Урок-игра для учащихся 7- 8-х классов "В мире слов"
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8 класс)
Предложенный материал, содержащий интересные и познавательные задания, может быть использован как в урочной деятельности учителя, так и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_v_mire_slov.zip | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Форманенко Тамара Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ г.Пионерского
Урок-игра для учащихся 7- 8-х классов "В мире слов"
Цели:
- Проверить знания и умения учащихся 8 классов по общим вопросам русского языка.
- Расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся.
- Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации.
- Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.
Эпиграф урока (написан на доске)
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
А. Яшин
Ход игры
Поэтическое вступление. Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык . Многие писатели, учёные говорили о богатстве и красоте русского языка.. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Сегодня будут показывать свои знания и соревноваться 2 команды, учащиеся 7-8 классов ( ученики придумывают названия команд)
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
4. За каждый правильный ответ – 1 балл)
5. Напутствие на плакате
Представление команд
- название
- капитан команды
Вопрос для начала
Подумай: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой? ( Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)
Итак, викторина начинается!
1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (по 7 вопросов каждой команде, за каждый правильный ответ – 1б)
- Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
- Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)
- Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)
- Какими признаками обладают глаголы и причастия с постфиксом –ся? (возвратностью)
- Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
- Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)
- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
_ - - - - - - - - - - - -
- Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
- Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)
- К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)
- Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)
- Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «кое», «нибудь»? (через дефис)
- Как изменяются наречия? (не изменяются)
- Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)
2 конкурс. «Лавка древностей»
В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, вышли из нашего повседневного употребления, но продолжают жить в художественных произведениях. Что это за слова? (устаревшие: историзмы, архаизмы). С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.
Объясни значения устаревших слов.
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо (сущ.) | горе |
уста | губы |
чело | лоб |
душегрейка | шуба |
3 конкурс. «Званые гости» Замени заимствованным словом
В разные эпохи в русский язык проникали слова из других языков. Русский язык сохранил свою полную самостоятельность и лишь обогатился за счет заимствованных слов. В 19 веке между филологами разгорелся спор о необходимости заимствований. Писатель Шишков и известный лингвист В. Даль предлагали заменить заимствованные слова «своими». Всегда ли это было уместно? Выполнив задание следующего конкурса, вы, наверное, улыбнетесь и убедитесь, что зачастую заимствования – званые гости в нашем языке.
| Горизонт |
| Гимнастика |
| Портрет |
| Фиолетовый |
| Телефон |
| маршрут |
| калоши |
| атмосфера |
| эгоист |
| лифт. |
| тротуар |
Фразеологическая пауза
Просмотр видеофильма «Кошачьи фразеологизмы»
4 конкурс. «Фразеологическое лото»
Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной. Допишите фразеологизмы, в состав которых входят названия животных.
Вернемся к нашим баранам - призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончилось и он возвращается к сути.
Волк в овечьей шкуре - так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных.
Собаку съесть - о том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо.
Козёл отпущения - лицо, которому достается за чужие грехи.
Держать в ежовых рукавицах - держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.
Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществлённого дела, предприятия.
Тёмная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.
Собака на сене - про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому.
Медвежья услуга - неуклюжая, неловкая, неумелая услуга, вредящая кому-либо, приносящая вместо помощи неприятность.
Мартышкин труд - бесполезный, напрасный труд.
5 конкурс. «Посчитай фразеологизмы!»
Жемчужинами русской речи называют по праву фразеологические обороты. Они позволяют кратко ярко и образно выражать мысли, украшают наш родной язык. Сосчитайте фразеологизмы в данном тексте. Время – 1минута.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки! (12)
6 конкурс. «Говори правильно!»
Красивая речь – это речь человека, знающего орфоэпию, т.е. науку о правильном произношении слов. Проверим ваши знания по орфоэпии.
Поставь ударение в данных словах: диспансер, апостроф, добела, тотчас, донизу, газопровод, торты, приняла, загнутый, банты.
Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. .Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Поэтическое заключение (стихи читает подготовленный ученик)
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй ее и мил,-
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 классов
« МАСТЕРИЦЫ» (Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 ...
Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"
Урок разработан на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают на осровах " Понятий", окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....
Урок-игра "Герои народных и литературных сказок разных стран мира"
Урок в 5 классе посвящен теме сказок мира. Данный материал с успехом был продемонстирован на открытом уроке в школе....
УРОК-ИГРА "НАРЕЧИЕ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ "НАРЕЧИЕ" СПОСОБСТВУЕТ ГЛУБОКОМУ ПОНИМАНИЮ ТЕМЫ И ПРИМЕНЕНИЮ МАТЕРИАЛА В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ....