«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Учителя русского языка и литературы Тартаковской Р.Г.
АОУ школа №9, г. Долгопрудный, 2012 г.
«Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ГИА»
Цели урока : 1. обучение приемам сжатия текста;
2. формирование умения логически излагать свои мысли;
3. выделять микротемы;
4. анализировать и делать выводы при работе с текстом.
Оборудование урока : 1. памятки;
2. интерактивная доска;
3. карточки-задания;
4. текст.
Тип урока : развитие речи.
Ход урока :
I. Организационный момент
II. Объявление цели урока
III. Фронтальный опрос
- Как вы понимаете слово «сжатый» ?
- Почему на экзамене отдано предпочтение сжатому изложению?
- Какие основные приемы сжатия информации вы знаете?
- В каких случаях применяется каждый из этих приемов?
Приемы сжатия текста
I. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена прямой речи косвенной;
- упрощение, слияния нескольких предложений в одно;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
- сокращение частей сложного предложения
II. Исключение:
- исключение второстепенной информации;
- повторов;
- уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;
- исключение фрагментов предложения, не имеющих важного значения;
- однородных членов предложения при обощающих словах;
- исключение одного или нескольких предложений.
Что важно при работе с текстом?
- определение темы (о чем текст);
- понимание того, что хотел сказать автор (основная мысль текста);
- разделение информации на главную и второстепенную
После опроса учащиеся получают карточки- задания с фрагментами текста К. Паустовского
- Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком.
Задания для работы с текстом:
- указать ключевые слова;
- назвать приемы сжатия текста, применявшиеся в работе;
- перечислить фрагменты текста, которые можно сократить с помощью обобщения, какие - с помощью исключения.
Сжатый текст:
Для полного овладения русским языком, для его сохранения нужно общение с
людьми и природой.
Для сжатия текста применен прием обобщения: упрощено сложное предложение и заменены однородные члены обобщающим словосочетанием (общение с природой).
- Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.
Задание:
- примените прием исключения и запишите полученный текст
Сжатый текст:
У каждого человека случается счастливое время открытий. У меня это про-
изошло летом в лесистой и луговой стороне Средней России.
- определите, как связаны первое и второе предложения полученного текста ( связь осуществляется с помощью указательного местоимения это и заменой словосочетания счастливое время наречием летом).
- В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Задание
- обобщите второе и третье предложения. Какой вид сложного предложения вы
получили? (СПП с придаточным изъяснительным);
- исключите фрагмент предложения, имеющего второстепенное значение
Сжатый текст:
В это лето я узнал, что в каждом слове заложена бездна живых образов.
На доску выведен текст:
- По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг.
- Какие книги собирал Пушкин?
- Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой.
- В-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики различных языков.
- Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански.
- Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах.
- Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
Задание к тексту:
- Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обоб-
щения.
- Сократить второй абзац с помощью приема исключения.
- Передать содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием.
- Назвать микротемы.
- Пересказать текст, использовав приемы сжатия, записать в тетрадь.
В предложенном для задания тексте две микротемы:
- У Пушкина была большая библиотека. Он собирал разные книги.
- В библиотеке были собраны произведения всех выдающихся авторов.
В результате выполненного задания получен сжатый текст:
- В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг.
- Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой.
- Пушкин владел многими языками.
- Поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных
стран и эпох.
Вопросы классу:
- Как связаны первое и второе предложения?
- лексическим повтором слова книги.
- Определить смысловую связь между третьим и четвертым предложениями.
- они связаны наречием поэтому, которое объясняет причинно-следственную связь предложений.
Подведение итогов урока
- Какие приемы сжатия текста использовались при работе с текстом?
- Какие методические советы, прозвучавшие на уроке, были применены при сжатии текста?
Задание на дом
Учащимся раздаются карточки с текстом для выполнения заданий:
- определить тему текста;
- сформулировать проблему;
- подчеркнуть слова, в которых содержится основная информация текста;
- указать микротемы;
- записать в тетрадь полученный текст.
Учебная литература
1. М.М. Разумовская «Уроки русского языка в 9-м классе». 2010 г.
2. Н.А. Шапиро, А.В., Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова « Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика». Москва. Педагогический университет «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...
урок подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА
обучение написанию сжатого изложения...