Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы лингвистики"
элективный курс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы лингвистики" рассчитана на 2 года и предназначена для 10-11 классов (по 34 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_voprosy_lingvistiki_rabochaya_rogramma_10-11_klass.docx | 70.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, муниципальное образование Отрадненский район, ст. Отрадная, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Колесника А.С.
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы ________________________ Руководитель МО Н.Н.Муртузалиева Протокол №1 от «24» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Т.А.Агафонова «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №1 имени Колесника А.С. ________________________ Председатель С.Н.Лазарев протокол №1 от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Трудные вопросы лингвистики»
Уровень образования: среднее общее (10-11 класс)
Количество часов: 102 (34 – 10 класс, 68- 11 класс)
Составитель: Кожушко Елена Викторовна
Рабочая программа составлена в соответствии с ФОП СОО (Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 года №371)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы лингвистики» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы учебного курса «Русский язык» на уровне среднего общего образования, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой организацией руководства) Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и предусматривает непосредственное применение при выполнении вариативной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством общения всех народов Российской Федерации, их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует внедрению обучения, которое сохраняет традиционные российские духовно-нравственные ценности; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формирование интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитие эмоционального интеллекта, способностей понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивающий коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только изучением, но и владением другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное влияние на изменение качества других предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, функций самоорганизации и самоконтроля.
Свободное обращение на русском языке является социализацией личности, способом к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа курса реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования осваиваются основные понятия о знаниях языка и речи, сформированные на основе соответствующих знаний и навыков, направленные в большей степени на совершенствование умений, эффективно использовать язык в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных формах образования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы курса является направленность на полноценное владение культурной речью во всех ее аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на средства обеспечения речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей основой обучения элективного курса «Трудные вопросы лингвистики» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на конструкции и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.). .) для их понимания, сжатия, трансформации, значимости и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучения русского языка на уровне среднего общего образования основывается на технических знаниях и компетенциях, которые сформировались на начальном общем и основном общем образовании, и обеспечивает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знания о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы достигаются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Элективный курс «Трудные вопросы лингвистики» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ»
Изучение русского языка в рамках курса направлено на достижение следующих целей:
- осознание общероссийской гражданственности, патриотизма, уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как языке духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; с момента появления в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; поддерживает ценностное отношение к русскому языку;
- владение русским языком как переход к личностному развитию и формированию общества; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе владения понятиями культуры речи и функциональной стилистики, средств нормативного применения языковых единиц и расширения круга применения языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных существах общения, способностей к самоанализу и самооценке на основе обоснования речи;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализ текста с точками зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые уровни разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
- обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных ресурсов в русском языке и перечень которых заложен в нормативных словарях.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса «Трудные вопросы лингвистики» в 10–11 классах основного среднего образования в учебном плане отводится 102 часа: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ»
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Формы поддержания национального русского языка. Литературный язык, просторечие, народные разговоры, профессиональные сорта, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Система языка, ее устройство, функционирование. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слов. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных звуковых звуков, некоторые противоречия, сочетания противоречий. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударного языка в современном литературном английском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слов. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их применение. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слов. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слов (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слов. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слов. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).
Основные нормы употребления имён существительных: формы рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных включают в себя: формы степенного сравнения, краткие формы.
Основные нормы употребления числительных, порядковых и собирательных.
Основные правила употребления местоимений: форма 3-го лица личного местоимения, возвратного местоимения «себя».
Основные правила употребления глаголов: некоторые личные формы (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; Образование некоторых глагольных форм: формы прошедшего времени с суффиксом -ну-, формы повелительного наклона.
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфемы; слитные, дефисные и отдельные написания; применение прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического выражения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание Н и НН в словах различных частей речи.
Правописание НЕ и НИ.
Правописание окончаний имён сущностных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и разделительное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты (адресант и адрес; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения к партнёру и др.). Строгие формулы русского речевого этикета, применяемые к ситуации в официальном/неофициальном общении, статусу адресата/адресата и т. д. п.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другое, и прослушанного текста. План. Тезисы. Конспект.
11 КЛАСС
Общие сведения о языке
Культурная речь в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное применение иноязычных заимствований и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложений.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Согласование основных норм, сказуемых с подлежащими, в состав которых входят слова многих, ряда, большинства, меньшинства; с нарушениями, выраженными количественно-именными сочетаниями (двадцать лет, пять человек); значения в его составе числительные, оканчивающиеся на один; значащие в его составе числительные, два три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным приложением (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существенным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова.
Основные правила употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложного предложения.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения.
Разделы русской пунктуации и системные правила, включенные в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; признаки препинания между частями сложного предложения; признаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение).
Разговорная речь, сфера ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, исключительно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сфера его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности современного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная диссертация, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор).
Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сфера его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор).
