают по тексту, который отпечатан на рабочем листе и предложен каждому ученику

Обучающиеся работают по вариантам и выбирают существительные женского, среднего и мужского рода.

Ответ: Мы должны вписать в кластер род имени существительного

Познавательные УУД

Использовать орфографические  правила

6 этап

Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону

Учитель: Выполним задания и впишем в кластер ответы. Работаем по вариантам.  Первый  ряд делится на варианты. Учащиеся 1 варианта выписывают имена существительные женского рода, 2 варианта – имена существительные мужского рода, а учащиеся   второго ряда выписывают имена существительные  среднего рода.

Учитель: Какой грамматический признак мы должны вписать в кластер?

  Учитель: А сейчас, ребята, вы должны выписать имена существительные единственного и  множественного числа. Первый ряд – единственного числа, второй ряд – множественного числа.

Учитель: Какой  грамматический признак имени существительного мы впишем в кластер?

Учитель: Чем отличаются слова «мир и дружба» от слов «люди и дети»?

Итак, 2 ряд выписывает одушевленные имена существительные,

1 ряд – неодушевленные имена существительные.

Учитель: Какой еще грамматический признак можно определить у имени существительного?    

Давайте вспомним  все, что вы знаете о склонениях.

Учитель: Найти  и выписать в тетрадь имена существительные 1, 2 и 3 склонений.                  

 Учитель: Следующий этап работы заключается в том, что вы должны распределить слова на две группы: 1 ряд выписывает  собственные имена существительные, а 2 ряд – нарицательные.  

Учитель: Давайте запишем слова: планеты, о словарях, волной, дружба.

 -Как вы думаете, какой морфологический признак отличает эти слова друг от друга.

Давайте, ребята, впишем в кластер еще один грамматический признак – падеж.

   Учитель:  Итак,  посмотрите, мы «заселили» второй этаж дома-кластера.

Учитель: А теперь нам предстоит выяснить, что мы должны вписать в окошки на третьем этаже.

                                                           

Учитель: Посмотрите на слайд.  Что мы видим? Как вы думаете, какая работа нам предстоит?

 

Учитель: Верно, вам, ребята, сейчас предстоит поработать  над этим пейзажем. (делит класс на группы). 1 группа придумывает предложение с именем существительным-подлежащим, 2 группа с именем существительным- сказуемым, 3 группа с именем существительным-дополнением, 4 группа – определением, 5 группа - обстоятельством.

                 (Если у обучающихся  возникнет проблема при составлении  предложения с именем существительным в роли определения, то следует помочь и объяснить о приложении.  Это будет элемент опережающего обучения).

Учитель:  Итак, мы видим, что имя существительное может быть выражено любым членом предложения, давайте всю эту информацию внесем в кластер.

Учитель: Теперь, ребята, посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас получилось так.

-Как вы думаете, может ли составленный нами кластер помочь Тому Сойеру  при изучении имени существительного?

Проверка по «ключу» на слайде.

Ответ: Я вписал в кластер  грамматический признак - число.

Обучающиеся выписывают из текста одушевленные и неодушевленные именами существительные и проверяют по слайду

Ответ: Мне кажется, что мы не  говорили о склонениях.

Обучающиеся вспоминают все, что знают о склонениях.

Обучающиеся из текста выбирают имена существительные (обучающиеся делятся на 3 группы по указанию учителя, выписывают в тетрадь, отвечают, а затем вписывают в кластер  склонение);

Обучающиеся выбирают и выписывают собственные и нарицательные имена существительные;

 

Ответ: Мне кажется, что слова отличаются падежом.

В ходе работы повторяются все правила об имени существительном.

(в кластер записываются  все морфологические признаки)

Ответ: Я думаю, что нам не хватает в кластере синтаксической роли   имени существительного.

Ответ:  Перед ними пейзаж. Я думаю, что нужно написать несколько предложений по картине.

Затем пишут мини-сочинение, каждая группа  выполняет свое задание.

