Урок русского языка в 6 классе. "Порядковые числительные".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Золотухина Светлана Владиславовна

Тема:

"Порядковые числительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Порядковые числительные».

Цели урока:

-дидактическая: знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи; уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи;

-психологическая: создание благоприятной обстановки, микроклимата на уроках русского языка;

-воспитательная: воспитание культуры речи, привитие любви к русскому языку.

Этапы урока:

  1. Ориентировочно – мотивационный:

-проверка домашнего задания;

-выравнивание знаний;

-постановка учебной задачи.

  1. Операционально – исполнительный:

-решение учебной задачи;

-работа в группах;

-моделирование.

  1. Рефлексивно – оценочный:

-обобщение;

-домашнее задание;

-самооценка.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учителя.

1.Проверка домашнего задания.

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания.

-Давайте вспомним, что такое числительное (схему повторяют).

-Обсудите в группах.

Ответы учащихся.

Зачитываются творческие работы учащихся.

Задание: определить разряды числительных. Самооценка.

Постановка учебной задачи.

-Мы с вами изучили количественные числительные.

-Как вы думаете, о какой группе числительных пойдет сегодня речь на уроке?

Ответы учащихся.

-Правильно, о порядковых.

-Итак, тема нашего урока: «Порядковые числительные».

2) Решение учебной задачи.

Записываем предложение на доске и в тетрадях:

«Дети радуются2 первому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу. (синт. Разбор предл.; характеристика, схема).

-Разберите словосочетания: первому снегу, белому снегу.

-Если мы будем изменять главное слово в с/с, будет ли меняться зависимое? Докажите. Обсудите в группах.

( Ребята склоняют с/с, делают вывод, что изменяются оба слова, т.е. зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже).

Итак, ребята, сделаем вывод, что порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам, числам.

-Давайте вместе составим схему.

                                                         П.ч.

  1. Порядок при счете
  2. Какой? какая? (ие/ое)
  3. Изменяются по родам, падежам, числам (как прилаг.)
  4. В предложении чаще бывают определениями
  5. В СПЧ меняется только последнее слово;

Окончания определяются по вопросу (как у прилаг.)

Проговаривают схему все вместе, затем в группе друг другу.

Самооценка.

3) – Обобщение.

Групповая работа. Каждой группе – карточки с заданиями.

1 группа – определить синтаксическую роль числительных в предложении.

Пять и семь – двенадцать.

Первый снег выпал ночью.

Семеро ребят отправились в поход.

2 группа – образовать от количественных числительных порядковые, напр., семьдесят девять (сколько?) – семьдесят девятый.

567,97,725.

3 группа – записать порядковые числительные и прилагательные вместе с существительными в указанных падежах.

Плавательный бассейн (П.п., Т.п.).

Тридцатая секунда (Т.п., П.п).

Двадцать пятый километр (Д.п.,Р.п).

4группа – определить разряды числительных.

Семьк чудес света, до седьмогоп пота, семи пядей во лбу5, семь верст до небес, семеро одного не ждут.

5 группа – составить схему предложения: «Едва первый луч солнца озарил небесный свод, двое ребят уже сидели в лодке».

По мере готовности группы отвечают. Самооценка.

Общее задание: просклонять числит. сорок пятый.

Слово учителя.

-Слова на..-сотый, тысячный, миллионный, миллиардный пишутся слитно.

Историческая справка: «Слово «миллион» придумал знаменитый путешественник Марко Поло, который посетил в 13в. Китай и был восхищен его несметными богатствами. Оно состоит из итал. Слова «милли»(«тысяча») и «оне», соответствующего русскому суффиксу – ищ (домище, ручища и т.д.)

Задание резервное: «Полминутки для шутки».

  1. Что будет с вороной через три года? (четвертый пойдет).
  2. Сколько лет длится век? (100 лет).

На пальце одном ведерко вверх дном. (наперсток).

Работа с текстом из учебника (по цепочке читают).

Задание: правильно выговорить окончания числительных.

-Итак, ребята, как изменяются порядковые числительные?

-От чего зависит род, число, падеж порядковых числительных?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось?

Обсуждение в группах.

-Оцените себя за весь урок.

Домашнее задание: а) обязат. – упр.383

                                       б)творч. – сделать открытку и подписать ко дню  Марта, используя порядковые числительные.

-Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя числительное"

В уроке показана коррекционная работа с обучающимися, использование числительного в деловом письме....

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

урок русского языка по теме "Имя числительное"

Уроки  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное": числительное как часть речи, простые и составные числительные....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка на тему: "Имя числительное"

Данная разработка представляет урок русского языка в 6 классе. Урок " Имя числительное" направлен на освоение новых знаний....

Урок русского языка в 6 классе. "Числительные, обозначающие целые числа. Урок закрепления".

Урок предназначен для учащихся 6 класса. На данном уроке закрепляем  знания о числительных, обозначающих целые числа, учимся отличать количественные числительные от порядковых. На уроке использую...