Пробный в формате ЕГЭ для 10-11 класса. 4 варианта
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Пробный ЕГЭ для 10-11 класса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probnyy_dlya_10_klassa.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Пробный ЕГЭ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
- Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Морские волны обладают большой мощностью: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов и т. д. (2)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (3)<...> преобразования позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Морские волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений, гибели кораблей, размывания берегов.
2) Энергию морских волн, обладающих разрушительной мощностью, можно использовать на благо человека, превращая её в электрическую и тем самым позволяя экономить невозобновляемые источники энергии.
3) Необходимо более экономно использовать невозобновляемые источники энергии, такие как нефть, газ, каменный уголь.
4) Морские волны, часто разрушительные, обладают энергией, которую можно использовать на благо человека, если преобразовывать её в электричество, что позволило бы более экономно расходовать невозобновляемые источники энергии.
5) И хотя огромную энергию морских волн можно было бы использовать на благо человека, всё чаще они наносят непоправимый урон: губят корабли, размывают берега, разрушают причалы.
2. Самостоятельно подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.
1) Водная струя жидкости, выходящая на поверхность воды из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
2) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.
3) Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный источник. Сведения из верного источника.
4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
КорЫсть (из) кремнЯ ОбострЁнный позвОнит ненадОлго
5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
У старшего брата всегда был очень СКРЫТНЫЙ характер.
Баскетболист ОТКЛОНИЛСЯ, и мяч пролетел мимо.
А прежде здесь ВЕКОВЫЕ леса росли, водились фазаны, дикие кабаны и олени.
Последовательности нулей и единиц можно рассматривать как числа, записанные в ДВОИЧНОЙ системе.
Иван понял, что голос его ПЕРЕТЕРПЕЛ изменения: исчез безвозвратно густой, певучий баритон.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
стая ЦАПЕЛЬ к ДВУХТЫСЯЧНОМУ году ИСПЕКЁТ хлеб в СТА метрах голос более ГРОМКИЙ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм B) ошибка в построении сложного предложения Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона. 2) Вопреки ожиданиям активисты общественных движений забыли о разногласиях и единым фронтом выступили против закрытия музея. 3) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр. 4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы. 5) После долгого напряжения опять нахлынула тоска, когда не хочется ничего делать и которая не покидает меня ни днём, ни ночью. 6) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море. 7) Будучи человеком, наделённым кое-какими скромными талантами, я по совету одного академика приучил себя записывать неожиданно приходящие мне в голову мысли. 8) Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается. 9) Детский коллектив школы искусств создал одно большое художественное полотно, которое станет центральным лотом на аукционе, приуроченном к празднику — Дню защиты детей. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник
2) сп..ши (на урок), за..вить, ум..лять
3) к..лбаса, п..стила, предл..жение
4) б..стион, к..вычки, в..нтиляция
5) пом..рить (поссорившихся), зав..нтить, об..жал (малыша)
10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) не..говорчивый, и..виваться, бе..численный
2) пр..рывистый, пр..образование, пр..увеличение
3) в..едливый, из..ять, трёх..игольный
4) з..ковать, не..хваченный, н..расхват
5) с..змала, об..скивать, пред..дущий
11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вать, насмешл..вый
2) фасол..вый, накрахмал..ть
3) обрад..вать, мех..вой
4) выздоров..вший, недогадл..вость
5) прицел..вающийся, засушл..вый
12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сия..шь, закле..вший
2) представ..шься, отправл..нный
3) налад..шь, скле..нный
4) онеме..шь, ожида..мый
5) перелож..шь, довер..вший
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Экспедиция (НЕ)РАЗ подходила к берегам, причём настолько близко, что местные жители могли пересчитать мачты на каравеллах.
(НЕ)ЗНАНИЕ законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение.
И так всю ночь мне (НЕ)СПИТСЯ, пока не вспыхнет первая зарница.
Новая театральная постановка вызвала далеко (НЕ)ОДНОЗНАЧНУЮ реакцию в обществе.
Последствия применения нанотехнологий в еде пока (НЕ)ИЗУЧЕНЫ, а потому непредсказуемы.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (В)ТЕЧЕНИЕ часа изучали глубоководный мир.
Сидя на коне, командир (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут пристально смотрел (В)ДАЛЬ.
Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.
ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.
