Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
методическая разработка (5 класс) по теме
Данный материал содержит обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят .
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ».
Масленникова Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы.
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Константиновка Малмыжского района Кировской области
612913 Кировская область
Малмыжский район с. Константиновка пер. Школьный, 3
Контактные телефоны:(83347) 3-02-26(д)
(83347) 3-02-81(р)
E-mail konst4365@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение.
- Психологическое обоснование опыта.
- Методико-педагогическое обоснование опыта.
- Описание системы работы.
- Планирование работы по развитию творческих способностей учащихся.
- Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка
- Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
- Заключение.
- Приложения: брошюры с творческими работами учащихся; копии Грамот и Диплома.
- Литература.
Каждый неразвитый человек – карикатура на самого себя, и степень духовной развитости определяется исключительно способностью творить, выражать себя и мир вокруг.
Ф. Шлегель,
немецкий историк литературы
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления.
В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Я работаю в школе четырнадцать лет и понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.
Каждый год принимаем участие в районной олимпиаде по русскому языку, и каждый год одно из заданий – написать миниатюру, сочинение-рассуждение, сочинить сказку или рассказ на лингвистическую тему… И это далеко не полный перечень тех творческих заданий, с которыми сталкивается школьник за годы обучения.
Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах баллы теряются там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение.
Почему это происходит? Мне кажется, здесь несколько причин.
Во-первых, ребята стали меньше читать, играть в ролевые игры, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.
Во-вторых, в нашей школе учатся дети трёх национальностей: татары (и их больше половины), русские и марийцы. Многие приходят в школу, плохо разговаривая на русском языке, во многих семьях общение происходит на родном татарском языке, а значит, с русским языком ребёнок сталкивается только в школе. Отсюда – плохо развита речь, скуден словарный запас.
В-третьих, мы живём в сельской местности, в так называемой глубинке, где осенью и весной дороги нет даже до соседнего посёлка, не говоря уже о районном центре. В это время периодические издания приходят раз в неделю. Сельским школьникам не доступен тот поток информации, который есть у городских, ведь тот же Интернет в нашей школе подключили лишь месяц назад. Отсюда появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы
Но я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, какой он национальности и в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.
Владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой, оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.
Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных.
Над темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» я работаю в течение трёх лет.
Цель опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников.
Задачи учителя:
- Развитие креативного мышления.
- Развитие творческой самостоятельности учеников.
- Воспитание творческой личности.
У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способностей, так и на само понятие «творчество». Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:
- Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
- Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
- Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами:
- средой жизнедеятельности;
- социальными формами деятельности;
- индивидуальными особенностями личности.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
- видение новых (скрытых) функций известных объектов;
- видение всех взаимосвязей структуры объекта;
- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Т.И.Тамбовкина, рассматривая возможности развития творческой активности на уроках русского языка, отмечает, что одним из видов психической деятельности является наблюдательность. Она не возникает сама по себе, её нужно кропотливо и систематически развивать. Целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка побуждает учеников к творческой активности.
Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».[1] Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.
«Творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».[2]
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- эвристический;
- проблемный;
- модельный.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Систему работы можно представить в виде схемы:
Работа на уроках Работа на уроках
русского языка литературы
обычные уроки уроки по творческие
с заданиями, развитию речи лаборатории
развивающими
творческие
способности
традиционные нетрадиционные
На уроках русского языка и литературы у нас стала традиционной рубрика, которую я назвала «Моя импровизация». Каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления.
Всё это не могло не привести к активному творческому процессу на уроках.
Теперь я считаю, что урок, где не было места творчеству – потерянный урок. Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Я стараюсь систематически, из урока в урок, использовать задания, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности.
В этой работе я хочу рассказать лишь о некоторых заданиях творческого характера, которые больше всего понравились моим пятиклассникам, увлекли их.
При изучении темы «Морфемика» я познакомила ребят с оригинальным способом обучения сочинению- развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино».
«Бином фантазии» - это два слова, между которыми нет ничего общего.
Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам даётся задание: написать рассказ, используя «бином», причём одно слово в нём должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым, каким угодно.
Вот какие творческие работы получились у пятиклассников.
Суффикс и лисёнок.
Однажды к суффиксу пришёл грустный лисёнок и говорит:
- Суффикс, не хочу я быть маленьким лисёнком, Все меня обижают и считают маленьким.
Суффикс подумал и ответил лисёнку:
- Я тебе помогу. Я суффикс –ёнок- уйду из твоего имени, и получится взрослое имя Лис.
Он так и сделал. У лисёнка теперь хорошее настроение, ведь у него новое взрослое имя. / Закиров Марат /
Суффикс и волк.
Идёт однажды суффикс, а на встречу ему волк.
- Куда идёшь, суффикс?- спрашивает волк.
- В гости к приставке,- ответил суффикс.
Волк не отстаёт:
- Для чего ты нужен, суффикс? Я вот, например, чтобы в лесу зверей пугать.
Суффикс ему в ответ:
- Чтобы помогать тебе всех пугать.
