Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
В статье представлены формы и методы активизации творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_na_urokah_rus._yazyka_i_literatury.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Неверова Лариса Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ « Лицей № 29», г. Тамбов
Анализ школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих учащихся значительно отстает от темпов роста объема знаний. Это объясняется тем, что усилия учителей, как правило, направлены на усвоение знаний, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных задач.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Общее направление развития современного общества таково, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как главная характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности, и даже шире – как стиль жизни современного человека.
Современная наука показала, что если логическое мышление
развивается в ущерб образному, а тем более если подавляет его, это ведет к тяжелым последствиям. «Сухой» учебной материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее. Последствия подавления образного мышления не ограничиваются учебными трудностями. Преобладание формально-логического мышления не только обедняет личность, но и создает предпосылки для постоянных конфликтов с миром и с самим собой, т.о. создаются предпосылки для расстройства нервного и физического здоровья. В то же время развитое образное мышление дает человеку огромные дополнительные возможности, делает любую деятельность более успешной и полноценной. Поэтому подготовка ребенка к творческой деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Первое условие успешного развития творческих способностей- раннее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей- заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность, исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот « потолок» все выше и выше. Интенсивная умственная деятельность позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы и пр. Предоставленная ученику свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослых - пятое условие успешного развития творческих способностей.
Учителю в школе надо уметь увидеть творческие ростки в детях и развивать их, так как творчество освобождает ученика от напряжения, стимулирует и развивает личность. Одновременно развиваются интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные стороны личности.
Еще целый ряд путей развития творческого мышления на уроках русского языка и литературы. Прежде всего – это атмосфера доброжелательности в общении с учениками, максимальное снижение тревожности при выполнении заданий. Далее – это включение в работу интересных познавательных и художественных текстов.
Это использование таких видов заданий, которые дают возможность для творческого самовыражения школьника, для наплыва его собственных свободных ассоциаций. И в большей степени развитию образного мышления способствует юмор.
Творческие работы на уроках русского языка и литературы могут дать несравненно больше, чем хорошее усвоение программного материала, – более полноценную и жизнеспособную личность.
Творческие работы не только развлекают, воодушевляют, пробуждают интерес, но и помогают преодолевать различные трудности; помогают познать себя, а учитель может выявить возможные отклонения от нормального поведения.
Помогают развивать творческие способности и творческие игры. Такие игры на уроках русского языка и литературы способствуют обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор, учат сопоставлять, находить аналогии, развивают воображение, фантазию.
Начинать работу по развитию творческих способностей целесообразно с заданий небольших по объему. Например, учитель называет 2-3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше. Учитель может не бояться любых сочетаний. Можно ли составить предложение, имеющее смысл, из слов мадонна, колонна, ванна? Конечно! Учитель написал на доске слова: мадонна, колонна, ванна – и попросил обозначить орфограмму.
Задание потруднее связано с придумыванием загадок, отгадками которых будут названные учителем слова. Это могут быть слова-исключения, например росток, пловец и т.д. Предлагать необходимо несколько слов, тогда сохраняется интерес к отгадыванию. Необязательно требовать стихотворную форму, хотя поощрять за нее, конечно же, надо. Загадки надо придумывать прямо на уроке, а не дома, чтобы развивать самостоятельность мышления, исключить заимствования.
Нельзя не сказать несколько слов о лингвистических сказках. Сочинение сказки в 5-6 классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики сказочного персонажа, создания зачина, концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо: 1) максимально представить в тексте изучаемые лексические, морфемные, морфологические и прочие формы: 2) придумать для «персонажей» такие действия, в которых проявляются их лингвистические признаки.
Сказками целесообразно заняться в конце изучения того или иного раздела, тогда у учащихся появится больше возможностей для выбора героев, ситуаций, а сами сказки вполне могут стать итоговой зачетной работой. При этом сами ребята будут стремиться к разнообразию. Одна сказка начнется словами: «За тридевять земель, в царстве Грамматики жили-были славные племена Приставок и Суффиксов…», другая – словами: « Давным-давно в сказочной стране Фонетика правил строгий, но справедливый царь Ударение…».
Желательно попросить учащихся написать сказки на отдельных листочках, а не в тетради и снабдить иллюстрациями. Тогда в классе можно будет провести выставку лучших работ, чтобы ученики смогли обсудить их, оценить достоинства сочинений одноклассников.
Одним из видов творческих работ являются сочинения. Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивают чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.
Для того, чтобы написать сочинение-исследование («Лиса в баснях и сказках» – 5 кл., «Пугачёв в повести «Капитанская дочка» и в русских народных песнях» – 8 кл., «Два недоросля русской литературы – Петруша Гринёв и Митрофанушка» – 9 кл.), школьник ищет, комбинирует, делает выводы и обобщения.
Сочинения ассоциативного характера помогают школьникам узнать себя во всём многообразии качеств своей личности, узнать других.
Школьники очень любят писать сочинения-письма (деловые, дружеские, юмористические). Только не нужно превращать такие сочинения в упражнения, нельзя писать «воображаемому» товарищу от «воображаемого» автора. Нужно писать письма, чтобы послать их, получить ответ, завязать переписку. Кому писать? Отсутствующему товарищу, бывшему учителю, ученикам другого класса.