Язык художественной литературы и его отличие от других эффективных языков (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование средств изобразительно-выразительных, языковых средств, другие эффективные методы языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осваивание личностных результатов учащимся необходимо осуществлять на уровне среднего общего образования в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с переменными включенными социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в рамках соблюдения норм поведения и сдерживающими процессами самопознания, самовоспитания и саморазвития, развитие внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; Поддержка памяти защитников Отечества и подвигов Героев Отечества, закона и правопорядка, человека труда и людей старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природы и окружающей среды.
В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у обучающегося формируются следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в примерах с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
- готовность вести совместную деятельность в обществе, участвовать в самоуправлении в школах и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с их функциями и назначениями;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижения России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
- идейная уверенность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за свою судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность морального сознания, норм этичного поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение будущего;
- ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убеждённость в новаторстве для общества и отечественного и европейского искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, учет качества творческой личности, в том числе при выполнении работы на русском творческом языке.
5) физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в дальнейшем совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной зоной;
- активное неприятие вредных привычек и форм причин вреда здоровью и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, возможность инициировать, планировать и самостоятельно изучать такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; уметь делать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к формированию всего и самообразованию на всю жизнь.
7) экологического воспитания:
- сформированность культуры, понимание социально-экономических процессов в состоянии природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
- планирование и прогнозирование действий в окружающей среде на основе знаний целей развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия хозяйственных действий и предотвращать их;
- расширение опыта деятельности главной направленности.
8) ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному подходу развития науки и общественной практики, основанная на диалоге культуры, способствующая осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценностей научной деятельности, готовность изучать учебно-исследовательскую и проектную деятельность, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися элективного курса по русскому языку формируется самосознание, включающее умение понимать свое эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умения принимать ответственность за свое поведение, способности регулировать гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новым;
внутренняя мотивация, включающая подход к достижению целей и успеха, оптимизм, инициативность, умение действовать, выход из своих возможностей;
- эмпатия, включающая способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и проявлять к нему внимание при общении;
- социальные навыки, включающие возможность выстраивать отношения с другими людьми, следить за ними, учитывать интересы и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения элективного курса по русскому языку на уровне среднего общего образования у обучающихся формируются познавательные универсальные технологические, коммуникативные универсальные технологические действия, регулятивные универсальные технологические действия, современная деятельность.
У обучающегося формируются следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных логических действий:
- самостоятельно сформулировать и актуализировать проблему, рассмотреть ее всесторонне;
- сохранение существующего признака или опоры для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых тенденций и процессов, текстов различных эффективных результатов языка, функционально-смысловых типов, жанров;
- определять цели деятельности, задавать параметры и оценивать их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия языковых тенденций, данные в наблюдении;
- Разработать план решения проблем с учётом анализа состояния материальных и нематериальных ресурсов;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и результаты соответствия лицам;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов на английском языке;
- развивать креативное мышление при разрешении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося формируются следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, концепции и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применения различных методов познания;
- формировать научный тип мышления, владеть научными знаниями, в том числе лингвистической терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и здоровых жизненных объектах;
- выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии решения ее, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- дать оценку новой ситуации, приобретенному опыту;
- уметь интегрировать знания из разных регионов субъектов;
- уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и методы деятельности — в профессиональной среде;
- выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося формируются следующие методы работы с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно изучать поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных форм и представлений;
- создавать тексты в различных форматах с указанием назначения информации и ее включения, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
- оценить достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий при обеспечении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- Обладая навыками защиты личной информации, соблюдайте требования информационной безопасности.
У обучающихся формируются следующие навыки общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- изучать общение во всех существах жизни;
- использовать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
- Развёрнуто, логично и правильно с точки зрения точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывания.
У обучающихся формируются следующие методы самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных объектах;
- самостоятельно составить план решения проблем с учётом имеющихся ресурсов, естественных возможностей и природных условий;
- уточнение рамок настоящего предмета на основе личного цвета;
- делать осознанный выбор, умело аргументировать его, брать на себя ответственность за результаты выбора;
- оценить приобретенный опыт;
- стремление к формированию и обеспечению широких исследований в разных областях знаний; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося формируются следующие методы самоконтроля, принимая себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
- давать оценку новой ситуации, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов действиям лиц;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания происходящих действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приемы рефлексии для оценки, выбора ситуации верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- мотивы принятия и аргументации других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других по ошибке;
- развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
Для обучающегося формируются следующие приемы совместной деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выберите темы и методы действий участников с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- совместная деятельность, организация и координация действий по их осуществлению: составлять планы действий, утверждать действия с учетом целей моих участников, обсуждать результаты, принимать совместные работы;
- оценить качество своего вклада и вклада каждой команды в общие результаты по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической инновации; творческие способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получает следующие предметные результаты по разделам тем программы курса:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаках системы, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексика, отражающая международные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснить значение данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точками отражения в истории и культуре народа (в рамках изучаемого).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном государстве Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Обеспечить существование форм русского языка (литературный язык, народные говоры, профессиональные формы, жаргон, арго), и дать характеристику знания литературного языка и его роли в обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о языке как системе, знать основные значения и уровни языковой системы, анализировать языковые значения уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как раздел лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующий пример.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной задачи, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, ее видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Определить изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных звуковых звуков, некоторых противоречий, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и оценивать характер речевых высказываний (в том числе собственных) с точки зрения рассмотрения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные фразельные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слов.