Ответы обучающихся:

1)На картине изображено прекрасно озеро.  (Подлежащее)

2)«Озера – глаза Земли» - писал И.А. Бунин. (Сказуемое)

3)По берегам озеро заросло пышной растительностью. (Обстоятельство)

4)На небе нет облаков, оно чистое, лазурное. (Дополнение)

5) Мы часто отдыхаем на берегу Байкал-озера. (Определение).

(Учащиеся вписывают в  кластер, а на слайде появляется изображение получившегося в ходе урока  кластера).

Обучающиеся вписывают в окошки: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

(Обучающиеся проверяют).

Ответы:

 - Я считаю, что поможет.

  - Я думаю, поможет, потому что  при заполнении  кластера повторяется все, что мы изучили об имени существительном.

  - Я думаю, поможет, потому что при заполнении  кластера повторяются и общее значение имени существительного,  и морфологические признаки, и синтаксическая роль в предложении. 

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Личностные УУД

Развивать эмоциональную сферу личности.

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Строить грамотно предложение.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

Личностные УУД

1.Осознавать ценность русского языка и богатство его возможностей для выражения разных оттенков мысли.

2. Развивать эмоциональную сферу личности.

7 этап

Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Теперь нам предстоит, ребята, работа по кластеру, который для вас послужит алгоритмом разбора, эталоном.

Работа  проводится в  группах. Каждой группе дается предложение, одно слово в нем подчеркнуто, обучающиеся должны  произвести морфологический разбор. После завершения работы  обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.

1 группа – Береги честь смолоду.

2 группа – Россия – Родина моя.

3 группа – Вечная память героям, погибшим в годы войны.

4 группа – Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.

Познавательные УУД

1.Ориентироваться в системе знаний.

Регулятивные УУД

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

8 этап

Домашнее задание и рефлексия

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.  

Тема 36,  повторить все правила об имени существительном.

1 группе – «кто  понял, но сомневается»

Определить все признаки у существительных  в  упражнении 469;

2 группе – «кто понял и не может объяснить другим»

Подготовиться к устному выступлению об имени существительном и письменно разобрать два существительных из упражнения 468.

3 группе – «кто понял и может объяснить другим».

 Работа со сказкой «Царевна-лягушка» -классифицировать имена существительные по морфологическим признакам.

4 группе – «умники и умницы»

Приготовить презентацию с заданиями об имени существительном.

Давайте подведем итоги нашего урока.  Итак,

- Что мы знаем об имени существительном?

Учитель:  Оцените свои ответы.

- Всегда ли они были полные?

- Какие  ошибки были в ответах одноклассников?

- Что необычного было в уроке?

Спасибо вам, ребята, за активную работу на уроке.  

Я думаю, что мы не напрасно сегодня потрудились.  Мне хочется, чтобы  знания, полученные на уроках по теме «Имя существительное»,  остались навсегда в вашей памяти.

Ответы:

- Необычное то, что мы заполняли кластер;

- Мы работали хорошо;

- Ошибки были, но мы их все вместе исправляли;

- Мне понравилось работать в парах;

Я желаю вам добра

От добра складываются добрые улыбки

Я желаю вам добрых улыбок

От добрых улыбок складываются добрые слова

Я желаю вам добрых слов

От добрых слов складываются добрые поступки

Я желаю вам добрых поступков

От добрых поступков складывается добрый характер

Я желаю вам доброго характера

Из-за доброго характера складывается добрая судьба

Я желаю вам доброй судьбы

Всего доброго!

Учитель:

 - Здравствуй уважаемые гости, здравствуйте ребята.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.

- Все готовы! Начинаем!

- Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что?

- К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что?

- Мы с вами отправимся в страну имен существительных. Имя существительное - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. По наблюдению ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов».

- Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

- А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

 Откройте тетради, запишите число.   Давайте пофантазируем, но сначала вспомним, какую приключенческую повесть  американского писателя Самюэля Клеменса или Марка Твена вы читали к уроку внеклассного чтения?