Будучи просвещённейшим человеком своего века, А. С. Пушкин (НИ)РАЗУ не был (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ому откосу.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во время опасности или волнения сердце сжимается либо начинает учащённо биться.
2) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) И вдруг и берег и море озарили первые лучи солнца.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и тёмных дебрей (2) замирает на (3) ярко озарённой (4) дороге.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Между русским и английским языками (1) конечно (2) имеется существенная разница, обусловленная историческим развитием народов и другими объективными причинами. Поэтому (3) многие созвучные русскому языку английские слова и выражения (4) зачастую (5) несут совершенно иную, порой неожиданную смысловую нагрузку.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прообразом капитана Врунгеля (1) фамилия которого (2) пародирует фамилию известного мореплавателя Фердинанда Врангеля (3) и вызывает ассоциацию со словом «врун» (4) был знакомый писателя А. С. Некрасова с характерной фамилией Вронский — любитель рассказывать морские истории-небылицы со своим участием.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ольга вошла к Рябовскому без звонка (1) и (2) когда в передней снимала калоши (3) ей послышалось (4) как будто в мастерской кто-то тихо пробежал.
21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) После того как с изобретением винта и реактивного двигателя мир становился для новых поколений все меньше и меньше, родилось представление, что людям прошлого он должен был казаться соответственно больше и до Колумба вообще был бесконечным, а океаны — неодолимыми. (2) В учебных пособиях, говорящих о судостроении, прочно утвердилось положение, что первоначально человек одолевал небольшие водные пространства верхом на бревне. (3) Затем, чтобы не мочить ноги, он додумался выдалбливать бревно топором и выжигать огнем, а по мере того как отваживался на поединок со все более высокими волнами — наращивал долбленку досками по бокам. (4) Несомненно, первая забота человека при создании судов – обеспечить плавучесть. (5) В разных концах света цель эта достигалась двумя совершенно разными способами. (6) Один — сборка пропускающей воду конструкции из плавучих элементов, вместе обеспечивающих достаточную плавучесть, чтобы нести команду и груз. (7) Второй — изготовление водонепроницаемого корпуса, плавучесть которого обеспечивается не родом материала, а за счет вытеснения воды воздухом.
Прочитайте текст и выполните задания 22 - 27
(1)Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? (2)Нет, не забыл.
(3)Я уже послал твоей матери три письма! (4)Я написал ей и за себя, и за тебя... (5)Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. (6)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. (7)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? (8)Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. (9)Она и читать, наверно, не успевала. (10)Значит, умеешь?
(11)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (12)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь...
(13)Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву? (14)И как раз была встреча Нового года. (15)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (16)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (17)Ты стеснялся её. (18)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете...» (19)И виновато поглядывал на Марину.
(20)Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. (21)А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала...
(22)Помнишь, тогда, после Нового года, кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). (23)И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. (24)Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».
(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца... (29)Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.
(30)И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.
(31)Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает! (32)Она каждый раз хвалила тебя — и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.
(33)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!
(35)Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.
(36)Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет?
(38)Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне?
(39)Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма? (40)Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть, моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.
(43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину... (По А. Г. Алексину)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Единственной причиной, по которой Анна Филипповна не получала писем от своего сына, было то, что он не умел писать ни писем, ни посланий.
2) По окончании аспирантуры сын Анны Филипповны пригласил её из деревни в Москву, чтобы торжественно представить своим друзьям.
3) Герой текста потерял свою мать, когда сам был на концерте, а тем временем она стучала в стенку спящему соседу, чтобы тот вызвал скорую.
4) Качества, за которые Анна Филипповна хвалила своего любимого сына, на самом деле в нём отсутствовали.
5) С героем текста, сыном Анны Филипповны, перестали общаться и его девушка Марина, и рассказчик, объяснивший причину охлаждения в своём письме.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 16—18 представлено описание.
2) Предложения 24-26 содержат повествование.
3) Предложения 28-29 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 27.
4) В предложениях 33—34 представлено повествование.
5) В предложениях 41-42 представлено рассуждение.
24. Из предложений 28-29 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 36-43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«В письме, написанном от лица рассказчика, звучат горечь и боль, что подчёркивают использованные в тексте языковые средства выразительности, среди которых троп — (А)___ (предложение 35), синтаксические средства: (Б)___ (предложения 3, 31, 34), (В)___ (предложения 16, 21, 26, 29). Автор письма пытается не только эмоционально воздействовать на адресата, но и логически убедить его, о чём свидетельствует синтаксическое средство — (Г)___ (предложения 9, 10, 41, 42)».
