Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока Русского языка в 7 классе "Правописание частиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коснпект урока | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прочтите пословицу «Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит» спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?
Ученик.
Ученик.
Учитель. Вы готовы удивлять всех своими знаниями?
Ученики. Готовы!
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Заполняем листы самооценки.
Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________ | |
Домашнее задание. Упр.241 | |
Задание 1. Дополнить таблицу. | |
Задание 2.Проверяем знания и умения. | |
П38. Кластер. | |
Упр.343. Письменно. |
Принцип заполнения оценочных листов таков: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?», если нет «-».
Учитель. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.
Ученики. Да!
Учитель. Проверяем домашнее задание. (2 минуты)
Собираем тетради.
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Учитель.
1. Дополните таблицу: (5 минут).
Смысловые | |||||||||||
Усилительные | Указательные | Восклицательные | Ограничительные | Определительно-уточняющие | Выражающие сомнение | Смягчающие просьбу | Образующие условное наклонение | Не, ни, нет, вовсе нет | |||
разве неужелили | дажелишь ни же уже и ведь все-таки -то | что за как простону и прямо | да точно так | Лишь лишь толькопочти хотя бы | точно почти как раз | да давай давайте пусть пускай |
Проверяем по эталону.
Учитель. Какие затруднения вы испытали?
2. Проверяем знания и умения. Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. (7 минут)
1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!
Проверяем по эталону.
Учитель. У кого все получилось? Какие затруднения вы испытали?
Ученики. Мы не знаем как пишутся частиц.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Что мы сегодня будем изучать?
Ученики: как правильно написать частицы.
Как сформулируем тему урока?
Ученики: Правописание частиц.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученики. Изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученики. Мы выбираем метод работы с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Чтобы узнать как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Откройте учебник стр.241, параграф 38. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин.
Учитель. Что вы узнали?
Ученики: Правило легко запомнить: частицы бы(б), ли (ль),будто, мол, вот, оке и.др. пишутся раздельно, частицы –то, -ка, -с, -де, -таки, -тко присоединяются к словам дефисом. Главное - уметь отличать частицы от других частей речи.
Учитель: Когда частица таки пишется раздельно, когда через дефис?
Ученики:….
Учитель. Составляем кластер по параграфу и запишем его в тетрадь.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Теперь будем работать над закреплением темы и выполним упражнение фронтально 342. (объясняется задание). Устно. Читаем предложения по цепочке.
Учитель. Какой вывод вы можете сделать?
Ученик. Частица –то имеет усилительное значение, придает слову или высказыванию смысловую весомость, употребляя в разговорной речи. А в остальных случаях оно является словообразовательной морфемой.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?
Ученик. Да/нет
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики. Да/нет
Учитель. Упр. № 343.
Учитель. Сравним и проверим. По цыпочке.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?
Ученик. В основном с заданием справился. Но …
Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.
Учитель. Тогда выполним следующее здание .
Вставьте пропущенные буквы.
- А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)
- Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)
- Н… стыдно ли, н… грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
- Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).
- Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).
Проверяем по эталону.
- А внутри домика какие перемены! Не видать ни Захара, ни Анисьи! (Гонч.)
- Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.)
- Не стыдно ли, не грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
- Я человеческим делам не удивляться не могу (В.Ф.).
- Впрочем, все эти вопросы были ни новые, ни внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).
Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, определяя союзы по своему строению.
Ученики. Нет! Мы не знаем
Учитель. А значит какая будет тема следующего урока?
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель.Что нового узнали на этом уроке?
Ученик. Мы узнали
Запишите домашнее задание: П 38 упр.344.
Приложение.
Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________ | |
Домашнее задание. Упр.241 | |
Задание 1. Дополнить таблицу. | |
Задание 2.Проверяем знания и умения. | |
П38. Кластер. | |
Упр.343. Письменно. |
Задание 1. Дополните таблицу: (5 минут).
Смысловые | |||||||||||
Усилительные | Указательные | Восклицательные | Ограничительные | Определительно-уточняющие | Выражающие сомнение | Смягчающие просьбу | Образующие услов ное наклонение | Не, ни, нет, вовсе нет | |||
разве неу- жели или | Даже лишь ни же уже и ведь все-таки -то | что за как просто ну и прямо | да точно так | Лишь, лишь только почти хотя бы | точно почти как раз | да давай давайте пусть пускай |
Задание 2. Проверяем знания и умения. Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. (7 минут)
1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.
- А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)
- Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)
- Н… стыдно ли, н… грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
- Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).
- Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).
Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________ | |
Домашнее задание. Упр.241 | |
Задание 1. Дополнить таблицу. | |
Задание 2.Проверяем знания и умения. | |
П38. Кластер. | |
Упр.343. Письменно. |
Задание 1. Дополните таблицу: (5 минут).
Смысловые | |||||||||||
Усилительные | Указательные | Восклицательные | Ограничительные | Определительно-уточняющие | Выражающие сомнение | Смягчающие просьбу | Образующие услов ное наклонение | Не, ни, нет, вовсе нет | |||
разве неу- жели или | Даже лишь ни же уже и ведь все-таки -то | что за как просто ну и прямо | да точно так | Лишь, лишь только почти хотя бы | точно почти как раз | да давай давайте пусть пускай |
Задание 2. Проверяем знания и умения. Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. (7 минут)
1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.
- А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)
- Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)
- Н… стыдно ли, н… грех из пустяков поднять тревогу? (Л.)
- Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).
- Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Презентация « Правописание частицы не с глаголами».
Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...
правописание частиц не и ни (7 класс)
разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...
Повторение правописания частицы НИ в VII классе
Разработка урока русского языка для 7 класса...
Презентация на тему "Правописание частиц НЕ и НИ"
В этой презентации я рассказжу о правилах написания частиц НЕ и НИ. На примерах обьясню раздельное и слитное написание....