Готовимся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Методические рекомендации для обучающихся 11 классов по написанию сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_sochineniyu.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к сочинению.
План к сочинению.
1. Небольшое вступление. Обозначаем проблему, поставленную автором. Постановка проблемы исходного текста в виде вопроса. Например: Как книга влияет на душу человека? Какова роль книги в детстве? Как природа влияет на человека? Что определяет взаимоотношения человека и природы? Каким должен быть настоящий учитель, ученый? Что такое настоящее мужество? Если не выходит в виде вопроса, то обозначаем проблему в повествовательном предложении. В данном тексте затронута… проблема сохранения чистоты и богатства русского языка, … проблема взаимоотношений отцов и детей, … проблема поведения человека на войне, …. проблема детской жестокости и т.д.
2. Комментарий к проблеме. Отметим здесь цель автора - привлечь внимание общества, молодёжи к данной проблеме, заставить читателя поразмышлять над понятием … Упомянуть фамилию автора. Актуальность данной проблемы для нашей современности, привести примеры.
3.Четкое прояснение авторской позиции. Какова позиция автора по данной проблеме? Какие факты, примеры он приводит? На что обращает особое внимание? Что вызывает у автора особую тревогу, опасения? С чем он не согласен? Как должны быть разрешены данные проблемы( по мнению автора)? Какие выводы он делает? Употребляем выражения: «автор убежден», «автор считает», называем фамилию автора. Приводим цитаты из текста.
4. Комментарий художественных особенностей текста. Определяем стиль текста(публицистический обычно), присутствует ли описание, рассуждение, повествование? Особую яркость, эмоциональность, точность, выразительность речи придают художественные средства, используемые автором: метафоры, сравнения, эпитеты, ряды однородных членов, многосоюзие, фразеологизмы, цитаты и т.д. Приводим примеры средств художественной выразительности.
5. Прояснение своей позиции. Вы согласны с автором. Доказательство своей позиции. Аргументы. Приведите 2 примера из произведений литературы. Либо один литературный пример, второй – из нашей культуры, истории. В крайнем случае – второй пример может быть из собственного жизненного опыта.
6. Вывод. Таким образом, ориентиром для автора в разрешении данной проблемы текста являются … абсолютные нравственные ценности, … культурные и исторические традиции России, … философское восприятие мира и места в нём человека, … традиционное понимание роли русского языка в развитии страны и общества, … анализ и осмысление ситуаций собственной позиции и т.д.( в зависимости от тематики вашего текста). В финале приводим отрывок из стихотворения по данной теме или афоризм. Невольно вспоминаются следующие строки:
«Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
Экологическая проблемы | Человек и природа. «Слово о полку Игореве» | Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло .Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. |
Влияние природы на душу человека | Л.Н.Толстой «Война и мир».Пушкин «Евгений Онегин» | Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. |
Значение природы для человека | М.Пришвин «Кладовая солнца», стихи Ф.Тютчева, Фета, С.Есенина, И.Бунина | Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева. |
Бережного отношения к природе | Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Герой стих-я во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков .Лес для него -родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. |
Проблемы семьи. Роль детства в жизни человека. | Л.Толстой «Война и мир» | Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту. |
Роль семьи в формировании личности | Л.Толстой «Война и мир» | В семье Ростовых все строилось на искренности и доброте, поэтому и дети- Наташа, Николай и Петя- стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль- безнравственные эгоисты. |
Проблема материнства как подвига | Виталий Закруткин «Матерь человеческая» | Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. |
Взаимоотношения отцов и детей, отношение к родителям, отношение к матери, конфликт поколений(отцы и дети) | А.Алексин «Безумная Евдокия». И.С.Тургенев «Отцы и дети», Фонвизин «Недоросль». Пушкин «Станционный смотритель» | Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности .Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит к тяжелейшей болезни матери. |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» | Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают премудрость и станут его достойными наследниками. | |
А.Пушкин «Капитанская дочка» | Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. | |
Проблема взросления(роли взрослых, школы в становлении личности), воспитание подрастающего поколения | В.Тендряков «Ночь после выпуска», Фонвизин «Недоросль», В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»(бабушка Катерина Петровна вложила во внука глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. | Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы ,которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств. |
Роли учителя в жизни человека | В.Распутин «Уроки французского» | Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. |
В.Быков «Обелиск» | Учитель Мороз стал для учеников образцом во всём, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. | |
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека, надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки .Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. | |
Б.Васильев «Летят мои кони…» | Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества. | |
Равнодушия мира взрослых(детской незащищенности; безвинного детского страдания) | Д.Григорович «Гуттаперчевый мальчик» | Герой повести- сирота Петя ,которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной. |
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» | Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребёнок замёрз, голодный и заброшенный. | |
Проблема развития и сохранения русского языка. | М.Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» | Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги- авторская точка зрения на этот вопрос. |
К.Чуковский «Живой как жизнь» | Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык. | |
Бессердечия, душевной черствости | К.Паустовский «Телеграмма» | Настя живёт яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Петровну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. |
Испытания совестью | В.Тендряков «Ухабы» | Попав в автомобильную аварию, гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу. |
Утраты духовных ценностей | В.Астафьев «Людочка» | Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе.Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством. |
Бесчеловечности, жестокости | Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»,Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»(маленького героя повести и его отца Егора Полушкина ужасает, как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники ,убивают животных. | Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребёнка.Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа. |
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку» | Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку:»Чем помешала собака?..Я не мог выгнать собаку, её один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость. | |
Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих, одиночество | В.Распутин «Живи и помни», Гоголь «Тарас Бульба»(предательство Андрия). Чехов «Ванька Жуков». Чехов «Тоска»(у извозчика Ионы умер единственный сын. Он хочет кому-нибудь рассказать о своем горе, но никто его не слушает, никому нет до него дела. И он рассказывает свое горе лошади.Ему кажется, что она выслушала его и посочувствовала горю). | Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настены. Ванька Жуков- сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему несладко живётся. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке» с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким в этом жестоком и холодном мире. |
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» | Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследни ком богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторге он изменил ей, издевался, как мог. | |
Подлости , бесчестия | А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Л.Толстой «Война и мир»(А.Курагин вторгается в жизнь Н.Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций). | Швабрин Алексей Иванович- дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. |
Хамства | А.Н.Островский «Гроза» | Персонаж драмы Дикой- типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность. |
Д.Фонвизин «Недоросль» | Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». | |
Нравственного падения | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» | Ради любви прекрасной полячки Андрий отрекся от родины, родных, товарищей, добровольно перешёл на сторону врага.Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть- вот итог его нравственного падения. |
Разрушающего влияния денег | А.П.Чехов «Ионыч» | Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть- деньги. |
| Н.В.Гоголь «Мертвые души» | Образ Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик. |
Проблема патриотизма | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» | Крестьянин Иван Сусанин, спасая от смерти юного Михаила Романова, заводит поляков в лесную глушь.Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов умереть за царя и родину. |
Неразрывной связи с родиной, родной землёй. | А.Солженицын «Матренин двор» | Для Матрены её дом, двор,деревня имеют большее значение, чем место, где живешь.Для героини это часть её жизни, память о прошлом, о близких. |
Нравственный выбор, нравственная прочность человека | Пушкин «Капитанская дочка», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «Обелиск» , «Сотников», В.Кондратьев «Сашка», В.Распутин «Уроки французского» | Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него изменить своим ученикам, своим нравственным принципам.( «Обелиск»). |
В.Быков «Сотников» | Во время войны, выполняя очередное задание командира отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле.Здесь проверяется глубина его убеждений, его стойкость. | |
В.Кондратьев «Сашка» | Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком. | |
Роль искусства и лит-ры в жизни человека(роль музыки). | А.Куприн «Гранатовый браслет».Короленко «Слепой музыкант» | Петрусь,герой повести «Слепой музыкант», родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. |
Л.Толстой «Война и мир» | Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. | |
Роль чтения в жизни человека. | М.Горький «Мои университеты» | Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком. |
Нравственная оценка войны, поведение человека на войне, героизм, мужество, патриотизм на войне; бесчеловечность и бессмысленность войны | Л.Толстой «Война и мир», Б.Васильев «А зори здесь тихие», М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Шолохов «Родинка» | «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.(Толстой «Севастопольские рассказы»). Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына,Николку, не узнав его в красном комиссаре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ
Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...
Готовимся к ГИА
Варианты диагностической работы 9 класса...
Готовимся к ЕГЭ, 11 класс
2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...