Список терминов:
1) литота
2) парцелляция
3) восклицательные предложения
4) фразеологизм
5) вводные слова
6) вопросительные предложения
7) противопоставление
8) уточняющие конструкции
9) метафора
|
|
|
|
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
ПРОБНЫЙ ЕГЭ
ВАРИАНТ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)То, как выглядит цветок, во многом зависит от способа, которым он опыляется. (2)Виды, которые опыляются ветром, обычно мелкие, невзрачные, без яркой окраски, поскольку им не нужно привлекать внимание насекомых и птиц для распространения своей пыльцы. (3) .. цветки, опыление которых зависит от существ, переносящих пыльцу, должны привлекать их внимание, так как они помогут осуществить перекрестное опыление, такие цветки более привлекательны.
Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)Внешний вид цветка зависит от способа опыления: привлекательные цветы обычно опыляются живыми существами, а мелкие и невзрачные – ветром.
2)Цветки, которые опыляются ветром обычно мелкие и невзрачные, поскольку им не нужно привлекать внимание насекомых и птиц.
3) Цветки, которым необходимо привлекать внимание существ, переносящих пыльцу, обычно бывают более привлекательными.
4) Способ опыления влияет на внешность цветка: если опыление осуществляется ветром, то цветок будет мелким и невзрачным, если опыление происходит при участии насекомых и птиц, то цветок будет привлекательным.
5) Насекомые и птицы помогают осуществлять перекрестное опыление, поэтому цветам необходимо подстраиваться под них.
Задание 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВИД, ы., м.р.
1. Внешний облик кого-л.; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий вид у кого-л. Требования к внешнему виду военнослужащего. Появиться в нетрезвом виде. Делать вид (притворяться).
2. Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна.Снять комнату с видом на море.
3. Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. Виды Крыма. Альбом с видами Москвы.
4. Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. Виды на будущее. Виды на урожай. Вид на жительство.
5. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло - вид мебели.
6. Лингв. Грамматическая категория, обозначающая характер протекания глагольного действия. Совершенный, несовершенный вид.
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. оптОвый баловАть прИбыв добелА досУг
Задание 5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Марью Дмитриевну знала ЦАРСТВЕННАЯ фамилия, знала вся Москва и весь Петербург
В прошлом году ДИПЛОМАНТОМ конкурса стал Сергей Иванов.
КОРЕННЫЕ жители этого издавна ловили рыбу на этой реке.
Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой ПОЧТЕННОЙ дамы, и что же?
Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему ЕДИНСТВЕННОМУ сыну.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
согласно РАСПИСАНИЮ пара НОСКОВ ЗАСОХНУЛ на ветру пять КИЛОГРАММОВ
около ПОЛУТОРАСТА метров
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Согласно результатов экзаменов он был лучшим не только в классе, но и во всей школе. |
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- отм..рающий, ск..чок, оз..рение
- пом..риться, заг..релый, водор..сли
- ед..нение, аб..жур, см..тритель
- ск..куны, бл..стящий, попл..вок
- пор..вняться, р..внина, тв..рение
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- без..скусный, по..скать, вз..мать
- пр..бежать, с..звездие, об..йти
- чере..чур, в..помнить, ни..вергать
- пр..чудливый, пр..ютить, пр..мер
- четырех..ярусный, под..ём, ад..ютант
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- буш..вать, голуб..нький
- яблон..вый, прожорл..вый
- мешоч..к, ружь..цо
- глуб..на, старш..нство
- фламанд..кий, тка..кий
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- вытерп..шь, завис..мый
- выкач..нная (бочка), неотъемл..мый
- навар..шь, постел..шь
- раска..вшийся, отча..нная
- расстро..шься, увлека..мый
Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал.
Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде.
Будешь жить так, как будто тебя нет или как будто ты (НЕ)КЛИМ, а Дмитрий.
Из всех взрослых мама самая трудная, о ней почти нечего думать, как о странице тетради, на которой еще ничего (НЕ)НАПИСАНО.
Это был высокий старик в шапке волос, курчавых, точно овчина, грязносерая борода обросла его лицо от глаз до шеи, сизая шишка носа едва заметна на лице, рта совсем (НЕ)ВИДНО, а на месте глаз тускло светятся осколки мутных стекол.
Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
И ЧТО(БЫ) ни говорил и ни делал этот человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ, Тезкин ему больше не верил.
Жизнь казалась ему чем-то (В)РОДЕ контрольной работы, которую он одолевал играючи и молниеносно, а (ПО)ТОМУ неудача на вступительных экзаменах его подкосила.
(ИЗ)ЗА тумана ничего не было видно (ВО)КРУГ.
Очень долго он не мог уснуть, ворочался, а (ЗА)ТЕМ достал из нижнего ящика стола потертую тетрадь, зажег свечи читал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2) Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4) Батюшка прочел его со вниманием положил перед собою на стол и начал свое письмо.
5) Она не была похожа ни на Людмилу ни на Ирочку Раевскую ни даже на Серафиму Хренову.
Задание 17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Тезкин (1) храня в душе и теле верность (2) канувшей в лето художнице (3) с большим сочувствием относился к попыткам друга (4) встретить за каким-нибудь столиком прекрасную даму.
Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Здесь (1) друг Горацио (2) у датских берегов
Ты много не разыщешь (3) дураков,
Кто бы своё так изощрял воображенье,
Когда потеха – в грош.
Не выкажи (4) прошу (5) пренебрежения
К неимоверному рассказу моему…
Но, вижу (6) друг (7) рассудок добросовестный (8) твой делит
Неблагодарная двоякость впечатления.
Задание 19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился.
Задание 20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Этот Швабрин превеликий плут (1) и (2) если попадется ко мне в руки (3) то я велю его судить (4) в двадцать четыре часа (5) и мы расстреляем его на парапете крепости.
Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
Оцениваю человека
(1)Сразу поймешь человека, когда он стоит перед вашими книжными полочками! (2)Приходит к вам: «здрасте – здрасте», сядет в кресло около самых книг, глазом покосится и начнет разговор про то, что читали ли нынче, какая вышла катастрофа в метро и нордсюде, и что Дон-Аминадо пишет по индийскому вопросу свои стихи. (3)Разговариваем, а мне удивительно, как это, около самых книг сидя, человек не взглянет пристально на редкости. (4)У меня, например, в первом издании сказки Афанасьева, и в отличных переплетах, на уровне самого его носа, и хоть бы чихнул!
(5)И вижу – человек не настоящий. (6)То есть, конечно, хороший человек и в своих интересах весьма обстоятельный, при синем галстуке, носки с должной просинью и пробор на волосах, все отлично, – но не нашего полета, не из книголюбов. (7)Иной раз стараюсь занять разговором, что вот у Березина-Ширяева неправильно указан год издания, – и сразу человек начинает как бы внутренне позевывать, зачем пришел; я, говорит, очень тороплюсь домой, извините. (8)Ну что же – до свиданья!
(9)Другой же человек, только вошел – сразу ко мне спиной – и прилип к полкам. (10)«Неужто, – говорит, – у вас есть третий том словаря Геннади?» (11)И тут я весь как бы в сиянье счастья, потому что этого человека я скоро не отпущу, дам ему понюхать и Губерти, и Бурцева, и Сопикова, и Обольянинова, и какая у меня грамматика издания Академии, и стопочка песенников от Ильинских ворот, и найдется гравюрка великого Уткина, и снегиревское писанье о лубочных картинках, и кое-что по части книжного знака, а в заключенье развяжу бантики самодельной папочки и поражу человека моей гордостью – «Щеголеватой аптекой».
(12)Мало у меня, сущие пустяки – но обвеяно любовью и скреплено в корешочках душевною привязанностью, потому что рождено до нас и нас переживет, а радости в мире так мало. (13)Показываю книжку за книжкой, а в горле моем дрожит комочек нервных переживаний, – и, ясно вижу, он тоже волнуется, спешит рассказать, какая у него была редкость в бытность его в Москве, когда посещал книготорговлю Шибанова. (14)И ему хочется больше порассказать, и я тороплюсь выложить свое, – и не можем наговориться, так что в дверь мне тихо постукивают и спрашивают: «Что же он, гость-то, останется обедать или как?» (15)Но даже и такое предупреждение не может сразу облагоразумить.
(16)Вот это, значит, попался свой человек, книголюб сумасбродный!
(17)Так и расцениваю человека.
* Осоргин Михаил Андреевич (1878-1942) - русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных массонов русской эмиграции, основатель нескольких русских массонских лож во Франции.
