Буквы З и С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок; формирование умения определять условия выбора букв З, С на конце приставок.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать умения работать с информацией и использовать различные способы поиска информации;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, выделять лишнеее, обобщать, классифицировать и др.;
- формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формировать умения взаимодействовать в парах.
Формируемые навыки обучающихся: принятие учебной цели, выбор способа действия, работа с книгой, работа в парах. Технология, используемая на уроке: технология проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_z_i_s_na_kontse_pristavok.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок; формирование умения определять условия выбора букв З, С на конце приставок.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать умения работать с информацией и использовать различные способы поиска информации;
- развивать умения сравнивать, сопоставлять, выделять лишнеее, обобщать, классифицировать и др.;
- формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формировать умения взаимодействовать в парах.
Формируемые навыки обучающихся: принятие учебной цели, выбор способа действия, работа с книгой, работа в парах. Технология, используемая на уроке: технология проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.
Технологическая карта урока
Тема урока: буквы з и с на конце приставок.
Тип урока: урок «освоения» нового знания.
Оборудование: (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Формирование метапредметных результатов | ||||||||||
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | |||||||||||
1.Формирование метапредметных результатов | ||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность. | Вступительное слово: Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся и поприветствуем друг друга. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствуют друг друга и учителя. | Познавательные: понимают поставленную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: учатся приветствовать друг друга и учителя. | |||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: актуализировать изученные способы действий, активизировать мыслительные операции; организовать деятельность учащихся по повторению изученного для введения нового материала . | На доске написаны слова: О.пуск, н.глядный, ра.ширить, ра.дуть, н.учный, о.дел. - Прочитайте слова. Распределите их на три группы по двум признакам одновременно. Обоснуйте свой выбор. Скажите, как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках? - Назовите слова третьей группы и их общие признаки. - Как вы думаете, какие буквы могут быть на конце этих приставок | Строят свои доказательства, опираясь на знания предыдущих уроков. Отвечают на вопросы. Делают выводы. К первой группе можно отнести слова отпуск и отдел. В них одинаковая приставка от-. Это имена существительные. Вторую группу составили слова наглядный, научный. В них одинаковая приставка на-. Это имена прилагательные. Гласные в приставках от-, на, под-, над-, со-, про, пере, и другие пишутся одинаково, независимо от произношения. К третьей группе можно отнести слова расширить , раздуть. Это глаголы. На конце данных приставок могут писаться буквы з и с. Фиксируют затруднение: не могут объяснить выбор согласной на конце приставок Мы не знаем, от чего зависит выбор согласных з и с на конце приставок. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; используют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения. | |||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Чему будет посвящен наш урок - Какова будет цель нашего урока? - Что бы вы хотели узнать по данной теме? | Определяют тему урока. Тема урока :«Буквы з и с на конце приставок». Записывают тему в тетрадь. Строят проект выхода из затруднения. - Нужно узнать, от чего зависит выбор согласных з и с на конце приставок. Формулируют цель урока: Мы познакомимся с правилом написания букв з и с на конце приставок; научимся находить и правильно писать слова с приставками на з и с. | Познавательные: формулируют проблему; Регулятивные:определяют, формулируют тему и цель урока с помощью учителя | |||||||||
2. Процессуально - содержательный этап урока | ||||||||||||
Реализация построенного проекта и выхода из затруднения. Цель: организовать знакомство с новым орфографическим правилом | На доске написаны слова: Безжалостный Разжигать Бесшумный Рассказать - Прочитайте слова. Выделите в них приставки. Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень. Безжалостный Разжигать - Скажите: перед какими согласными – звонкими или глухими пишутся приставки на З? - Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня. Бесшумный Рассказать - Установите, перед какими согласными пишутся приставки на С. - Обобщите наши рассуждения и скажите, перед какими согласными пишутся приставки на З и перед какими – на С. -Перед вами алгоритм. Шаги действия этого алгоритма перепутаны. Расставьте их в нужном порядке. | Читают слова, выделяют приставки, подчеркивают нужные согласные. Делают вывод: приставки на З пишутся перед звонкими согласными. Читают слова, выделяют приставки, подчеркивают нужные согласные. Делают вывод: приставки на с пишутся перед глухими согласными. Составляют алгоритм. • Выдели в слове приставку. • Посмотри на букву согласного звука после приставки. • Если оканчивается на глухой согласный С. • Если оканчивается на звонкий согласный З. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: | |||||||||
Физкультминутка | Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.
