Урок русского языка в 6 классе "Что такое имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок знакомит учащихся с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки), учит различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; определять синтаксическую роль числительных; развивает умение работать с книгой, систематизировать материал; развивает мышление и логику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_imya_chislitelnoe.docx | 48.8 КБ |
chto_takoe_imya_chislitelnoe1.pptx | 747.22 КБ |
raspechatka_1.docx | 157.59 КБ |
raspechatka_2.docx | 13.57 КБ |
raspechatka_3.docx | 12.8 КБ |
raspechatka_4.docx | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ гимназия № 22 города Калининграда
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Чистова Е.А.
Урок русского языка в 6 классе
«Что такое имя числительное»
Тема урока: Что такое имя числительное
Класс: 6
Предмет: Русский язык
Программа М.М. Разумовской
Тема: Употребление числительных в речи.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки), учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; определять синтаксическую роль числительных.
Развивающие: развивать умение работать с книгой, систематизировать материал; развивать мышление и логику
Воспитательные: воспитывать культуру общения; прививать уважение и внимательное отношение к родному языку; воспитывать интерес к истории родного края
Оборудование: стандартное + презентация «Имя числительное как часть речи»
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами проведем совместную работу на уроке русского языка
Надеюсь, мы за время урока подарим друг другу самые лучшие человеческие качества.
- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу. Положите ладошки на ладошки друг друга. Скажите:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
2. Вступительное слово. Формулировка темы урока.
Начнем свою работу с опережающего задания, которое вы получили на дом.
Итак, вы работали с предложениями, определяли части речи. Возникли вопросы или затруднения?(проверяем Д/З)
И сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Запишите, пожалуйста, число.
Какой? На этот вопрос вы ответите сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (Это загадки).
Отгадайте их. ЗАПИСАНО НА ДОСКЕ
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
Четыре братца под одной большой крышей живут (стол).
Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
- Назовите части речи, надпишите их. РЕБЕНОК ПИШЕТ
- Что называют слова два, четыре, сто.
- Значит о чем пойдет речь на уроке? Запишем тему в тетрадь.
Что такое имя числительное
Мы сегодня «открываем двери» в увлекательную тему «Имя числительное». Наш урок – знакомство с этой частью речи. Это не первое ваше знакомство с числительным. У вас есть определенный багаж знаний из начальной школы.
- Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. В каких ситуациях вы встречаетесь с числительными?
Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:
- В какой школе вы учитесь?
- Сколько уроков у вас сегодня?
- За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными? (математика, география, физика, биология)
- Молодцы. Числительные занимают восьмое место по частоте употребления среди других частей речи.
- Какие задачи мы с вами можем поставить и с успехом выполнить на уроке? (мы более детально познакомимся с этой частью речи, изучим разряды, научимся отличать их от других частей речи, определять их роль в предложении)
Раз мы знакомимся с именем числительным, будет уместна
3. Историческая справка. СЛАЙД 1
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти.
СЛАЙД 2
Интересен тот факт, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.
НАПИСАТЬ. ЦВЕТНАЯ БУМАГА
- Давайте попробуем записать нынешний год и год своего рождения буквами кириллицы.
2014 (У доски). ВБАД
2001 ВББА
2002 ВББВ
А в середине ХVIII века М.В. Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.
4. Изучение нового материала
Вновь обратитесь к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают? (Сколько?) Запишите их в столбик ближе к левому краю страницы. Что они обозначают? …(число, количество предметов).
- А теперь образуем и запишем слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? и запишем во второй столбик. А что они обозначают … (порядок предметов при счёте)
Два – второй
Четыре – четвертый
Сто – сотый
Итак, одни числительные обозначают количество. Давайте потренируемся. Образуем и запишем прилагательное, характеризующее эти числительные
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Другие же обозначают порядок при счете, образуем прилагательное от слова «порядок» - ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
3.Закрепление изученного материала
- Молодцы, ребята, хорошо потренировались и правильно сделали выводы, теперь вы знаете, что числительные бывают…
Проверим, насколько хорошо мы познакомились с частью речи числительное. – Решим ребус. СЛАЙД 3
Сколько числительных получилось? (ноль, семь, восемь)
- В какой столбик вы их запишите? Почему?
- Образуйте от них порядковые числительные. Докажите свою правоту.
СЛАЙД 4
ВЫКЛЮЧИТЬ
Ребята, а вы знаете, кто такой хамелеон? (вид ящерицы)
Среди числительных тоже есть подобный «хамелеончик», который меняет свой облик
(Почему все так непросто с числительными? Мы не знаем, как правильно их написать и как правильно произнести.
Сложности с употреблением числительных «начинаются с нуля». Как следует называть эту цифру: нуль или ноль? Форма нуль сейчас считается устаревшей, хотя и допускается в сочетании абсолютный нуль. Принято говорить: ноль целых и пять десятых, ноль часов ноль минут, счет матча ноль – ноль. Однако это относится только к форме именительного падежа, в косвенных падежах предпочтительны формы варианта нуль: ниже нуля, от нуля, к нулю, хотя формы ниже ноля, от ноля, к нолю не считаются ошибочными. Но в данном случае единственной правильной формой признается вариант с буквой у – нулевой.)