- Как это?- спрашивает волк.
Суффикс ему в ответ:
- Без меня ты просто волк, а со мной – волчище.
- И то, правда, - обрадовался волк.- Хорошее дело делаешь!- и не съел суффикса.
Так хитростью суффикс сохранил себе жизнь. Он ведь не сказал хищнику, что может быть разным суффиксом. Он мог бы волка превратить в волчонка. / Гиматдинов Ленар /
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Очень любят мои ученики составлять синквейны.
СИНКВЕЙН (от франц. «пять»). – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму.
В методической литературе встречаются два алгоритма, которые можно использовать для составления синквейна
АЛГОРИТМ №1
1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;
2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;
4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.
Зима.
Снежная, морозная.
Заметает, бодрит, радует.
Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса.
Волшебница.
АЛГОРИТМ №2
1 строка – напишите то, о чём вы пишете;
2 строка – описание темы: два–три прилагательных;
3 строка – 1-2 сказуемых /глаголов/;
4 строка – чувства, связанные с тем, что вы описываете;
5 строка – опишите, какого цвета могут быть описываемые вами явления или предмет;
6 строка - опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете;
7 строка – существительное – синоним.
Новый год.
Семейный, весёлый.
Вселяет надежду на лучшее, собирает всех за праздничным столом.
Чувство радости, ожидания чего-то необычного.
Зелёный, яркий, оранжевый.
Бой курантов, звук открываемого шампанского, фейерверк, хлопушки.
Чудо!
Синквейн, написанный по алгоритму № 1 можно использовать
- на уроках русского языка в 5 классе при работе со связными текстами / описание и повествование/ при изучении речеведческих понятий таких, как «текст», «тема текста», «основная мысль текста». Здесь синквейн используется в качестве способа сжатия текста
Утро.
Солнечное, морозное,
Удивляет, радует, восхищает.
Только январь может подарить эту красоту.
Великолепие.
/ по тексту И.Бунина
Алгоритм №2 лучше всего использовать при написании миниатюр на свободные темы. Например, «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», «Лес», «Моя улица», «Новый год» и т.д.
Это даёт большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами.
Весна.
Обновляющая, жизнерадостная.
Врывается, бодрит, пробуждает ото сна.
Чувство радости, новизны.
Зелёный, голубой, солнечный.
Запах земли, первой грозы, черёмухи.
Шум талой воды, капели, щебет птиц.
Жизнь.
Конечно, такой метод хорошо работает, если используется не очень часто, чтобы не убить элемент творчества, радости, неожиданности.
Синквейн – интересный методический приём, который позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
«Экзотический» синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Кого-то привлекло звучное иностранное слово, кого-то – возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». Но, главное, никто не остался равнодушным.
Не секрет, что все ребята любят играть. Игра помогает мне создать на уроке творческие ситуации.
Например, изучив тему «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова», я предложила пятиклассникам попробовать себя в роли учителя и составить для своих друзей весёлый диктант, использовав как можно больше слов с изученной орфограммой. Ребята с радостью включились в работу. Вот текст одного такого диктанта.
Шофёр ехал по шоссе в лес. Там он собрал полную корзину спелого крыжовника. Вдруг подул сильный ветер, и шофёр надел капюшон.
На обратном пути он заехал в магазин и купил шоколад, расчёску и дешёвую щётку. Выйдя на улицу, шофёр присел отдохнуть у железной решётки и стал вспоминать, как летом ходил в цирк.
В цирке ему больше всего понравилось выступление жонглёра, который весело подкидывал мячи разного цвета: красного, чёрного, жёлтого. Ещё ему запомнилось выступление медведя, который крутил обруч в шёлковых шортах.
Вдруг шофёр вспомнил, что ему надо приготовиться к предстоящей охоте и почистить ружьё шомполом.
Он быстро сел в машину и поехал домой, но по дороге заглянул на работу, где все относились к нему с почётом и уважением. / Галиева Гульшат, 5 класс /.
Пятиклассникам очень понравился этот вид работы, и они уже сами, по собственной инициативе, пишут тексты на изученные орфограммы. Они подключили к этой работе не только старших братьев и сестёр, но и родителей.
Но я не возражаю, ведь дети, подбирая нужные слова, получают навык составления связного текста, у них развивается воображение, а главное, не заметно для себя, играя, они учат правила.
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстаёт в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удаётся передать в прозе.
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания.
Тесно сотрудничая с первой учительницей моих пятиклассников и беседуя с ребятами, я знала, что кто-то из них пытался пробовать свои силы в стихотворчестве, но стихи у них не получались. Значит, я должна дать им возможность почувствовать себя поэтами.
Что бы ни изучали по литературе – басни, былины, литературные сказки, стихотворения – в качестве домашнего задания дети пишут свои собственные варианты.
Но начинали мы с задания, которое позволяет не только развить воображение, но и правильно подобрать рифму. Я предложила ребятам первые две строчки стихотворения, им нужно было придумать продолжение. Сначала испуг: «Не получится», а потом – столько вариантов!