Задание 22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Человек, который не интересуется книгами, не настоящий
2) Автор никогда не разрешает прикасаться к своим книгам
3) Гостю, который любит книги, хочется рассказать много интересного.
4) Если человек хорошо одет, то он, наверняка, любит и хорошую литературу.
5) Радостей в мире много.
Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 6 содержит элементы описания
2) В предложении 11 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 10.
3) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.
4) В предложении 3 представлено рассуждение.
5) В предложении 15 содержится вывод, следствие из содержания предложения 14.
Задание 24. Из предложения 3 выпишите слово со значением «очень внимательно, напряженно».
Задание 25. Среди предложений 12-17 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Задание 26. Эмоциональность своего состояния автор передает при помощи А___(в предложениях 1,4,8,16). Использование Б___(«понюхать и Губерти, и Бурцева, и Сопикова, и Обольянинова» в предложении 11) и В___(«великий» в предложении 11, «сумасбродный» в предложении 16) помогает писателю наиболее точно передать свои мысли. А свое трепетное, «отеческое» отношение к книгам Осоргин передает посредством Г___(«стопочка», «папочки», «гравюрка», «корешочках»).
1) эпитеты
2) диалектизмы
3) восклицательные предложения
4) анафора
5) гипербола
6) оксюморон
7) метонимия
8) цитирование
9) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ПРОБНЫЙ ЕГЭ
Вариант 3
1.Прочитайте текст и выполните задания 1–3.(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)....и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,содержащаяся в тексте?
1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, ноосновным занятием этих народов на протяжении веков оставалосьземледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,так как основным занятием восточных славян на протяжении многихвеков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простыхлюдей –земледельцев и ремесленников.
2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаКУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА, культуры, жен.(лат.cultura) (книжн.).
1.только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2.То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3.только ед.То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4.только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5.Разводимое, культивируемое растение (с.-х.).Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина др.).6.Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.).Культура холеры.7.перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановкеударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Отрочество жилОсь вернА взЯлась
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, егосерийный номер.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключивлишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тѐмное пятно ивначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планетечасто бушуют бури.
7.В одном из выделенных нижеслов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах петь более ЗВОНЧЕ ГЛОЖУТ сомнения
НАПОИВ молоко мнаиболее СПОКОЙНЫЙ
8.Установитесоответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИA | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) Великий поэт Данте Алигьери является автором поэмы «Божественной комедии», в которой описано путешествие героя в загробное царство. 2) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество. 3) По приезде в Москву артист не только выступил с концертом, но и провёл пресс-конференцию. 4) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения. 5) Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных. 6) Повести Василя Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне. 7) Многие из тех, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.8) Мне стало больно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить. 9) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел и заблистал золотом листьев. |
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) укр...шения, ск...кать, загр...ждение
2) погл...щение, бл...стательный, пос...деть (от горя)
3) зап...вать (лекарство), прим...рять (спорщиков), разм...гчить
4) прик...сновение, несг...раемый, вн...мание.
5) ср...щение, распол...гать, зам...рать.
10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..сходный, из..скать, по..скать
2) з..головок, поз..вчера, пр..родина
3) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
4) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
5) об..ект, об..яснение, пан..европейский
11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удушл..вый, раскорч..вать
2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка
4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент )
2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)
3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать
4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)
5) пропол..шь, исполня..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).
(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях
КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.
Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вдоль реки белели песча(1)ые косы, а дальше клубилась листве(2)ая зелень, плавно переходящая в желтизну некоше(3)ого луга, окаймлё(4)ого лесом.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни.
2) Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои.
3) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих.
4) Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней навсегда.
5) В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и предугадать её будущее.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны, и в 1950-е годы ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперёд (4) запустили массовое производство новых конструкций машин.
18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно (4) вы (5) песню тогда нам споёте.(А. Т. Твардовский)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Архипелаг Земля Франца Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83% территории (3) которых (4) до сих пор покрыто льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним итем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1)Первый снег —это всегда радость, настоящее преображение природы. 2)Зима вступила в свои права, и это её щедрый подарок. 3)Хлопья снега сыпятся из тяжелых нависших над городом туч и пушистым ковром ложатся на улицы. 4)Воздух свеж и чист. 5) На голых ветках деревьев –колючий иней. 6)Тонкие заледеневшие иголочки красиво сверкают и переливаются разноцветными огнями. 7)Не деревья в парке, а заколдованный лес! 8)Морозное дыхание зимы рисует на стёклах затейливый орнамент -окна сразу приобретают сказочный вид.9)Тихо. 10)Всё вокруг замирает. 11)Деревья, тянущие изогнутые ветви к небу, напоминают заснеженных молчаливых истуканов. 12) Но стоит приблизиться -и волшебство исчезает. 13)Такая хрупкая красота!