 Учитель: Представьте себе, что Том Сойер начал изучать русский язык, и мы должны ему помочь в этом.  Лучше, конечно, ему начать с изучения имени существительного, потому что в русской речи на 100 слов приходится 40 имен существительных. А вы что думаете по этому поводу?

                        (слайд)

В ходе урока мы должны  заполнить кластер в виде трехэтажного дома.

Учитель: А вот почему именно  в виде трехэтажного дома, давайте попробуем ответить. С этой целью мы обратим внимание на план морфологического разбора имени существительного.

- Что общего в кластере и в плане морфологического  разбора имени существительного?  (если дети затрудняются ответить, можно предложить разобрать имя существительное)

Учитель: Эпиграфом  к нашему року послужат слова  Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

- Как вы эти слова понимаете?

 Вспомним, что  же такое имя существительное?

Учитель: Посмотрите, ребята, внимательно  на кластер.

- Как вы думаете, какая часть в доме является главной?

- Какой раздел русского языка является фундаментом для имени существительного?

Вписываем в кластер слово «Орфография».

Повторяем изученные орфографические правила и пишем словарно-цифровой диктант.

д...лина

к...ртина

прик...сновение

изл..жение

к...сательная

р...стение

р...сток

заг...р

зар...сли

отр...сль        

Учитель: Проверяем. Посмотрите на  ключ.  Поменяйтесь тетрадями и проверьте.  Если нет ошибок, в тетрадь ставим «5».

 Учитель: Итак, мы начинаем «заселять» 1 этаж дома. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным.

                         (слайд)

Учитель: Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

- Какие же названия предметам дает имя существительное?

Живые существа: ученица...

Явления природы: гроза...

Явления общественной жизни: собрание...

Признак как предмет: синева...

Действие как предмет: бег...

Физминутка:

 Погляди на солнце, (ученики поднимают голову вверх)

В стороны всмотрись (поворачивают голову сначала влево, затем вправо) 

И Земле родимой низко поклонись.  (ученики делают поклон, рукой доставая пол)

Ты присядь на травку, (приседают)

Грудью всей вдохни, (глубокий вдох)

От трудов своих немножко отдохни

(садятся, закрывают глаза и считают до пяти)

Учитель.Ребята, давайте выразительно прочтем стихотворение

 Р.Фархади «Земные слова»

Ученик читает стихотворение:

На всех языках есть такие слова: мать, родина, счастье,

река, синева. Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые, земные... И суть их проста:

хлеб, утро, работа, мечта, красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

война, разоренье, жестокость, вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

мир, дружба и радость  высокой волной  

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.  

Учитель: 

Ребята, как вы понимаете значение слов: мир, дружба и радость  высокой волной  

Мы – люди. Мы – дети планеты одной?  

Учитель: 

Ребята, как вы понимаете значение слов: война, разоренье, жестокость, вражда?

 Учитель,Хлеб, утро, работа, мечта, красота - чем отличаются  эти слова? (Это имена  существительные муж., жен. И ср. рода.)

 Выполним задания и впишем в кластер ответы. Работаем по вариантам.  Первый  ряд делится на варианты. Учащиеся 1 варианта выписывают имена существительные женского рода, 2 варианта – имена существительные мужского рода, а учащиеся   второго ряда выписывают имена существительные  среднего рода.

Учитель: Какой грамматический признак мы должны вписать в кластер?

  Учитель:  Чем отличаются слова мир, дружба, радость от слов дети, люди?

( Единственное и множественное число)

Выпишите, пожалуйста, имена существительные единственного и  множественного числа. Первый ряд – единственного числа, второй ряд – множественного числа.

Учитель: Какой  грамматический признак имени существительного мы впишем в кластер?

Учитель: Чем отличаются слова «мир и дружба» от слов «люди и дети»?

Итак, 2 ряд выписывает одушевленные имена существительные,

1 ряд – неодушевленные имена существительные.

Учитель: Какой еще грамматический признак можно определить у имени существительного?    

Давайте вспомним  все, что вы знаете о склонениях.