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот:
Он не кушает, не пьёт:
У него болит живот.
Ёж иголками щекочет,
Бегемот вовсю хохочет.
Он сидит, не шевелится:
Уколоться он боится
Он теперь от всех таится,
Гнева сторожей боится.
Заскучал, повесил нос
И пыхтит, как паровоз.
Целый год теперь ревёт
Наш трусишка бегемот.
После того, как у ребят появилась уверенность в своих силах, я их познакомила с интересным творческим заданием, которое пришло к нам из Франции, - буриме / написание стихотворения на заданные рифмы /.
Наступила осень золотая.
Листья, падая, кружатся и летят.
И с печальным криком улетая,
Птицы стаями на юг спешат. / Гиматдинова Эльвина, 5 класс /
Пришла волшебница-зима:
Одеты в шубы все дома.
Танцуют вальс снежинки,
Под снегом спят тропинки. /Закиров Марат, 5 класс /.
Постепенно детское творчество оттачивается, появляется желание познать основы стихосложения, использовать выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и т.д.
Так постепенно рождаются самостоятельные стихи.
С крыши капает капель,
Птичье пенье веселей.
Лучик солнца золотого
Ярче блещет мне в глаза.
Это значит, очень скоро
К нам придёт весна-красна. / Шакирова Айгуль, 5 класс /.
Анализируя стихотворения, я стараюсь вместе с учениками выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем, чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: «Я могу!».
Изучая басни И.А.Крылова, я познакомила пятиклассников с центоном.
Первоначально так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений.
На уроке ребятам понравилось отгадывать, из каких басен взяты строчки.
На дом они получают задание: составить центон, используя строки любимых басен И.А.Крылова.
Вот какой центон получился у Гиматдинова Ленара.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Их увидав, и ну на них метаться.
Ей с дубу ворон говорит:
«Соседка, перестань срамиться,
Смотри, уж ты хрипишь».
«Ничуть меня то не тревожит;
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки».
Составляя центоны, ребята прочитали много басен и поняли, что это не только интересно, но и трудно, ведь из строчек, никак не связанных между собой, нужно составить связный текст. А ещё это задание вырабатывает усидчивость и навык работы с текстом.
Когда пятиклассники узнали, что такое басня, отработали основополагающие понятия жанра: «эзопов язык», аллегория, мораль, им было предложено попробовать самим составить басню.
Вот какую басню сочинил ученик пятого класса Закиров Марат.
Дружная работа.
Собака, Кот да Волк с Лисой
В соседстве как-то жили
И вот в один прекрасный день
Гуляли по долине.
Вдруг Кот и объявил:
«Построить дом я тут решил.
По одному мы жить не сможем,
Когда к нам зимушка придёт
И метели принесёт».
Звери сразу согласились.
Моментально выбрав место,
Строить терем принялись.
Волк с Собакой за бревном,
А Лиса за молотком.
Кот принёс пилу, топор,
Доски, гвозди – весь набор!
Шкурят, пилят, поднимают
И фундамент заливают.
Вот и стройке тут конец,
Дом как будто бы дворец!
Если дружба так сильна,
Не страшна работа.
Конечно, с литературной точки зрения в работах пятиклассников есть недостатки. Может быть, кому-то работы ребят покажутся неинтересными, малосодержательными, но меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность.
Пройдут годы. Мои ребята вступят во взрослую жизнь. И пусть не станут они писателями и поэтами, но вкус к прекрасному русскому слову, родному языку останется с ними на всю жизнь. А это значит, что они будут творческими учителями, творческими инженерами, творческими поварами – творческими личностями. И это прекрасно!
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; в ближайшее время собираюсь включить в систему работы по развитию творческих способностей внеклассную работу по предмету.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Многие мои ученики на протяжении 3 последних лет занимают призовые места на районных олимпиадах.
Что касается непосредственно учащихся 5 класса, то в самом начале работы по данной теме из 9 пятиклассников писать пробовали только двое, а сейчас – 7человек.
Шакирова Айгуль, ученица 5 класса, получила грамоту за 1 место в конкурсе юных поэтов на районном литературном празднике, посвящённом 70-летию Кировской области, в марте 2007 года.
Закиров Марат, ученик 5 класса, награждён Дипломом 111 степени как призёр игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» по Кировской области и Грамотой как победитель конкурса «Русский медвежонок» среди учащихся Малмыжского района. /Копии Грамот и Диплома прилагаются./
Перспективы: вынести работу по развитию творческих способностей учащихся на внеурочное время, организовать кружок, так как рамки урока не позволяют серьёзно вести работу по этому направлению.
Отправить работы ребят в районную газету «Сельская правда» в рубрику «Мотылёк.», а также в областную детскую газету «Я расту».
Создать свою школьную газету, которая позволила бы, охватить как можно больше ребят, желающих попробовать себя в роли поэта, писателя и журналиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
- Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
- Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
- Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978..
- Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001 г.
- Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература, №5, 2006 г.
- Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1973.
[2] Российская педагогическая энциклопедия, 2т. - М., 1999, с.420.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....