Прочитайте текст и выполните задания 22–27
.(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве виделПушкина. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяювас, что на этого человека я глядел как на чудо. (4)Пройдёт лет пятьдесят-шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть как на чудо. (5)И потому я считаю нелишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.
(6)Меня предупредили, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море —беспокойное, сверкающее —и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. (8)Он прибыл в двуконном экипаже с поднятым верхом. (9)Коляска остановилась, и вот из нее показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел Толстой. (10)На нём было коротковатое драповоепальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. (11)И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление
.(12)Меня ему представили. (13)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (14)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (15)Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (16)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (17)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (18)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебёдки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.
(19)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (20)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потёртые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (21)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (22)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет Царь славы». (23)И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери о том, как Толстой идёт где-то по одному из московских переулков зимним погожим вечером и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки в знак добровольного преклонения. (24)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, —это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.
(25)Потом прошло ещё пять минут, приехали новые знакомые Льва Николаевича. (26)И я увидел нового Толстого —Толстого, которому вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (27)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:
-Вы знаете, я на днях был болен. (28)Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... (29)Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? (ЗО)Может быть, читали? (31)Так вот, одна такая барыня подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (32)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (33)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» (34)Молчит. (35)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (36)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... детство отрока... военный мир... и другие...»
(37)В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.
(38)Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти-пятнадцати минут. (39)Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, онтак же был бы неуловим.
(40)Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей —это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (41)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (42)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. (43)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком, —что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться, —есть истинный, радостно признанный властитель. (44)И что власть его —подобная творческой власти Бога —останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете.
(45)Вспоминаю ещё одну маленькую, смешную и трогательную подробность.
(46)Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.
(47)Я спросил:
-А вы знаете, кого вы везёте?
(48)И вот я увидел, как сразу просияло еголицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крикнул:
-Конечно, Толстого!
(49)И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара.
(50)Конечно, Льва Толстого! (По А. И. Куприну)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик смотрел на человека, видевшего в детстве А. С. Пушкина и запомнившего великого поэта блондином, как на чудо.
2) По воспоминаниям рассказчика, Л. Н. Толстой поначалу производил впечатление старого и больного человека, однако при общении со своими знакомыми выглядел как тридцатилетний.
3) Л. Н. Толстой был очень рад тому, что публика не обратила на него никакого внимания, устремившись за похожим на него человеком.
4) Рассказчик горд тем, что является и современником, и соотечественником Л. Н. Толстого.5) Толстая барыня, приехавшая к писателю в составе депутации из провинции, стала прототипом героини произведения Л. Н. Толстого «Плоды просвещения»
.23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 5 называет причину того, о чём говорится в предложении 4.
2) Предложения 10-11 содержат описание
3) В предложениях 19-20 ведущим типом речи является повествование.4) Предложение 26 противопоставлено по содержанию предложениям 16-17.
5) В предложениях 40-44 представлено повествование.
24. Из предложений 14-18 выпишите слово со значением «почтенный, заслуженный».
25.Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «В статье «О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"» писатель А. И. Куприн пытается передать мельчайшие подробности этого памятного дня, используя троп —(А)___ ("весёлый ветер", "беспокойное море" в предложении 7). Описывая восхищение Л. Н. Толстым, Куприн прибегает к использованию такого тропа, как (Б)___ (предложения 21, 49). Акцентировать внимание на творчестве Льва Николаевича автору помогает лексическое средство —(В)___ ("и плакаты и радоваться" в предложении 43). А приём —(Г)___ (предложения 14-16, 41—43) —помогает передать чувства, охватившие писателя при встрече с великим Толстым».
Список терминов:
1) эпитеты 2) метонимия 3) эпифора 4) контекстные антонимы 5) сравнение 6) фразеологизм
7) анафора 8) градация 9) синонимы
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения — не менее 150 слов.
ПРОБНЫЙ ЕГЭ
4 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1)Учёные и изобретатели придумали множество разнообразных осветительных приборов: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — и продолжают работать в этом направлении. (2)______ , неоновая, или флуоресцентная, лампа, изобретённая Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, которую также называют «лампой накаливания»: неоновая лампа потребляет меньше энергии. (З) Ещё позднее были изобретены галогенные лампы, которые ярче, чем неоновые, и в то же время потребляют ещё меньше энергии, что позволяет экономить электричество.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.
2) Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.
3) Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.
4) Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.
5) Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ШКОЛА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ШКОЛА, -ы, ж
1. Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Школа жизни.
2. Направление в области науки, искусства. Создать свою школу в науке.
3. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Общеобразовательная школа.
4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании). Откатать школу.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный. Выпишите это слово. ШАрфы полилА позвонИт красивЕе дОсуха
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Юная спортсменка, которая в очередной раз одержала ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНУЮ победу в соревнованиях юниоров, является сегодня надеждой российской сборной по художественной гимнастике.
2. Для многих настольных игр требуется специальный ИГРАЛЬНЫЙ кубик, на боковых сторонах которого нарисованы цифры или кружки.
3. Родители стремились выбрать для своей дочери ЗВУЧНОЕ имя, мечтая видеть её исполняющей арии из известных опер на сцене Большого театра.
4. Искренняя, ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа всегда помогала людям достичь взаимопонимания.
5. КОРЕННЫЕ изменения, которые произошли за последние десятилетия не только в экологии, но и в питании, оказывают чрезвычайно опасное влияние на здоровье человека.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
От непогашенной сигареты возникло загорание бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не менее ВОСЬМИСТА участников КРАТЧАЙШАЯ дорога ИХ собака пять ПОЛОТЕНЕЦ ЛЯГТЕ на диван
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить. 2) Мария Склодовская-Кюри— единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии. 3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что "И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят". 4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой. 5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. 6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол. 7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях. 8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь 9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) под…рить, ун…верситет, отм…чать
2) изм…рение, соб…рать, пром…кнуть
3) предпол..жить, зан..мать, заж..м
4) оп…здать, ск…кать, упл…тнить
5) р…нтабельный, уд…вляться, изв…нения
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) о..бросить, о..гадка, о..мычка
2) неи…сякаемый, и…точник, чере…чур
3) спорт…нвентарь, небез…звестный, роз…грыш
4) пр…страстился, пр…вентивные меры, камень пр…ткновения
5) бе…шумно, во…тание, …жатие
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рул…вой, удоста…вать
2) усидч…вый, подчёрк…вать
3) стержн…вой, затм…вать
4) владел…ц, увид…л
5) ненавид…вший, сбивч…вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) увлека…мый, вымуч…нный
2) пар…шься, слыш…мая
3) вид…мый, провер…шь
4) задерж…шься, леле…мый
5) выгон…шь, мурлыч..щий
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Юные спортсмены стремятся к победе пока (не)совсем осознанно.
2. Впереди туристов ожидал путь по (не)широкому, но очень длинному ущелью, протянувшемуся на несколько километров.
3. Когда поднялся занавес, лица зрителей озарились улыбками, настолько точно декорации воссоздавали ещё (не)забытую атмосферу конца прошлого века.
4. (Не)смотря по сторонам, победитель олимпиады поднялся на сцену, и ему был торжественно вручён памятный подарок.
5. Фантастические литературные образы, воплощённые М.А. Врубелем в картинах, (не)мыслятся без изображения природы, гармонично соединённой с фигурами персонажей и раскрывающей их сущность.
14. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Льющийся с неба свет (КАК)БУДТО растворяется в белоснежных стенах церкви и в ТО(ЖЕ) время отражается от них, придавая им необычайную яркость.
2. Для того ЧТО(БЫ) определить морфемный состав слова, нужно прежде всего понять, к какой части речи оно относится, а (ЗА)ТЕМ определить его морфологические признаки.
3. Принесённый ребятами из леса ёжик СРАЗУ(ЖЕ) забился под диван и весь вечер не подавал (ОТ)ТУДА никаких признаков своей таинственной ежиной жизни.
4. (НА)КОНЕЦ дождь перестал, и сразу ИЗ(ЗА) туч выглянуло ласковое солнце.
5. (ПО)ВСЮДУ в природе было разлито настроение спокойствия и умиротворённости, и звёзды светили ТАК(ЖЕ) безмятежно, как мгновение назад скрывшийся месяц.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.
