Урок-игра для учащихся 7- 8-х классов "В мире слов"
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8 класс)

Форманенко  Тамара Ивановна

Предложенный материал, содержащий интересные и познавательные задания,  может быть использован как в урочной деятельности учителя, так и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok-igra_v_mire_slov.zip1.89 МБ

Предварительный просмотр:

               

Форманенко Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ г.Пионерского

                                                                                                                             

Урок-игра для учащихся 7- 8-х классов "В мире слов"

Цели:

  1. Проверить знания и умения учащихся 8 классов по общим вопросам русского языка.
  2. Расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся.
  3. Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Эпиграф урока (написан на доске)       

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

А. Яшин

Ход игры

Поэтическое вступление. Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:               

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Ведущий.  Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей  викторины. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык . Многие писатели, учёные говорили о богатстве и красоте русского языка.. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им. 

Сегодня будут показывать свои знания и соревноваться 2 команды, учащиеся 7-8 классов  ( ученики придумывают названия команд)

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

4. За каждый правильный ответ – 1 балл)

5.  Напутствие на плакате

Представление команд

- название

- капитан команды

Вопрос для начала

Подумай:  глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой? ( Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)

Итак, викторина начинается!

1 конкурс.  Разминка «Вопрос-ответ»   (по 7 вопросов каждой команде, за каждый правильный ответ – 1б)

  1. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?      (местоимения)
  2. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)
  3. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)
  4. Какими признаками обладают глаголы и причастия с постфиксом –ся? (возвратностью)
  5. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
  6. Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)
  7. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)

_ - - - - - - - - - - - -

  1. Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
  2. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)
  3. К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)
  4. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)
  5. Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «кое», «нибудь»? (через дефис)
  6. Как изменяются наречия? (не изменяются)
  7. Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

2 конкурс.  «Лавка древностей»

В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, вышли из нашего повседневного употребления, но продолжают жить в художественных произведениях. Что это за слова? (устаревшие: историзмы, архаизмы). С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.

Объясни значения устаревших слов.

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь

Лихо (сущ.)

горе

уста

губы

чело

лоб

душегрейка

шуба

   

3 конкурс.  «Званые гости» Замени заимствованным словом

В разные эпохи в русский язык проникали слова из других языков. Русский язык сохранил свою полную самостоятельность и лишь обогатился за счет заимствованных слов. В 19 веке между филологами  разгорелся спор о необходимости заимствований. Писатель Шишков и известный лингвист В. Даль предлагали заменить заимствованные слова «своими». Всегда ли это было уместно? Выполнив задание следующего конкурса, вы, наверное, улыбнетесь и убедитесь, что зачастую заимствования – званые гости в нашем языке.

  1. Глазоём

Горизонт

  1. Ловкосилие

Гимнастика

  1. Подобень

Портрет

  1. Сине-алый

Фиолетовый

  1. Дальнеразговорня

Телефон

  1. Путевик

маршрут

  1. Мокроступы

калоши

  1. Мирооколица

атмосфера

  1. Себятник

эгоист

  1. Самоподымальщик

лифт.

  1. Топталище

тротуар

Фразеологическая пауза

Просмотр видеофильма «Кошачьи фразеологизмы»

4 конкурс.  «Фразеологическое лото»

 Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной. Допишите фразеологизмы, в состав которых входят названия животных.

Вернемся к нашим баранам - призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончилось и он возвращается к сути.

Волк в овечьей шкуре - так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных.

Собаку съесть - о том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо.

Козёл отпущения - лицо, которому достается за чужие грехи.

Держать в ежовых рукавицах - держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.

Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществлённого дела, предприятия.

Тёмная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.

Собака на сене - про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому.

Медвежья услуга - неуклюжая, неловкая, неумелая услуга, вредящая кому-либо, приносящая вместо помощи неприятность.

Мартышкин труд - бесполезный, напрасный труд.

5 конкурс.  «Посчитай фразеологизмы!»

Жемчужинами русской речи называют по праву фразеологические обороты. Они позволяют кратко ярко и образно выражать мысли, украшают наш родной язык. Сосчитайте фразеологизмы в данном тексте. Время – 1минута.

  Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки! (12)

6 конкурс.  «Говори правильно!»

Красивая речь – это речь человека, знающего орфоэпию, т.е. науку о правильном произношении слов. Проверим ваши знания по орфоэпии.

Поставь ударение в данных словах: диспансер, апостроф, добела, тотчас, донизу, газопровод, торты, приняла, загнутый, банты.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. .Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.    

Поэтическое заключение (стихи читает подготовленный ученик)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не  раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                            Марк Лисянский

О, русской речи ширь и краткость,

Мне близок строй ее и мил,-

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

В ней нежность песни,

Мощь оружья,

Размах – и точность без затей…

Друзья мои, учите русский,

Учите русскому детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 классов

« МАСТЕРИЦЫ»                        (Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 ...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Урок-игра "Герои народных и литературных сказок разных стран мира"

Урок в 5 классе посвящен теме сказок мира. Данный материал с успехом был продемонстирован на открытом уроке в школе....

УРОК-ИГРА "НАРЕЧИЕ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ "НАРЕЧИЕ" СПОСОБСТВУЕТ ГЛУБОКОМУ ПОНИМАНИЮ ТЕМЫ И ПРИМЕНЕНИЮ МАТЕРИАЛА В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ....