Повелительное наклонение глагола (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Повелительное наклонение глагола (с презентацией)
Класс: 6
Цель урока: дать представление о повелительном наклонении глагола.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о повелительном наклонении глагола.
2. Способствовать обучению школьников умению работать в проблемной ситуации, обобщать изучаемые объекты, делать выводы и обобщения.
3. Способствовать формированию навыков работы в малых группах (парах).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологи обучения: технология деятельностного метода, проблемного обучения, технология обучения в малых группах, проблемно-диалогическое обучение, контрольно-оценочная деятельность , формирование УД и УУД.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран).
Ход урока:
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день! Эпиграфом к сегодняшнему уроку русского языка служит высказывание Козьмы Пруткова "Если хочешь быть счастливым - будь им!" На экране слайд 2
Найдите ключевое слово в этом высказывании (будь).
- В какой форме употреблен этот глагол? (в форме повелительного наклонения).
- Сформулируйте тему урока (Повелительное наклонение глагола). На экране слайд 1
- Что обозначает слово повелительный, подберите однокоренные слова, составьте с ним словосочетание (повелевать, велеть, повелевающий, повелительный тон, повелитель стихий).
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование интереса к изучаемому предмету;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: выделение главной информации.
2. Постановка учебных задач.
- Чтобы изучение новой темы было эффективным, поставьте учебные задачи. Что узнаем на уроке, чему научимся?
(На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи.
Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи). На экране слайд 3
УУД, формируемые на данном этапе:
Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания, постановки учебных задач;
Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;
Познавательные УУД: выделение главной информации, представление информации в сжатой словесной форме.
2. Актуализация знаний.
1). - Ребята, перед вами лежат карточки. Возьмите карточку №1, прочитайте выразительно предложения, работая в парах, определите, в каких предложениях по цели высказывания используются глаголы повелительного наклонения? (в побудительных предложениях).
- Какая вставная конструкция часто используется в предложениях с глаголами повелительного наклонения? (обращение)
- Найдите глаголы повелительного наклонения в предложениях, определите на какие вопросы отвечают, что обозначают? На экране слайд 4, 5
Карточка № 1
Пример | Значение |
1. Упорно овладевайте знаниями! | призыв |
2. Вы, отроки-други, возьмите коня. (А.С. Пушкин) | просьба |
3. Молчи! Устал я слушать. (И.А. Крылов) | приказ |
4. Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (И.А. Крылов) | просьба |
5. Не стреляйте в белых лебедей! (Б.Васильев) | просьба |
6. Баранкин, будь человеком! (В. Медведев) | совет |
7. Эй, вратарь, готовься к бою! | команда |
( глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то требует или прости выполнить; отвечают на вопросы что делай, что делайте, что сделай, что сделайте) На экране слайд 6
- Определите лицо, число и время данных глаголов повелительного наклонения (глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица, единственного и множественного числа, по временам не изменяется) На экране слайд 7
- Рассмотрите таблицу на стр. 206, параграфа № 85. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении? (глаголы повелительного наклонения образуются от основ глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени при помощи суффикса -И- или безе суффикса и имеют нулевое окончание или окончание -ТЕ) На экране слайд 8
2). - Работая в парах, рассмотрите карточку № 2, сделайте вывод о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения. На экране слайд 9
Карточка № 2
|
(На конце глаголов в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква мягкий знак. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед постфиксом -СЯ и окончанием -ТЕ) На экране слайд 10
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков взаимо- и самооценки, приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: внесение корректив в выполнение учебных задач;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: развитие умений сопоставлять, систематизировать, анализировать, обобщать информацию, выделять главную и избыточную информацию, работать с таблицами.
3. Закрепление изученного материала.
1). - Обозначьте суффикс - И, окончания нулевое и - ТЕ в глаголах повелительного наклонения в задании карточки № 1, работая в парах, выполните взаимопроверку по образцу.
