Рабочая программа междисциплинарного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии»
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Людмила Дмитриевна Кудрякова

Программа междисциплинарный курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием материалов примерной Программы по русскому (родному) языку для основных школ в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 20014-2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_trudnye_voprosy_orfografii_6_klass.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ярцевская средняя  школа № 4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от 29.08.2017г

Протокол №1

Принято

Педагогическим советом

от 30.08.2017г

Протокол №1

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ №4

от «31» 08.2017г

№143

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

междисциплинарного курса

по  русскому языку

«Трудные вопросы орфографии»

6 А класс

Кудряковой Людмилы Дмитриевны

                                                                               

2017/2018  учебный год

                   

Рабочая программа междисциплинарного курса

«Трудные вопросы орфографии»

для учащихся 6«а» класса (базовый уровень) 35 часов.

Программа междисциплинарный курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием материалов примерной Программы по русскому (родному) языку для основных школ в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 20014-2016 г.

                                             Пояснительная записка

Программа междисциплинарный курса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 6 классов. Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.

 Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса.

Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка

Программа междисциплинарного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

-проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-умение отстаивать свое мнение;

-умение соотносить цели и результат;

-проявление познавательного интереса к происхождению слов;

-осознание ценностного отношения к полученным знаниям;

-обосновывание своей точки зрения;

Метапредметные:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

 -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметные результаты:

Шестиклассник научится:

-находить в словах изученные в орфограммы;

- находить орфографические ошибки и исправлять их;

-правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;

-пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Шестиклассники получат возможность научиться: 

-обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

-объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

-владеть приемом поморфемного письма;

- разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;

- анализировать и исправлять речевые ошибки (по теме занятия);

- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;

-определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д.;

- составлять свои задания по темам курса;

                                  II. Содержание тем учебного курса:

Правописание корней. Правописание приставок.  Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-. Употребление слов с иноязычными приставками. Правописание гласных в корне слов. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением. Правописание согласных в корне слов. Сомнительная согласная;  непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Правописание суффиксов. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Н и нн  в суффиксах прилагательных и существительных.

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных.

Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных в речи.

Правописание окончаний. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Употребление букв ё(е) – о после шипящих и ц. употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания. 

Чередование гласных, о-а, е-и. Употребление ь и ъ

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь и ъ.

Употребление ь в числительных.

-тся и –ться в глаголах.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный). Правописание сложных слов.

Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Употребление прописных букв.

Прописные буквы в собственных именах. 

Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

                                                     

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Тема

К-во часов

Дата

по плану

факт

Что ты знаешь о составе слова?

1

01.09.

Твой помощник- орфографический словарь.

1

08.09.

Понятие «орфографическая зоркость».

1

15.09.

Опасные при письме места.

1

22.09.

Корень и однокоренные слова.

1

29.09.

Что ты знаешь о правописании проверяемых гласных в корне?

1

06.10.

Запомню непроверяемые.

1

20.10.

Корни с чередованием гласных.

1

27.10.

Звонкие и глухие согласные в корне.

1

03.11.

Непроизносимые согласные в корне.

1

10.11.

Традиционное написание приставок.

1

17.11.

Приставки, написание которых зависит от глухости-звонкости.

1

01.12.

Значения приставки -ПРИ-

1

08.12.

Значения приставки -ПРЕ-

1

15.12.

Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем.

1

22.12.

Разыскной или розыскной. Гласные в приставке.

1

29.12..

Согласные в приставке.

1

12.01.

Приставка и предлог.

1

19.01.

Правописание суффиксов имен существительных.

1

26.01.

Н или НН в суффиксах имен прилагательных.

1

02.02.

К или СК в суффиксах имен прилагательных.

1

09.02.

Гласные в суффиксах глаголов.

1

16.02.

Гласные в суффиксах глаголов.

1

02.03.

Способы проверки безударных окончаний имен существительных.

1

16.03.

 Способы проверки безударных окончаний.

Прилагательных.

1

23.03.

Безударные окончания глагола.

1

30.03.

Строчная или прописная? Различение собственных и нарицательных существительных.

1

06.04.

О-Е после шипящих и Ц в разных частях речи.

1

20.04.

Написание имен прилагательных, образованных сложением.

Соединительные гласные в сложных словах.

1

27.04.

Ь на конце слова и после шипящих.

Ь в числительных.

1

04.05.

   31-32

Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями.

2

11.05.

     33

Ь в числительных.

1

18.05.

     34

Правописание в различных частях слова. Повторение и обобщение пройденного.

1

25.05.

     35

 Проверь себя. Контрольная работа.

1

26.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы орфографии" 6 класс

Языкознание играет огромную роль в системе школьного образования и должно стать самостоятельным предметом. Поэтому данный элективный курс крайне необходим для учащихся. Данный курс основан на функцион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии»

Междисциплинарный курс рассчитан на 17 часов (0, 5 часа в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.Данный междисциплинарный курс позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии»

Программа курса нацелена на подготовку учащихся к ОГЭ по русскому языку...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"

Программа элективного курса по русскому языку  "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы лингвистики"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы лингвистики"  рассчитана на 2 года и предназначена для 10-11 классов (по 34 часа в год)...