Учитель: Найти  и выписать в тетрадь имена существительные 1, 2 и 3 склонений.                  

Учитель: Давайте запишем слова: планеты, о словарях, волной, дружба.

 -Как вы думаете, какой морфологический признак отличает эти слова друг от друга.

Давайте, ребята, впишем в кластер еще один грамматический признак – падеж.

   Учитель:  Итак,  посмотрите, мы «заселили» второй этаж дома-кластера.

Учитель: А теперь нам предстоит выяснить, что мы должны вписать в окошки на третьем этаже.

Учитель: Посмотрите на слайд.  Давайте прочитаем данные предложения.

 Россия – моя Родина.

  • Моя родная страна – Россия.
  • За границей я часто думаю о России.
  • С самого рождения я живу в России

Почему  некоторые слова записаны с заглавной буквы? (Собст. И нариц.)

Учитель: Следующий этап работы заключается в том, что вы должны распределить слова на две группы: 1 ряд выписывает  собственные имена существительные, а 2 ряд – нарицательные.  

Учитель.  Ребята, давайте прочитаем предложения и сделаем синтаксический разбор предложений.

Учитель:  Итак, мы видим, что имя существительное может быть выражено любым членом предложения, давайте всю эту информацию внесем в кластер.

Учитель: Теперь, ребята, посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас получилось так.

-Как вы думаете, может ли составленный нами кластер помочь Тому Сойеру  при изучении имени существительного?

Учитель: Теперь нам предстоит, ребята, работа по кластеру, который для вас послужит алгоритмом разбора, эталоном.

Чтобы  закрепить  ваши знания, даю домашнее задание.  

Тема 36,  повторить все правила об имени существительном.

1 группе – «кто  понял, но сомневается»

Определить все признаки у существительных  в  упражнении 469;

2 группе – «кто понял и не может объяснить другим»

Подготовиться к устному выступлению об имени существительном и письменно разобрать два существительных из упражнения 468.

3 группе – «кто понял и может объяснить другим».

 Работа со сказкой «Царевна-лягушка» -классифицировать имена существительные по морфологическим признакам.

4 группе – «умники и умницы»

Приготовить презентацию с заданиями об имени существительном.

Давайте подведем итоги нашего урока.  Итак,

- Что мы знаем об имени существительном?

Учитель:  Оцените свои ответы.

- Всегда ли они были полные?

- Какие  ошибки были в ответах одноклассников?

- Что необычного было в уроке?

Спасибо вам, ребята, за активную работу на уроке.  

Я думаю, что мы не напрасно сегодня потрудились.  Мне хочется, чтобы  знания, полученные на уроках по теме «Имя существительное»,  остались навсегда в вашей памяти.

Я желаю вам добра

От добра складываются добрые улыбки

Я желаю вам добрых улыбок

От добрых улыбок складываются добрые слова

Я желаю вам добрых слов

От добрых слов складываются добрые поступки

Я желаю вам добрых поступков

От добрых поступков складывается добрый характер

Я желаю вам доброго характера

Из-за доброго характера складывается добрая судьба

Я желаю вам доброй судьбы

Всего доброго!

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Морфологические признаки. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа), постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет); склонение; Непостоянные признаки: число; падеж;

3. Синтаксическая роль  Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

        

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Морфологические признаки. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа), постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет); склонение; Непостоянные признаки: число; падеж;

3. Синтаксическая роль  Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Р.Фархади «Земные слова»

На всех языках есть такие слова: мать, родина, счастье,

река, синева. Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые, земные... И суть их проста:

хлеб, утро, работа, мечта, красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

война, разоренье, жестокость, вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

мир, дружба и радость  высокой волной  

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.  

Р.Фархади «Земные слова»

На всех языках есть такие слова: мать, родина, счастье,

река, синева. Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые, земные... И суть их проста:

хлеб, утро, работа, мечта, красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

война, разоренье, жестокость, вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

мир, дружба и радость  высокой волной  

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"

Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...