(овладевайте - окончание -ТЕ
возьмите - суффикс -И, окончание -ТЕ
молчи - суффикс -И, окончание нулевое
садись - суффикс -И, окончание нулевое
не стреляйте - окончание -ТЕ
будь - окончание нулевое
готовься - окончание нулевое)
2). - Работая в парах, выполните упражнение 494, замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида, определите переходность и непереходность глаголов, устно составьте с некоторыми словами словосочетания, объясните правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.
(утешайтесь - утешьтесь (неперех.), не трогайте - не троньте (перех.), увеличивайте - увеличьте (перех.), не ослабляйте - не ослабьте (перех.), встречайте - встретьте (перех.), повышайте - повысьте (перех.), не замораживайте - не заморозьте (перех.), обжаривайте - обжарьте (перех.), ускоряйте - ускорьте (перех.), отодвигайте - отодвиньте (перех.), опрокидывайте - опрокиньте (перех)
3). - Чтобы предупредить речевые ошибки в употреблении глаголов повелительного наклонения, работая в парах, выполните упражнение 494. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы и расставляя пропущенные знаки препинания.
(Петя, беги поскорее в школу. Митя, положи чертеж в портфель. Шестиклассники, кладите все всегда на место - не будете никогда ничего искать. Я подожду следующего трамвая, а ты, Миша, поезжай на этом. Вы устали, Дмитрий Сергеевич? Лягте отдохните.)
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков взаимо- и самооценки, приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: развитие умений сопоставлять, систематизировать, анализировать, обобщать информацию, выделять главную и избыточную информацию, работать с таблицами.
4. Рефлексия.
- Ребята, мы познакомились с глаголами повелительного наклонения. Чтобы выявить, как усвоен новый материал, заполните текст карточки № 3. Вставьте подходящие по смыслу выражения. Проверьте по образцу.
Карточка № 3
|
(Глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить, отвечают на вопросы что делай? что делайте?, что сделай? что сделайте? Употребляются обычно в побудительных по цели высказывания предложениях. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица единственного и множественного числа. Образуются от глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени при помощи суффикса - И или без суффикса. Имеют в единственном числе окончание нулевое, во множественном числе окончание - ТЕ. В глаголах повелительного наклонения употребляется мягкий знак после мягких и шипящих согласных). На экране слайд 12
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков самооценки, рефлексии; приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; навыков работы с текстом;
- Познавательные УУД: развитие умений систематизировать, обобщать информацию, работать с таблицами.
5. Коррекция знаний.
- Определите, где в предложенном тексте допустили ошибки, обозначьте на полях знаком вопроса. Прочитайте параграф 85, стр. 206-207, найдите ответы на вопросы. Закрепить полученные знания вы сможете, выполнив домашнее задание.
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков самооценки, рефлексии; приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; навыков работы с текстом;
- Познавательные УУД: развитие умений систематизировать, обобщать информацию, работать с таблицами.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание дается дифференцированно на выбор ученика: На экране слайд 13
1). Параграф 85, стр.206-207, упражнение 492 ( задание репродуктивного характера).
2). Параграф 85, стр.206-207. Составить рекомендации: как починить велосипед, приготовить обед, сшить изделие, употребив глаголы повелительного наклонения (задание творческого характера).
3). Параграф 85, стр.206-207. Выписать из произведений художественной литературы 7 предложений с глаголами повелительного наклонения (задание творческого характера).
Дополнительное задание: подготовить сообщение о Козьме Пруткове.
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; приобретение практического опыта; реализация уровневого подхода на основе дифференциации требований к освоению учебных программ;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; навыков работы с текстом;
- Познавательные УУД: развитие умений систематизировать, обобщать информацию.
Литература:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Русский язык 6 класс. М. Просвещение, 2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povelitelnoe_naklonenie_pechat.docx | 41.4 КБ |
povelitelnoe_naklonenie.pptx | 909.86 КБ |
pechat.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Никулова Анна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 г. Владимира
Тема урока: Повелительное наклонение глагола (с презентацией)
Класс: 6
Цель урока: дать представление о повелительном наклонении глагола.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о повелительном наклонении глагола.
2. Способствовать обучению школьников умению работать в проблемной ситуации, обобщать изучаемые объекты, делать выводы и обобщения.
