Буквы З и С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Харитонова Вера Викторовна

Освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок; формирование умения определять условия выбора букв З, С на конце приставок.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развивать умения работать с информацией и использовать различные способы поиска информации;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, выделять лишнеее, обобщать, классифицировать и др.;
  • формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формировать умения взаимодействовать в парах.

Формируемые навыки обучающихся: принятие учебной цели, выбор способа действия, работа с книгой, работа в парах. Технология, используемая  на уроке: технология проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_z_i_s_na_kontse_pristavok.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок; формирование умения определять условия выбора букв З, С на конце приставок.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развивать умения работать с информацией и использовать различные способы поиска информации;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, выделять лишнеее, обобщать, классифицировать и др.;
  • формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формировать умения взаимодействовать в парах.

Формируемые навыки обучающихся: принятие учебной цели, выбор способа действия, работа с книгой, работа в парах. Технология, используемая  на уроке: технология проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.

Технологическая карта урока

Тема урока:  буквы з и с на конце приставок.

Тип урока: урок «освоения» нового знания.

Оборудование:  (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Формирование метапредметных результатов

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1.Формирование метапредметных результатов

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность.

Вступительное слово:

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся и поприветствуем друг друга. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствуют друг друга и учителя.

Познавательные: понимают поставленную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: учатся приветствовать друг друга и учителя.

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

Цель: актуализировать изученные способы действий,

активизировать мыслительные операции;

организовать деятельность учащихся по повторению изученного для введения нового материала .

На доске написаны слова:

О.пуск, н.глядный, ра.ширить, ра.дуть, н.учный, о.дел.

- Прочитайте слова. Распределите их на три группы по двум признакам одновременно.

 Обоснуйте свой выбор.  

Скажите, как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках?

- Назовите слова третьей группы и их общие признаки.

- Как вы думаете, какие буквы могут быть на конце этих приставок

Строят свои доказательства, опираясь на знания предыдущих уроков. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

К первой группе можно  отнести слова отпуск и отдел. В них одинаковая приставка от-. Это имена существительные.

Вторую группу составили слова наглядный, научный. В них одинаковая приставка на-. Это имена прилагательные.

Гласные в приставках от-, на, под-, над-, со-, про, пере, и другие пишутся одинаково, независимо от произношения.

К третьей группе можно отнести слова расширить ,  раздуть.  Это глаголы.

На конце данных приставок могут писаться буквы з и с.

Фиксируют затруднение: не могут объяснить выбор согласной на конце приставок

Мы не знаем, от чего зависит выбор согласных з и с на конце приставок.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; используют  для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Чему будет посвящен наш урок

- Какова будет цель нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать по данной теме?

Определяют тему урока.

Тема урока :«Буквы з и с на конце приставок». Записывают тему в тетрадь.

Строят проект выхода из затруднения.

- Нужно узнать, от чего зависит выбор согласных з и с  на конце приставок.

Формулируют цель урока:

Мы познакомимся с правилом написания букв з и с на конце приставок; научимся  находить и правильно писать слова с приставками на з и с.

Познавательные:  формулируют проблему;

Регулятивные:определяют, формулируют тему и цель урока с помощью учителя

2.  Процессуально - содержательный этап урока

Реализация построенного проекта и выхода из затруднения.

Цель: организовать знакомство с новым орфографическим правилом

На доске написаны слова:

Безжалостный

Разжигать

Бесшумный

Рассказать

- Прочитайте слова. Выделите в них приставки.

Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.

Безжалостный

Разжигать

- Скажите: перед какими согласными – звонкими или глухими пишутся приставки на  З?

- Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня.

Бесшумный

Рассказать

- Установите, перед какими согласными пишутся приставки на С.

- Обобщите наши рассуждения и скажите, перед какими согласными  пишутся приставки на З и перед какими – на С. 

-Перед вами алгоритм. Шаги действия этого алгоритма перепутаны. Расставьте их в нужном порядке.

Читают слова, выделяют приставки, подчеркивают нужные согласные.

Делают вывод: приставки на З пишутся перед звонкими согласными.

Читают слова, выделяют приставки, подчеркивают нужные согласные.

Делают вывод: приставки на с пишутся перед глухими согласными.

Составляют алгоритм.

•  Выдели в слове приставку.

•  Посмотри на букву согласного звука после приставки.

•  Если оканчивается на глухой согласный С.

•  Если оканчивается на звонкий согласный З.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)


Физкультминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

   

Выполняют названные действия

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

                                                 3. Этап закрепления и первичной проверки

Первичное закрепление.

Цель: организовать закрепление знаний о правописании букв з и с на конце приставок.

1)Бе.покойный, бе.дарный, бе.предельный, бе.крайний;

2).шить, …дуть, …дравствуйте, …делать;

3)..десь, …дание, …доровье,ра.дать;

4) бе.домный, бе.ценный, бе.деятельный, бе…брежный.

- Прочитайте ряды слов. Исключите из каждого ряда лишнее  слово.

- Скажите, какое слово лишнее в первом ряду. Почему?

- Напишите этот ряд слов и графически обозначьте орфограмму.

             

- Назовите лишнее слово во втором ряду. Напишите этот ряд слов и графически обозначьте орфограмму.

- Назовите лишнее слово во третьем ряду. Напишите этот ряд слов.

Назовите лишнее слово в четвертом ряду. Напишите этот ряд слов.

- Расскажите правило правописание букв з и с на конце приставок.

Работают с заданием.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В первом ряду лишним является слово бездарный, т.к. в нем надо писать приставку без-, а в остальных словах надо писать приставку бес-.

Беспокойный, беспредельный, бескрайний.

Во втором ряду лишним является слово  здравствуйте. В нем нет приставки, буква з является частью корня. В словах сбегать, сдать, сделать приставка с-, приставки з- в русском языке нет.

В третьем ряду лишним является слово раздать. В этом слове есть приставка, а остальные слова бесприставочные. Слово раздать пишется с приставкой раз-, т.к. после нее стоит звонкий д.

Здесь, здоровье, здание.

В четвертом ряду лишним является слово бесценный, в нем приставка бес-, а в остальных словах этого ряда надо писать приставку без-.

 Бездомный,  бездеятельный, безбрежный.

Рассказывают правило.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. 

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, демонсрируют умение работать в парах.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- А теперь проверим, насколько внимательными вы были  на уроке и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно в парах.

Распределите слова в два столбика: первый столбик с буквой з на конце приставки,  второй столбик с буквой с.

Бе.ропотный, ра.таться. бе.толковый, бе.предельный, ра.чесать, ра.винтить, бе.сердечный, и.следовать, в.лететь, и.черпать, ра.чистить. ра.сердить, бе.звучный, в.хлипнуть,.и.царапать, ра.плести, ра.жечь, ра.сказать, ра.ведать.

Работают в парах. Обсуждают задание, планируют и выполняют работу. Проверяют работу соседа по парте. Оценивают работу друг друга.

5. Рефлексивный этап урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:зафиксировать новое содержание урока,организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  -  Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

«Наряди елку»

У вас на столе лежат ёлочные шары. Если у вас на уроке все получилось, повесте шарик на ёлочку.Если что-то не получилось, положите шар под ёлочку.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою
деятельность.
 

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: строят монологические высказывания

5.Объяснение домашнего задания

Рекомендации  по выполнению домашнего задания.

- Учитывая то, как вы активно работали на уроке, я надеюсь, что вы хорошо усвоили правил правописания З и С на конце приставок и дома вы также хорошо  выполните следующие задания:

1) выучить  правило и алгоритм действия;

2) выполнить упражнение 444.

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...