Определить изобразительно-образовательные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения рассмотрения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Речь. Речевое общение
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стиля (объём сочинения — не менее 150 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к ситуации официального/неофициального общения, статуса адресата/адресата и другого; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой формы общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации.
Соблюдать нормы устной речи и письменные нормы современного русского литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словопотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применить знание о тексте, его основных признаках, проявлениях и видах, представленных в нем информации в речевой версии.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемую зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стиля (объём сочинения — не менее 150 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект и другие).
Исправлять текст: Использовать логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К окончанию обучения в 11 классе учащийся получает следующие предметные результаты по разделу тем программы:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) проявления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слов.
Выделять особенности употребления в тексте разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения рассмотрения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев, когда они употребляются в виде сущностных, имён включенных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изучаемого).
Использовать словарь грамматических средств, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слов.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе по размеру) с точки зрения рассмотрения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изучаемого).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с явлениями, использовать падежной и предложно-падежной формы управляемых слов в словосочетании, использовать однородные предложения членов, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изучаемого).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических инструментов, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русских пунктуации.
Выполнять пунктуальный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изучения изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктам.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, четкости стиля (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных альтернативных языков (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стиля (объём сочинения — не менее 150 слов).
Применить знания о том, как можно разнообразить жизнь языка в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Всего | К.Р. | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке. | 2 | 0 | ||
1.1 | Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
1.2. | Формы существования русского национального языка. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
Раздел 2. Речь. Речевое общение. Текст. Информационно-смысловая переработка текста. | 19 | 1 | ||
2.1 | Текст, его основные признаки (повторение, обобщение). | 6 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
2.2 | Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
2.3 | Информативность текста. Виды информации в тексте. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
2.4 | Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другое, и прослушанного текста. | 3+6 | ||
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы. | 13 | 1 | ||
3.1 | Лексика и фразеология как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства лексики (повторение, обобщение). | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.2 | Функционально-стилистическая окраска слова. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.3 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.4 | Многозначные слова и омонимы, синонимы, антонимы, их употребление. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.5 | Основные лексические нормы современного русского языка. | 6 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.6 | Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ В 10 КЛАССЕ Сочинений 3 (6 часов) | 34 | 2 |
11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Всего | К.Р. | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке. | 1 | 0 | ||
1.1 | Культурная речь в экологическом аспекте. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
Раздел 2. Речь. Речевое общение. Текст. Информационно-смысловая переработка текста. | 10 | 1 | ||
2.1 | Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другое, и прослушанного текста. *Часы распределены по всем разделам курса | |||
Раздел 3. Функциональная стилистика. Культура речи. | 7 | 0 | ||
3.1 | Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стили речи. Стилистическая норма (повторение, обобщение). | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.2 | Научный стиль. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.3 | Официально-деловой стиль. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.4 | Публицистический стиль. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
3.5 | Язык художественной литературы. | 3 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы. | 9 | 1 | ||
4.1 | Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
4.2 | Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление). | 8 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы. | 15 | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.1 | Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.2 | Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.3 | Синтаксические нормы. Основные нормы согласование сказуемого с подлежащим. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.4 | Основные нормы управления. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.5 | Основные нормы употребления однородных членов в предложении. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.6 | Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 3 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.7 | Основные нормы построения сложного предложения. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
5.8 | Обобщение и систематизация по теме: «Синтаксис. Синтаксические нормы». | 4 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии. | 10 | 1 | ||
6.1 | Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.2 | Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.3 | Правописание суффиксов. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.4 | Правописание Н и НН в словах различных частей речи. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.5 | Правописание НЕ и НИ | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.6 | Правописание окончаний имён существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.7 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
6.8 | Повторение и обобщение по теме: «Орфография. Основные правила орфографии». | 2 | ||
Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации. | 16 | 1 | ||
7.1 | Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.2 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.3 | Знаки препинания при обособлении. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.4 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями, с обращениями, с междометиями. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.5 | Знаки препинания в сложных предложениях. | 2 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.6 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. | 3 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.7 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | 1 | библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bass | |
7.8 | Повторение и обобщение по темам раздела «Пунктуация. Основные правила пунктуации» | 4 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ В 11 КЛАССЕ Сочинений 5 (10 часов) | 68 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний у...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии»
Программа курса нацелена на подготовку учащихся к ОГЭ по русскому языку...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы по русскому языку Н.Гольцовой...