Продолжим свою работу. Не все активно трудятся, видимо, новые знания еще не «прижились». Надо их закрепить. Поработаем с учебниками.
Откройте, пожалуйста, учебники на с. 241, мы выполним упражнение 591, распределив имена числительные на две группы: количественные и порядковые. Как мы их будем различать? (Количественные отвечают на вопрос СКОЛЬКО, порядковые – на вопрос КОТОРЫЙ, КАКОЙ)
У ДОСКИ НЕСКОЛЬКО УЧЕНИКОВ
Количественные Порядковые
Три пальмы Первый день
Пятидесяти человек Тридцатый по счету
Шестьдесят деревьев Двенадцатого числа
Одиннадцать часов Сотый покупатель
Пятьсот книг Четырнадцатый ряд
Семьсот тонн
Двенадцать страниц
Четырнадцать файлов
А теперь - разомнемся
4. Физкультминутка
Один – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
- Какая уже знакомая нам часть речи встретилась в физминутке?
- Какие это числительные? (количественные)
- Почему? (Сколько)
- Превратите количественные числительные в порядковые числительные (один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
СЛАЙД 5. А теперь, чтобы вернуть наше внимание и продолжить знакомство с именем числительным, мы совместим познавательное и полезное. Полезное – это то, что мы потренируемся в распознавании имени числительного в тексте, а познавательное – это то, что текст о нашем родном крае.
Возьмите, пожалуйста, текст на БЕЛОМ ФОНЕ
(прочитать). Как мы и обещали в начале урока помогать друг другу, работаем в парах, помогаем друг другу
СЛАЙД 6
Площадь Калининградской области - 15 тысяч километров. Она является самой маленькой территорией в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей она занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России – 9 человек на один квадратный километр).
В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955 тысяч человек. Из них 456 тысяч мужчины и 499 тысяч женщины.
Поработайте с текстом в парах, подсчитайте, сколько в нем количественных, а сколько порядковых числительных.
Колич. – 8
Порядк. – 1
Какое порядковое числительное встретилось? (третье место)
6. Вы уже многое узнали об имени числительном. Мы будем определять синтаксическую функцию числительных в предложении, то есть определим, каким членом предложения может быть числительное.
ВОЗЬМИТЕ, пожалуйста, распечатку на ЖЕЛТОМ ФОНЕ
Самостоятельно
1. Три – нечетное число.
2. Две подруги были неразлучны.
3. Поезд прибыл в семь часов.
4. Разделите шесть на три.
5. Первый луч солнца разбудил девочку.
6. Это был в семь этажей.
Проверка
Итак, давайте попробуем сделать вывод о синтаксической роли числительных. Каким членом предложения могут быть количественные числительные? (Количественные – могут быть любым членом предложения и в сочетании с существительным являются одним членом предложения. А порядковые числительные? (порядковые – обычно являются определениями)
7. В русском языке есть слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глаголы с числовым значением, которые очень легко спутать с числительными. И нам надо потренироваться отличать числительные от других частей речи, которые могут «маскироваться» под числительные.
СЛАЙД 7
Давайте найдем третье лишнее и выпишем эти слова, указав часть речи
- Семь, седьмой, семёрка.
- Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать.
- Трёх, трояк, третьего.
- Девятка, девятого, девятому.
- Сотый, столетний, сто.
- Двух, раздваиваться, два.
Слайд 8
Правильный ответ (самопроверка)
- Семёрка (имя существительное)
- Двенадцатиметровый (имя прилагательное)
- Трояк (имя существительное)
- Девятка (имя существительное)
- Столетний (имя прилагательное)
6. Раздваиваться (глагол)
(Кто выполнил все правильно? Молодцы. У кого были ошибки? Будем работать внимательнее).
- Подведем итог нашей тренировки. Как же мы отличили имена числительные от других частей речи? (По вопросам)
8. Числительное – очень интересная, удивительная часть речи. А еще что числительные могут прятаться внутри слов? – ВОЗЬМИТЕ РАСПЕЧАТКИ НА ЗЕЛЕНОМ ФОНЕ. Расшифруйте и прочитайте текст. Проверка.
СЛАЙД 9
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Замечательная работа
Наше первое знакомство с именем числительным завершается. Впереди у вас еще немало интереснейших уроков, на которых вы откроете много тайн и секретов, связанных с этой удивительной частью речи.
Давайте подведем итог.
Что вы узнали об имени числительном сегодня?
Что такое имя числительное?
Что обозначает эта часть речи?
На какие вопросы отвечает?
На какие разряды делятся?
Какую синтаксическую роль могут играть количественные числительные? А порядковые?
В знакомстве с именем числительным какое задание было самым интересным?
Молодцы, ребята. Отлично поработали. ОЦЕНКИ ЗА УРОК
И чтобы надежно закрепить полученные знания, необходимо выполнить домашнее задание.