Прибегнуть к сочинению – письму можно и при изучении грамматической темы. Например, в 5 классе при изучении темы: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа» можно дать на дом задание составить письмо Бабе-Яге от Змея Горыныча, неправильно употребив в нем существительные, которые имеют форму только единственного числа с тем, чтобы в классе другие ученики смогли найти такие ошибки и исправить их.
Например:
Здравствуй, Баба – Яга!
После того как мне прочли сказку Д.Родари «Тонино – невидимка», я целую сутку не находил себе места, даже не стал играть в жмурку, не захотел съесть свою любимую консерву – так мне захотелось стать невидимым. Баба – Яга, помоги! Пришли заклинание.
Посылаю тебе мешок с крапивами для щей и керосины для лампы. Надеюсь, ты исполнишь мою просьбу. Все человечества будут тебе благодарны.
С уважением, Змей Горыныч.
Ученики с удовольствием смоделируют речевую ситуацию, нуждающуюся в коррекции с точки зрения употребления этикетных выражений. Например, старик Хоттабыч пишет заявление на имя директора школы, в которой учится Волька, с просьбой принять его в географический кружок. Школьники составляют текст заявления, в котором, несомненно, будут использованы стилистически неоправданные речевые формулы, устаревшие обращения, а затем отредактируют текст.
Работу над сочинениями в эпистолярном жанре можно продолжить в 7 классе при изучении категории состояния. Тема творческой работы – «Путевой дневник». Такие сочинения дают четкое представление о свойствах психики ученика.
Можно сделать увлекательным сочинение по опорным словам. Например, при повторении и обобщении темы «Падежные окончания имен существительных» в 5 классе, одновременно продолжая тему переписки Бабы – Яги и Змея Горыныча, можно предложить написать о том, как письмо Змея Горыныча добиралось до Бабы – Яги, используя следующие опорные слова:
В деревне Драконовка;
На улице им. К. Бессмертного;
В Кикиморской области;
В Ленинском районе;
На лесной опушке;
В Чародейском переулке;
В избушке на курьих ножках.
Существуют и другие темы творческих работ, например, придумать себе псевдоним и обосновать свой выбор; составить гороскоп; придумать программу передач; проанализировать речь диктора; текст математической задачи переделать в текст художественного стиля; составить скорбный лист на героев произведений Чехова. Ученики превращаются во врачей, которые ставят диагноз, определяют симптомы этого заболевания, выявляют причину его возникновения и находят способ лечения. Приведем пример такой работы ученицы 6 класса:
Скорбный лист на героя рассказа А.П.Чехова «Хирургия»
Фамилия: Курятин
Диагноз: болезнь безнравственности.
Симптомы: невежество, чинопочитание, хвастовство, грубость.
Причина заболевания: низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.
Лекарство, профилактика: учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание.
Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, составить вступительную статью; написать эпитафию на памятник писателю. В 9 классе при изучении сложноподчинённых предложений целесообразно дать такую творческую стилистическую работу: придумать свои примеры нелепых предложений, которые становятся правильными, если в них изменить место придаточной части.
При изучении темы « Падежные окончания имен существительных» в 5 классе можно предложить учащимся представить, что у собак есть сайт «Собака. Ру». Необходимо придумать, какие вопросы собаки обсуждают на форуме. При этом нужно использовать как можно больше слов на изучаемую орфограмму. Вот пример такой работы:
Форум
1. Собака или сабака? Как правильно в соответстви.. с новыми правилами русско- собачьего языка?
2. В Коре.. не подписан документ, запрещающий употребление в пищу собачьего мяса.
3. Гибель Муму – прихоть барын.. или следствие безропотност.. Герасима?
4. Уши, лапы, хвост уже не документы! Нужен ли собак.. паспорт?
5. Бессменный ведущий детских передач Филя на пенси.. !
6. Обсуждаем мнение Слона о силе Моськ.. .
7. « У попа была собака…». Стоит ли кусок мяса собачьей смерт.. ?
8. Собака Баскервилей – монстр из Англи.. или фантазия известного писателя?
После выполнения этой работы предлагаю составить программу передач канала « ГАВ-ТВ». Например:
Программа ГАВ- ТВ
6.00 Жизнь замечательных собак. Белка и Стрелка – космические первопроходцы
8.15 Сериал « Улицы разбитых будок»
10. 00 « Сгрызите это немедленно!»
11.00 Лекторий « Кошка и собака. История вражды»
13.00 Новости с подиумов. Лучшие коллекции ошейников
15.20 Сериал « Возвращение Мухтара» 1,2,3 серии
19.00 Выступление депутатов собачьей думы
20.45 « Спокойной ночи, щенята»
21.00 « Жди меня». Программа о псах, которые хотят обрести хозяина
22.00 Ужасы « Трехглавый Цербер»
Итак, самостоятельные творческие работы формируют такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости. Слабые ученики лучше выполняют творческие работы, следовательно, получают более высокую оценку, т.е. повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих возможностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. При выполнении творческой работы у ребёнка развивается интерес к предмету. При этом не стоит забывать о следующей цепочке: занимательность – любознательность – любопытство – интерес. Если поставить себе целью сформировать интерес к знанию, нельзя забывать о предшествующей «ступеньке» – любопытстве. Как только пропадёт любопытство – закрыта дорога к заинтересованности.
Список использованной литературы
Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.
Гончаров С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005.- № 1.- С. 76-84.
Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Данный материал содержит обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....