3. Способствовать формированию навыков работы в малых группах (парах).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологи обучения: технология деятельностного метода, проблемного обучения, технология обучения в малых группах, проблемно-диалогическое обучение, контрольно-оценочная деятельность , формирование УД и УУД.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран).
Ход урока:
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день! Эпиграфом к сегодняшнему уроку русского языка служит высказывание Козьмы Пруткова "Если хочешь быть счастливым - будь им!" На экране слайд 2
Найдите ключевое слово в этом высказывании (будь).
- В какой форме употреблен этот глагол? (в форме повелительного наклонения).
- Сформулируйте тему урока (Повелительное наклонение глагола). На экране слайд 1
- Что обозначает слово повелительный, подберите однокоренные слова, составьте с ним словосочетание (повелевать, велеть, повелевающий, повелительный тон, повелитель стихий).
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование интереса к изучаемому предмету;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: выделение главной информации.
2. Постановка учебных задач.
- Чтобы изучение новой темы было эффективным, поставьте учебные задачи. Что узнаем на уроке, чему научимся?
(На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи.
Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи). На экране слайд 3
УУД, формируемые на данном этапе:
Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания, постановки учебных задач;
Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;
Познавательные УУД: выделение главной информации, представление информации в сжатой словесной форме.
2. Актуализация знаний.
1). - Ребята, перед вами лежат карточки. Возьмите карточку №1, прочитайте выразительно предложения, работая в парах, определите, в каких предложениях по цели высказывания используются глаголы повелительного наклонения? (в побудительных предложениях).
- Какая вставная конструкция часто используется в предложениях с глаголами повелительного наклонения? (обращение)
- Найдите глаголы повелительного наклонения в предложениях, определите на какие вопросы отвечают, что обозначают? На экране слайд 4, 5
Карточка № 1
Пример | Значение |
1. Упорно овладевайте знаниями! | призыв |
2. Вы, отроки-други, возьмите коня. (А.С. Пушкин) | просьба |
3. Молчи! Устал я слушать. (И.А. Крылов) | приказ |
4. Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (И.А. Крылов) | просьба |
5. Не стреляйте в белых лебедей! (Б.Васильев) | просьба |
6. Баранкин, будь человеком! (В. Медведев) | совет |
7. Эй, вратарь, готовься к бою! | команда |
( глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые кто-то требует или прости выполнить; отвечают на вопросы что делай, что делайте, что сделай, что сделайте) На экране слайд 6
- Определите лицо, число и время данных глаголов повелительного наклонения (глаголы повелительного наклонения употреблены в форме 2 лица, единственного и множественного числа, по временам не изменяется) На экране слайд 7
- Рассмотрите таблицу на стр. 206, параграфа № 85. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении? (глаголы повелительного наклонения образуются от основ глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени при помощи суффикса -И- или безе суффикса и имеют нулевое окончание или окончание -ТЕ) На экране слайд 8
2). - Работая в парах, рассмотрите карточку № 2, сделайте вывод о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения. На экране слайд 9
Карточка № 2
(На конце глаголов в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква мягкий знак. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед постфиксом -СЯ и окончанием -ТЕ) На экране слайд 10
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков взаимо- и самооценки, приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: внесение корректив в выполнение учебных задач;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: развитие умений сопоставлять, систематизировать, анализировать, обобщать информацию, выделять главную и избыточную информацию, работать с таблицами.
3. Закрепление изученного материала.
1). - Обозначьте суффикс - И, окончания нулевое и - ТЕ в глаголах повелительного наклонения в задании карточки № 1, работая в парах, выполните взаимопроверку по образцу.
(овладевайте - окончание -ТЕ
возьмите - суффикс -И, окончание -ТЕ
молчи - суффикс -И, окончание нулевое
садись - суффикс -И, окончание нулевое
не стреляйте - окончание -ТЕ
будь - окончание нулевое
готовься - окончание нулевое)
2). - Работая в парах, выполните упражнение 494, замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида, определите переходность и непереходность глаголов, устно составьте с некоторыми словами словосочетания, объясните правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.