На картине был изображён покрытый золочё(1)ой скатертью стол, на котором лежали и яблоки, и груши, и зелё(2)ый лук, и бледная, как будто недожаре(3)ая, курица, и даже непотрошё(4)ая щука с раскрытой зубастой пастью.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Сегодня с утра в чистейшей небесной лазури ослепительно светит по-зимнему холодное но яркое солнце.
2) Гулко откликнулись прокатились и рассыпались по небу громовые раскаты.
3) Кате вдруг захотелось угостить забавного малыша конфетой или пирожным.
4) Вот мы видим то амбар то лабаз то церковную ограду то часовенку на развилке дороги.
5) После плавания по морям Европы Христофор Колумб обосновался в Лиссабоне и участвовал в различных португальских морских экспедициях.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Норовистый конь (1) закусив удила (2) и (3) сверкая огненными глазами (4) выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. За работу с молотком (1) конечно же (2) нужно браться со знанием дела и расчётом. Все понимают, как важно (3) например (4) избежать повреждения пальцев при забивании маленького гвоздя.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Вдоль аллеи парка (1) стоят задумчивые вековые липы (2) в золотой листве (3) которых (4) запуталось осеннее солнце.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. День клонился к вечеру (1) и (2) так как вся работа уже была сделана (3) Демьян с наслаждением вытянулся (4) на свежем душистом сене.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Плодородие— это способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания и воде и обеспечивать урожай, благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств. (2) Плодородие — это важнейшее свойство почвы. (3) Оно во многом зависит от наличия в ней органического вещества — гумуса. (4) Гумус образован разложившимися остатками отмерших растений и животных. (5) Толщина этого слоя в почве различна: в тундре – от 5 см, у степных чернозёмов Юга России –до 1,8 м. (6) Основоположник учения о почве В.В.Докучаев опубликовал в 1883 г. книгу «Русский чернозем», в которой не только раскрыл происхождение черноземов, их свойства и географию, но и показал, что почва — особое естественно-историческое тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов почвообразования: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности и возраста почвы.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
- (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
- (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?
- (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу...
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.
2) У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.
3) Искусство способно объединить людей.
4) Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.
5) Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.
Показать фрагмент
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3—4 содержится рассуждение.
2) В предложениях 14—15 представлено описание.
3) В предложениях 17—19 представлено повествование.
4) Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.
5) Предложения 25—27 включают рассуждение.
24. Из предложения 25 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.
26. «Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _____ предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп — (Б) _____ («яблоко... смеётся» в предложении 8). ПРИЕМ — (В) _____ (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство — (Г) _____ (предложение 10) — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».
Список терминов:
1) парцелляция
2) олицетворение
3) разговорная лексика
4) противопоставление
5) лексический повтор
6) диалог
7) эпитеты
8) восклицательное предложение
9) риторический вопрос.
27. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты пробного экзамена по русскому языку в 9 классе
Представлены 4 варианта ОГЭ по русскому языку для 9 класса за 2015 год. Есть ответы и бланки....
5 вариантов пробного экзамена по русскому языку в 9 классе
Материал вариантов собран из материалов Открытого банка ОГЭ по русскому языку...
Пробный ОГЭ №1 по математике 2021г. 9 класс. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Ответы.
Пробный ОГЭ №1 по математике 2021г. 9 класс. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Ответы....
Пробный ЕГЭ - 2022 по математике № 1. 11 класс. Варианты 1, 2, 3, 4. Ответы
Пробный ЕГЭ № 1 по математике. 11 классВариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант 4Ответы...
Пробный ЕГЭ № 2 по математике 2022г. 11 класс. Варианты 1, 2, 3, 4. Ответы.
Пробный ЕГЭ № 2 по математике. 11 класс Вариант 1, Вариант 2, Вариант 3, Вариант 4. Ответы....
Пробный ОГЭ № 2 по математике 2022г. 9 класс. Варианты 1, 2, 3, 4, 5. Ответы.
Пробный ОГЭ № 2 по математике. 9 класс. Варианты 1, 2, 3, 4, 5. Ответы....
Пробный ЕГЭ № 2 по математике. 2023г. (Профильный уровень) 11 класс. Варианты 1, 2.
обный ЕГЭ № 2 по математике. (Профильный уровень) 11 класс. Варианты 1, 2...