| Выполняют названные действия | Личностные: установка на здоровый образ жизни. | |||||||||
3. Этап закрепления и первичной проверки | ||||||||||||
Первичное закрепление. Цель: организовать закрепление знаний о правописании букв з и с на конце приставок. | 1)Бе.покойный, бе.дарный, бе.предельный, бе.крайний; 2).шить, …дуть, …дравствуйте, …делать; 3)..десь, …дание, …доровье,ра.дать; 4) бе.домный, бе.ценный, бе.деятельный, бе…брежный. - Прочитайте ряды слов. Исключите из каждого ряда лишнее слово. - Скажите, какое слово лишнее в первом ряду. Почему? - Напишите этот ряд слов и графически обозначьте орфограмму.
- Назовите лишнее слово во втором ряду. Напишите этот ряд слов и графически обозначьте орфограмму. - Назовите лишнее слово во третьем ряду. Напишите этот ряд слов. Назовите лишнее слово в четвертом ряду. Напишите этот ряд слов. - Расскажите правило правописание букв з и с на конце приставок. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В первом ряду лишним является слово бездарный, т.к. в нем надо писать приставку без-, а в остальных словах надо писать приставку бес-. Беспокойный, беспредельный, бескрайний. Во втором ряду лишним является слово здравствуйте. В нем нет приставки, буква з является частью корня. В словах сбегать, сдать, сделать приставка с-, приставки з- в русском языке нет. В третьем ряду лишним является слово раздать. В этом слове есть приставка, а остальные слова бесприставочные. Слово раздать пишется с приставкой раз-, т.к. после нее стоит звонкий д. Здесь, здоровье, здание. В четвертом ряду лишним является слово бесценный, в нем приставка бес-, а в остальных словах этого ряда надо писать приставку без-. Бездомный, бездеятельный, безбрежный. Рассказывают правило. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, демонсрируют умение работать в парах. | |||||||||
Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - А теперь проверим, насколько внимательными вы были на уроке и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно в парах. Распределите слова в два столбика: первый столбик с буквой з на конце приставки, второй столбик с буквой с. Бе.ропотный, ра.таться. бе.толковый, бе.предельный, ра.чесать, ра.винтить, бе.сердечный, и.следовать, в.лететь, и.черпать, ра.чистить. ра.сердить, бе.звучный, в.хлипнуть,.и.царапать, ра.плести, ра.жечь, ра.сказать, ра.ведать. | Работают в парах. Обсуждают задание, планируют и выполняют работу. Проверяют работу соседа по парте. Оценивают работу друг друга. | ||||||||||
5. Рефлексивный этап урока | ||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель:зафиксировать новое содержание урока,организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? «Наряди елку» У вас на столе лежат ёлочные шары. Если у вас на уроке все получилось, повесте шарик на ёлочку.Если что-то не получилось, положите шар под ёлочку. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | |||||||||
5.Объяснение домашнего задания | ||||||||||||
Рекомендации по выполнению домашнего задания. | - Учитывая то, как вы активно работали на уроке, я надеюсь, что вы хорошо усвоили правил правописания З и С на конце приставок и дома вы также хорошо выполните следующие задания: 1) выучить правило и алгоритм действия; 2) выполнить упражнение 444. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Правописание букв З и С на конце приставок.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Представлен конспект урока . Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Буквы з и с на конце приставок
Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...
Урок в 5 классе по теме "Буквы З и С на конце приставок"
Технологическая карта урока...