(утешайтесь - утешьтесь (неперех.), не трогайте - не троньте (перех.), увеличивайте - увеличьте (перех.), не ослабляйте - не ослабьте (перех.), встречайте - встретьте (перех.), повышайте - повысьте (перех.), не замораживайте - не заморозьте (перех.), обжаривайте - обжарьте (перех.), ускоряйте - ускорьте (перех.), отодвигайте - отодвиньте (перех.), опрокидывайте - опрокиньте (перех)
3). - Чтобы предупредить речевые ошибки в употреблении глаголов повелительного наклонения, работая в парах, выполните упражнение 494. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы и расставляя пропущенные знаки препинания.
(Петя, беги поскорее в школу. Митя, положи чертеж в портфель. Шестиклассники, кладите все всегда на место - не будете никогда ничего искать. Я подожду следующего трамвая, а ты, Миша, поезжай на этом. Вы устали, Дмитрий Сергеевич? Лягте отдохните.)
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков взаимо- и самооценки, приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: развитие умений сопоставлять, систематизировать, анализировать, обобщать информацию, выделять главную и избыточную информацию, работать с таблицами.
4. Рефлексия.
- Ребята, мы познакомились с глаголами повелительного наклонения. Чтобы выявить, как усвоен новый материал, заполните текст карточки № 3. Вставьте подходящие по смыслу выражения. Проверьте по образцу.
Карточка № 3
(Глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить, отвечают на вопросы что делай? что делайте?, что сделай? что сделайте? Употребляются обычно в побудительных по цели высказывания предложениях. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица единственного и множественного числа. Образуются от глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени при помощи суффикса - И или без суффикса. Имеют в единственном числе окончание нулевое, во множественном числе окончание - ТЕ. В глаголах повелительного наклонения употребляется мягкий знак после мягких и шипящих согласных). На экране слайд 12
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков самооценки, рефлексии; приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; навыков работы с текстом;
- Познавательные УУД: развитие умений систематизировать, обобщать информацию, работать с таблицами.
5. Коррекция знаний.
- Определите, где в предложенном тексте допустили ошибки, обозначьте на полях знаком вопроса. Прочитайте параграф 85, стр. 206-207, найдите ответы на вопросы. Закрепить полученные знания вы сможете, выполнив домашнее задание.
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование навыков самооценки, рефлексии; приобретение практического опыта;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; навыков работы с текстом;
- Познавательные УУД: развитие умений систематизировать, обобщать информацию, работать с таблицами.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание дается дифференцированно на выбор ученика: На экране слайд 13
1). Параграф 85, стр.206-207, упражнение 492 ( задание репродуктивного характера).
2). Параграф 85, стр.206-207. Составить рекомендации: как починить велосипед, приготовить обед, сшить изделие, употребив глаголы повелительного наклонения (задание творческого характера).
3). Параграф 85, стр.206-207. Выписать из произведений художественной литературы 7 предложений с глаголами повелительного наклонения (задание творческого характера).
Дополнительное задание: подготовить сообщение о Козьме Пруткове.
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; приобретение практического опыта; реализация уровневого подхода на основе дифференциации требований к освоению учебных программ;
- Регулятивные УУД: контролирование и оценивание действий по результату, внесение корректив в их выполнение;
- Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; навыков работы с текстом;
- Познавательные УУД: развитие умений систематизировать, обобщать информацию.
Литература:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Русский язык 6 класс. М. Просвещение, 2007 г.
Никулова Анна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №11 г. Владимира
Самоанализ урока русского языка в 6 классе по теме «Повелительное наклонение глагола».
Цели урока: познакомиться с особенностями и способами выражения повелительного наклонения.
Развивать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Планируемые результаты:
в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Повелительное наклонение глагола» и её практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;
в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
в предметном направлении: знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении.
Оборудование: компьютер, проектор.
Методическое обеспечение урока:
презентация к уроку «Повелительное наклонение глагола» (Приложение 1);
раздаточный материал (Приложение 2).
Литература, использованная при подготовке урока:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2012.
Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей. ФГОС. Н.В.Егорова. Москва. Вако. 2014
Елена Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс. В двух частях».
Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умеющей применять полученные знания в любой ситуации).
Модель проблемно-диалогического урока на основе системно- деятельностного подхода русского языка на данном уроке реализована. Урок прошел ……………… . Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать УЗ, после чего они были зафиксирована . Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Совместно с учащимися открывались новые знания. Ученики делали свои выводы и сверяли свой результат с определением в учебнике. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из текста, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, действовать , сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).
На уроке при выполнении заданий формировалось умение находить глаголы в форме повелительного наклонения , применялась технология работы с текстом.
Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки. Мы пока работаем с 1-5 шагами.
В течение урока мы возвращались к УЗ, повторяя «как мы ее решили».
Урок на тему: «Повелительное наклонение глагола» продолжает знакомство учащихся с разделом « Морфология. Орфография». Он является одиннадцатым уроком в блоке: « Глагол». Но так как учащиеся с темой «Глагол» знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель уроков– обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. Урок проведен в классе, где 30% хорошо обученные дети, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом, 30 % - средний уровень и у третьей части класса уровень обученности низкий. При разработке урока старалась учесть особенности учащихся.
Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условий для формирования метапредметных и предметных умений через освоение знаний по теме: «Повелительное наклонение глагола»: развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.
Основная задача этого урока – совершенствование умения уч-ся опознавать глаголы повелительного наклонения, знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении. . Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе.
В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.
Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности к другому .
Далее работал принцип регулярного повторения - возвращение к пройденному материала, т.е. актуализация изученного.
На отдельных этапах урока происходил процесс взаимообучения – дети учат – принцип оптимального психического напряжения. т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель).
Одной из задач, преследуемых мной, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают предположения) и в результате приходят к формулированию УЗ урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить УЗ(располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…».
Шестиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке ( конечно не в 100 % случаев).
При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагается им, и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.
На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к УЗ, поставленным в начале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности. ( ЛЗ)
Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моих классах есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не вижу страха в их глазах, когда прошу выполнить какое-либо задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знать: как образуются и изменяются формы повелительного наклонения; Об употреблении форм повелительного наклонения. Уметь : находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
Наклонения глаголов Изъявительное Повелительное Условное
Определите наклонение выделенных глаголов Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались , потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
Глаголы, обозначающие действия, которые происходили , происходят или будут происходить на самом деле, - это глаголы в изъявительном наклонении .
Определите наклонение выделенных глаголов «Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещёный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица,- Говорит её сестрица,- То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица,- Третья молвила девица,- Я б для батюшки царя Родила богатыря».
Условное наклонение обозначает действия, которые желательны или возможны при определённых условиях. Глаголы в условном наклонении отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ? Образуется оно так: Глагол в прош . вр.+ частица БЫ(Б) Сказал бы, помог бы
Определите наклонение выделенных глаголов Берегите друг друга, Добротой согревайте , Берегите друг друга, Обижать не давайте ! Берегите друг друга, Суету позабудьте, И в минуту досуга С другом рядом побудьте! О. Высотская .
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то приказывает или просит выполнить. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)? ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)? Берегите, приходи, выучи, садитесь.
Смысловые оттенки предложений с глаголами в повелительном наклонении: Принеси, пожалуйста, тетрадь Быстро принеси тетрадь! Принеси-ка тетрадь. Не мог бы ты принести тетрадь? Просьба - Приказ, требование - Просьба с оттенком дружеского пожелания - Вежливая просьба
Повелительное наклонение. ед.ч мн.ч лет и лет и те решай решай те брось брось те Способ образования повелительного наклонения. - и - без суффикса без суффикса
Поставьте глаголы в повелительное наклонение: Продавать, приглашать, кататься, дружить, смешить, смотреть, выбирать, покупать, смеяться, беречь, любить.
Вы ждете гостей. Приготов …те что-нибудь вкусненькое. Красиво расстав …те посуду на столе, украс …те стол цветами. Подумайте не только о сервировке стола, но и о том, как будут веселит.. ся ваши гости. Встречайте каждого гостя с улыбкой. Если гости не знают друг друга, познаком …те их. Буд…те внимательны и вежливы во своими гостями!
