«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Тартаковская Раиса Григорьевна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Методическая   разработка   урока

          Учителя  русского языка и литературы  Тартаковской  Р.Г.

          АОУ школа  №9,  г. Долгопрудный,  2012 г.

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

       Цели урока :  1. обучение приемам сжатия текста;

                                      2. формирование умения логически  излагать свои мысли;

                                      3. выделять микротемы;

                                      4. анализировать и делать выводы при работе с текстом.

         

          Оборудование урока : 1. памятки;

                                                       2. интерактивная доска;

                                                       3. карточки-задания;

                                                       4. текст.

           Тип  урока :  развитие речи.

 

           Ход  урока :  

I.   Организационный момент

         

          II.  Объявление цели  урока

III. Фронтальный  опрос

- Как вы понимаете слово «сжатый» ?

- Почему на экзамене отдано предпочтение сжатому изложению?

          - Какие основные приемы сжатия информации вы знаете?

          - В каких случаях применяется каждый из этих приемов?                

Приемы  сжатия  текста

          I. Обобщение: 

          - замена однородных членов обобщающим наименованием;

            - замена прямой речи косвенной;

            - упрощение, слияния нескольких предложений в одно;

            - замена сложноподчиненного предложения простым;

            - сокращение частей сложного предложения

            II. Исключение:

             - исключение второстепенной информации;

             - повторов;

             - уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

             - исключение фрагментов предложения, не имеющих  важного  значения;

             - однородных членов предложения при обощающих словах;

             - исключение одного или нескольких предложений.

       

        Что важно при работе с текстом?

        - определение темы (о чем текст);

         - понимание того, что хотел сказать автор (основная мысль текста);

         - разделение информации на главную и второстепенную

          После опроса  учащиеся получают карточки- задания с фрагментами текста К. Паустовского

  1. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но и общение с лесами,  водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым  цветком.

         

           Задания для работы с текстом:

         - указать ключевые слова;

           - назвать приемы сжатия текста,  применявшиеся в работе;

         - перечислить фрагменты текста, которые  можно сократить с помощью обобщения,   какие - с помощью исключения.

           Сжатый текст:     

   Для полного овладения русским языком, для его  сохранения нужно общение с

         людьми и природой.

      Для сжатия  текста применен прием обобщения: упрощено сложное предложение и заменены однородные члены обобщающим  словосочетанием (общение с природой).

  1.    Должно быть,  у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето,  обильное грозами и радугами.

         Задание:

           - примените прием исключения и запишите полученный текст

             Сжатый текст:     

   

             У каждого человека случается счастливое время открытий. У меня это про-    

          изошло летом в лесистой и луговой  стороне  Средней России.

          - определите, как связаны первое и второе предложения полученного текста ( связь осуществляется с помощью указательного местоимения это и заменой словосочетания  счастливое время  наречием  летом).

                 

  1.   В это лето я узнал на ощупь,  на вкус, на запах много слов, бывших до той поры  хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

   

         Задание

         

            - обобщите второе и третье предложения. Какой вид сложного предложения вы

              получили?  (СПП с придаточным изъяснительным);

            - исключите фрагмент предложения, имеющего второстепенное значение

            Сжатый текст: 

                   В это лето я узнал, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

           На доску выведен текст:

  1. По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг.
  2. Какие книги собирал Пушкин?
  3. Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой.
  4. В-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики различных языков.
  5. Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански.
  6. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах.
  7. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

                     

                        Задание к тексту:

                 

  1. Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема  обоб-

щения.          

  1. Сократить второй абзац с помощью приема исключения.
  2. Передать содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.
  3. Назвать микротемы.
  4. Пересказать текст, использовав приемы сжатия, записать в тетрадь.

В предложенном  для задания  тексте две микротемы:

  1. У Пушкина была большая библиотека. Он собирал разные книги.
  2. В библиотеке были собраны произведения всех выдающихся авторов.

           В результате выполненного  задания получен сжатый текст:

  1. В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг.
  2. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой.
  3. Пушкин владел многими языками.
  4. Поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных

стран и эпох.

         Вопросы  классу:

  1. Как связаны первое и второе предложения?

- лексическим повтором слова книги.

  1. Определить смысловую связь между третьим и четвертым предложениями.

- они связаны наречием поэтому, которое объясняет причинно-следственную связь предложений.

Подведение   итогов   урока

             

  1. Какие приемы сжатия текста использовались при работе с текстом?
  2. Какие методические советы, прозвучавшие на уроке, были применены при сжатии текста?

Задание   на    дом

      Учащимся раздаются карточки с текстом для выполнения заданий:

- определить тему текста;

- сформулировать проблему;

- подчеркнуть слова, в которых содержится основная информация текста;

- указать микротемы;

- записать в тетрадь полученный текст.

Учебная   литература

1. М.М. Разумовская  «Уроки русского языка в 9-м  классе».  2010 г.

2. Н.А. Шапиро, А.В.,  Волкова,  Е.В.  Кузнецова,  Е.Ю.  Шувалова « Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика». Москва. Педагогический университет «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...