СЛАЙД 10
Задание на выбор:
Упражнение 592 или записать семь пословиц, поговорок, загадок или фразеологизмов с числительными и определить их синтаксическую роль
Урок наш близится к завершению, мы немого устали, выполним задание, которое снимет наше напряжение. Обратимся к замечательным иллюстрациям. Какие это сказки? Кто их автор?
Вспомним строки
СЛАЙД 11
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Сказка о царе Салтане,
О сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
2. И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор «Сказка о царе Салтане…»
3.И тридцать витязей прекрасных;
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской; поэма «Руслан и Людмила»
4. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
5. В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою. «Сказка о рыбаке и рыбке»
СЛАЙД 12
Домашнее задание (на выбор)
1.Упражнение 592
2. Записать семь поговорок, загадок или фразеологизмов с числительными и определить их синтаксическую роль
В заключение я бы хотела подарить вам несколько стихотворных строк и знак моей признательности.
Я дарю, Вам, Любовь! Вы не бойтесь! Берите! И букет моих слов, Всем вокруг раздарите! Подарите Любовь! И она к Вам вернётся! Вы увидите: сердце в любовь окунётся! Я дарю, Вам, Любовь! И надежду в придачу! Пусть они Вас хранят и приносят удачу! Пусть они Вам подарят улыбки на лицах! Я люблю Вас, Друзья! В Вас нельзя не влюбиться!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
0 2 3 4 5 6 7
Сколько числительных вы видите?
По родному краю
Площадь Калининградской области - 15 тысяч километров . Она является самой маленькой территорий в России, но по плотности населения ( 63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России – 9 человек на один квадратный километр). В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955 тысяч человек . Из них 456 тысяч мужчин и 499 тысяч женщин.
Третье лишнее Семь, седьмой, семёрка. Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать. Трёх, трояк, третьего. Девятка, девятого, девятому. Сотый, столетний, сто. Двух, раздваиваться, два
Правильный ответ 1. Семёрка (имя существительное) 2. Двенадцатиметровый (имя прилагательное) 3. Трояк (имя существительное) 4. Девятка (имя существительное) 5. Столетний (имя прилагательное ) 6. Раздваиваться (глагол)
Расшифруйте текст Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Домашнее задание (на выбор) 1.Упражнение 592 2. Записать семь поговорок, загадок или фразеологизмов с числительными и определить их синтаксическую роль.
Успехов в учебе !
Предварительный просмотр:
Площадь Калининградской области - 15 тысяч километров. Она является самой маленькой территорией в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России – 9 человек на один квадратный километр).
В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955 тысяч человек. Из них 456 тысяч мужчин и 499 тысяч женщин.
Площадь Калининградской области - 15 тысяч километров. Она является самой маленькой территорией в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России – 9 человек на один квадратный километр).
В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955 тысяч человек. Из них 456 тысяч мужчин и 499 тысяч женщин.
Площадь Калининградской области - 15 тысяч километров. Она является самой маленькой территорией в России, но по плотности населения (63 человека на один квадратный километр) среди краев и областей занимает третье место и уступает только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России – 9 человек на один квадратный километр).
В Калининградской области, согласно обнародованным официальным данным Госкомстата последней переписи населения Российской Федерации, проживают 955 тысяч человек. Из них 456 тысяч мужчин и 499 тысяч женщин.
Предварительный просмотр:
Определите синтаксическую функцию числительных
1. Три – нечетное число.
2. Две подруги были неразлучны.
3. Поезд прибыл в семь часов.
4. Разделите шесть на три.
5. Первый луч солнца разбудил девочку.
6. Это был в семь этажей.
Определите синтаксическую функцию числительных
1. Три – нечетное число.
2. Две подруги были неразлучны.
3. Поезд прибыл в семь часов.
4. Разделите шесть на три.
5. Первый луч солнца разбудил девочку.
6. Это был в семь этажей.
Определите синтаксическую функцию числительных
1. Три – нечетное число.
2. Две подруги были неразлучны.
3. Поезд прибыл в семь часов.
4. Разделите шесть на три.
5. Первый луч солнца разбудил девочку.
6. Это был в семь этажей.
Определите синтаксическую функцию числительных
1. Три – нечетное число.
2. Две подруги были неразлучны.
3. Поезд прибыл в семь часов.
4. Разделите шесть на три.
5. Первый луч солнца разбудил девочку.
6. Это был в семь этажей.
Предварительный просмотр:
А – один
Б – ничего не значит
В – два
Г – три
Д – четыре
Е – пять и т.д.
Предварительный просмотр:
Расшифруйте текст
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Расшифруйте текст
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Расшифруйте текст
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
Данный урок проводится с целью закрепления знаний учащихся о числительном, полученных в начальной школе; научить отличать числительные от других частей речи, содержащих числовые значения; ...
Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи". Данный урок является первым при изучении раздела "Имя числительное". Урок дает возможность ученикам понять, что такое и...
Урок русского языка в 6 классе. "Порядковые числительные".
Тема: "Порядковые числительные"....
Открытый урок русского языка в 6 классе "Имя числительное"
На уроке использован краеведческий материал....
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....