Салат из фруктов Фрукты промойте, удалите косточки. Яблоки, груши, сливы нарежьте мелкими кубиками, виноградины порежьте попо лам , заправьте сахаром, лимонным соком, уложите в вазу, залейте взбитыми сливками и посыпьте орехами.
Вопрос : «Где мы используем глаголы в повелительном наклонении?» Пословицы. Рецепты. Рекламные объявления. Памятки к урокам. Инструкции.
Вставьте орфограммы. Найдите глаголы в повелительном наклонении. Выделите суффиксы и окончания. Не пр...выкайте к ч… десам , - Д… витесь им, д...витесь ! Не пр...выкайте к н...бесам , Глазами к ним т...нитесь . Пр... глядывайтесь к ... блакам , Пр... слушивайтесь к птицам, Пр... кладывайтесь к р...дникам ,- Н...что не повт...рит...ся . За мигом миг, за шагом шаг Вп ...дайте в изумлен...е . Всё будет так - и всё не так Через одно мгновен...е . В. Шефнер
Сравните глаголы проверься обнаружь обеспечьте отправьте На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква Ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием -ТЕ. проверяйся обнаруживай обеспечивайте отправляйте
Запишите текст. Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь на речку. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки. Наберитесь терпения. Вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыбы склюет наживу и оставит вас с носом.
Занимательная задача. В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С. Маршака? Был сынок у маменьки – Медвежонок маленький. Мать за ним ухаживай, Мучайся с сынком, Мой его, приглаживай Шёрстку языком.
Домашнее задание п. 85, упр.491,492
Предварительный просмотр:
Текст 1
Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
Текст 2
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
Текст 3
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минуту досуга
С другом рядом побудьте!
О. Высотская.
Продавать, приглашать, кататься, дружить, смешить, смотреть, выбирать, покупать, смеяться, беречь, любить.
Вы ждете гостей. Приготов…те что-нибудь вкусненькое. Красиво расстав…те посуду на столе, украс…те стол цветами. Подумайте не только о сервировке стола, но и о том, как будут веселит..ся ваши гости. Встречайте каждого гостя с улыбкой. Если гости не знают друг друга, познаком…те их. Буд…те внимательны и вежливы во своими гостями!
Салат из фруктов
Фрукты промойте,удалите косточки. Яблоки, груши, сливы нарежьте мелкими кубиками, виноградины порежьте попо лам, заправьте сахаром, лимонным соком, уложите в вазу, залейте взбитыми сливками и посыпьте орехами.
Вставьте орфограммы. Найдите глаголы в повелительном наклонении. Выделите суффиксы и окончания.
Не пр...выкайте к ч…десам, -
Д…витесь им, д...витесь!
Не пр...выкайте к н...бесам,
Глазами к ним т...нитесь.
Пр...глядывайтесь к ...блакам,
Пр...слушивайтесь к птицам,
Пр...кладывайтесь к р...дникам,-
Н...что не повт...рит...ся.
За мигом миг, за шагом шаг
Вп...дайте в изумлен...е.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновен...е.
В. Шефнер
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь на речку. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки. Наберитесь терпения. Вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыбы склюет наживу и оставит вас с носом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Повелительное наклонение глагола"
Презентация "Повелительное наклонение глагола" 6 класс...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола" поможет эффективно провести урок по данной теме. Помимо заданий по теме, содержит задания занимательного характ...
"Прошу, советую, приказываю". Презентация к уроку русского языка в 6 классе о повелительном наклонении глаголов.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=368810&d_no=358334&ext=Attachment.aspx?Id=181980 Презентация выполнена в программе Microsoft PowerPoint 2007. В презентации настроены произвольн...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе теме "Повелительное наклонение глагола" содержит музыкальную физминутку для глаз....
Повелительное наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола.
Маршрутный лист...
Презентация на тему: "Повелительное наклонение глагола" (6 класс)
Цель данной методической разработки: познакомить обучающихся с грамматическими особенностями, способами образования повелительного наклонения глаголов.Задачи: знать грамматические особенности повелите...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола")
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное накло...